Давно заметил, что калининградцы ещё те краеведы. Большинство о родной области владеет весьма поверхностной информацией. Но даже если вы нарвались на осведомлённого аборигена, то в 90% случаев можете поставить его в тупик вопросом: «А что вы порекомендуете посмотреть в городе Ширвиндт?». А между тем первые упоминания о нём известны с 1515 года и уже в 1725 году сам король Пруссии Фридрих Вильгельм I даровал местечку городские права и герб заодно. И не думайте, что он изображает хорошо прожаренную курочку, поданную Фрицу всея Пруссии на обед, как может показаться при первом рассмотрении. На гербе изображено всходящее солнце. Именно этот город первым в Пруссии, а потом и всей Германской империи встречал рассвет, т.к. был самым восточным городом. Но еще раньше на этом месте в области Надровия существовало языческое поселение Свенита, обитатели которого подверглись христианизации в 1270 году.
Расположившись у слияния рек Шешупе (приток Мемеля – Немана) и Шервинты, которой и обязан названием, город граничил с Российской империей, потом Литвой. Граница с Литвой опять появилась в конце прошлого столетия.
В городе регулярно проводились ярмарки, появился свой суд, а с 1766 года начала функционировать аптека. Появился гарнизон из целого эскадрона гусар. В 1807-м объявились чужеземные солдаты: после битвы при Фридланде целый месяц в городке квартировали 30 тысяч бойцов французского маршала Нея. Все дома были переполнены оккупантами, которых, к тому же, требовалось кормить. По сравнению с этим несчастьем две конные дивизии Великой армии, которые в 1812 году прошли через город на восток, уже воспринимались как сущий пустяк. А в декабре бюргеры с тайным злорадством наблюдали обратный транзит уцелевших наполеоновских вояк, хлебнувших лиха в России.
Летом 1844 в городе побывал очередной король Пруссии – Фридрих Вильгельм IV. Проехавшись по улицам, Его Величество узрел на противоположном берегу Шервинты, в российском городе Владиславов (сейчас это литовский Кудиркос-Науместис) барочные башни тамошнего костела. И я такое же хочу! – воскликнул восхищенный монарх, повелев: «На Западе я построил католикам Кёльнский собор, теперь здесь, на Востоке, следует построить лютеранам собор, который столь же гордо смотрел бы в направлении России, как католическая церковь на той стороне смотрит сюда.».
Проектированием нового собора занимался придворный архитектор Фридрих Август Штюлер. Законченная строительством в 1848 году церковь из красного кирпича с двумя башнями высотой 56, 3 метра получилась хоть куда. «Кирху Иммануила», как попросил назвать храм король, по праву считали одной из красивейших в Восточной Пруссии. Вот только размеры культового сооружения явно не соответствовали скромным масштабам Ширвиндта, который вплоть до 1910 года был еще и самым маленьким городом Германии.
Да, несмотря на явное благоволение данному населенному пункту высокопоставленных особ, местное население все никак не увеличивалось, и с момента обретения городских прав за последующие 200 лет упорно не желало плодиться и размножаться. Зато наряду с гигантской кирхой городок обзавелся самой большой ветряной мельницей из когда-либо построенных в Европе.
С началом Первой мировой войны, в августе 1914 года Ширвиндт был занят 2-й гвардейской кавдивизией. В ее лейб-гвардии гусарском полку служили дети Великого князя Константина Романова. Известен отзыв одного из них – Гавриила о том, что ему довелось здесь увидеть: «Какую противоположность представлял Ширвиндт по сравнению с грязным и непривлекательным Владиславовом! Чистенький город, повсюду была видна аккуратность». Потом русские войска отступили, сдав город, об этом есть другие воспоминания Николая Гумилева в «Записках кавалериста»: «В 7 часов утра началось наступление противника на Ширвиндт. Защита сложна, так как мало пехоты… Ширвиндт с трудом держится…» В октябре следующего снова взяли штурмом. При этом из 118 домов осталось целыми 4.
После войны город попал в специально разработанную программу восстановления пострадавших в ходе боевых действий населенных пунктов Восточной Пруссии, его шефом стал Бремен. К 1925 году успели возвести 96 жилых зданий, 144 различных служебных постройки и даже пансионат для престарелых, в котором, за отсутствием городской тюрьмы, были оборудованы также две камеры для арестованных. Появилось множество магазинов, ТРИ!!! отеля, отделение имперского банка, народная, частная средняя, коммерческая и профессиональная школы, водонапорная станция, молокозавод, почтовое отделение, таможенные учреждения, пограничная полиция. Даже свое такси забегало – правда, в единственном экземпляре.
Памятник о тех событиях тоже поставили.Впрочем, Ширвинд по-прежнему оставался провинциальным прусским городком, население которого не только не росло, но даже напротив, уменьшалось. К 1939-му количество обывателей сократилось до 1 090. Население выросло только в годы войны с появлением нового градообразующего предприятия концлагеря «Офлаг-60», где было замучено более 4 тысяч человек. В августе 1944 произошёл обстрел из советских пушек-гаубиц. Что ж, Ширвинд вновь стал «самым» - самым первым городом Третьего Рейха, подвергнутым артобстрелу с начала войны.
Однако в прямой видимости советские войска появились только после начала Гумбиннен-Гольдапской наступательной операции РККА. Это были бойцы 184-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, 294-й стрелковый полк вошел в Кудиркос-Науместис, но продолжить движение через реку не смог - мост оказался заминированным. К тому же, на высоком западном берегу виднелись расположенные в шахматном порядке на расстоянии 100-150 метров друг от друга железобетонные доты. Этого добра и сейчас здесь навалом.
17 октября в ходе жестоких боёв город был взят. Многие помнят эти фотографии из хроник. Ширвинд опять стал самым первым городом – самым первым, взятым советскими бойцами!
После этого штурма в Ширвиндте домов уцелело еще меньше, чем во время Первой мировой – всего два! В ноябре 1947-го статус Ширвиндта понизили, переименовав то, что осталось от городка, в поселок Кутузово. Постепенно руины сравняли с землей. Результаты переписи 2010 года гласили, что постоянных жителей в данном населенном пункте нет. Ну а там, где некогда красовалась величественная кирха, сегодня высится небольшой холм щебня, увенчанный знаком с напоминанием о том, что до войны здесь был город…
Граница нынче на замке.
Ах, да! Александр Ширвиндт имеет прямое отношение к городу. Его отец родом из этого славного местечка. Бывая в Калининграде, он посещал и Кутузово. И даже книгу написал «SCHIRWINDT, стёртый с лица земли». Забавная вещица. Очень рекомендую.