Найти в Дзене
Станислав Чигаров

Почему работодатели не повышают зарплату?

Работодатели разными способами занимаются «тимбилдилгом»: пытаются сплотить всех сотрудников в один крепкий пучок. В ход идут корпоративные застолья, дресс-коды, корпоративные зоны отдыха и питания, а также рассказы о том какая мы все отличная команда и т.д. В компаниях поменьше рассказы о том, что «мы команда» чаще заменяются на восторги по поводу того, что сотрудники и работодатель – это вообще одна семья.

Одной из причин падения рабовладельческого строя было то, что рабы предельно не заинтересованы в труде на хозяина, а поэтому их эффективность ниже, чем у свободных людей. Крепостные уже что-то имеют по сравнению с рабами и трудятся охотнее, но, всё же, им далеко до того, чтобы считать себя одной семьёй с барином. В наше время, когда многие считают себя наделёнными такими же правами, как у хозяев бизнеса – люди трудятся на хозяев намного охотнее, чем крепостные или рабы.

У человека есть потребность в улучшении условий своего существования и потребность причислять себя к группе себе подобных. Именно этими стремлениями людей пользуются руководители компаний, развивающие корпоративную культуру.

Весь этот маскарад в первую очередь нужен для того, чтобы уравнять интересы компании с интересами трудящихся в ней людей (часть команды - часть корабля) или, другими словами, повысить лояльность работников. У хозяина бизнеса лояльность к своей компании присутствует и без корпоративов, поскольку он экономически непосредственно связан с фирмой, значит тимбилдингом работодатель добивается именно лояльности подчинённых. Работники при этом связаны с компанией опосредованно, через своё начальство. Я имею ввиду, что значительный рост доходов компании не обязательно приведёт к росту доходов работника, а если этот рост и случится, то он будет несопоставим с ростом доходов хозяина.

И вот мы подошли к лояльности работников, которой зачем-то добивается работодатель. Не трудно догадаться, что сама по себе лояльность не окончательная цель, это пряник рядом с кнутом, это валюта, которую можно конвертировать очень во многое, но конвертировать её будут, конечно же, в деньги. Лояльный коллектив не станет заниматься отстаиванием своих прав перед работодателем, отдаст на откуп хозяину свои интересы, к объединению в профсоюз для борьбы будет относиться как к бузотёрству и ребячеству, будет спокойнее реагировать на незаслуженное увольнения коллег и многое другое. В итоге на зарплате лояльного коллектива можно экономить (снижение расходов), а работать такой коллектив будет охотнее (повышение доходов), что в итоге всеми путями приводит к достижению главной цели собственника средств производства – росту прибыли.

Так почему же такому члену команды, а то и члену семьи, как хозяин не разделить прибыль между работниками поровну или соразмерно их полезности? Ну или хотя бы не поднять просто так зарплаты своим «детям», «братьям» и «сёстрам»? Потому что бизнес – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому, чтобы бизнес был эффективным, только работодатель для работников должен быть родственником, но не наоборот.

А ещё работники, живущие от зарплаты до зарплаты, намного сговорчивее тех, чьё увольнение не приведёт к потере жилища или жёсткой экономии, а значит лишних денег (запасов) у подчинённых оставаться не должно, чтобы они не стали через чур самостоятельными. Поэтому, хоть на первый взгляд это выглядит оксюмороном, баловать подчинённых доплатами порой означает рисковать их лояльностью.

-2

Таким образом мы выяснили, что работники с высокой зарплатой могут уйти, потому что у них есть накопления на поиск другой работы, а иногда даже на открытие своего дела. Но многие работники могут быть вполне довольны условиями, да ещё и высокой зарплатой. То есть повышение зарплаты не всегда приводит к не контролируемой утрате лояльности.

Есть и другие ощутимые причины, по которым хозяин бизнеса не заинтересован в беспочвенном повышении зарплат, а значит вопрос "что будет, если работодатель просто возьмёт и раздаст всю прибыль работникам?" (физически же это возможно) ещё не до конца раскрыт.

Способность к труду в нашем обществе – это товар. И покупают товар не дороже, чем продавец за него просит. Грамотный покупатель всегда старается купить товар с минимальной потерей качества, при этом как можно дешевле. Избыток товара приводит к падению цены на него. Поэтому человек с тремя высшими образованиями может получать меньше работника со средним образованием, поэтому бизнес так настойчиво привлекает мигрантов, поэтому не требующим повышения зарплаты её повышают намного реже и поэтому безработицу в наше время никак «не могут» преодолеть.

Увеличивать цену на товар по собственной воле покупатель станет только в очень редких случаях, например, когда он опасается, что по нынешней цене товар ему не продадут или когда он испытывает особую симпатию к продавцу и даёт ему «чаевые». Когда один из покупателей вдруг начинает приобретать товар по завышенной цене – это создаёт активность у других продавцов, которые, увидев, что товар может быть продан дороже, стремятся продать его тому покупателю, который покупает дороже или продать дороже своему покупателю. И тут уже в движение приходят покупатели, возмущённые попытками поднять цены. Другими словами: повышение зарплаты одним работодателем создаёт трудности с кадрами и их оплатой для других работодателей. При этом у других работодателей есть конкурентное преимущество в виде сэкономленных на зарплатах денег. Этим преимуществом можно воспользоваться для подавления конкурента в лице, завышающего зарплаты своим работникам предпринимателя. Есть много способов с помощью денег потопить конкурента, но самым очевидным в такой ситуации является демпинг – бизнесмены временно снижают цены на свои товары и услуги, пока те из них, чья прибыль меньше не разорятся. А прибыль меньше в том числе у тех, у кого больше расход на рабочую силу. И вот сердобольный работодатель, обанкротившись, оказывается вынужден рассылать своё резюме бывшим конкурентам.

Проще говоря неписанные правила игры «капитализм» устроены так, что предпринимателям не просто не выгодно, но и опасно эти правила нарушать.

Что же остаётся делать трудящимся, раз работодатель не заинтересован обеспечивать их дополнительными правами и средствами, которые есть в его распоряжении? Объединяться и по меньшей мере требовать улучшения своих условий так, чтобы игнорирование этих требований влекло большие расходы, чем следование им.

***

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайки и комментируйте, если считаете, что эту статью должно увидеть больше людей.