Работодатели разными способами занимаются «тимбилдилгом»: пытаются сплотить всех сотрудников в один крепкий пучок. В ход идут корпоративные застолья, дресс-коды, корпоративные зоны отдыха и питания, а также рассказы о том какая мы все отличная команда и т.д. В компаниях поменьше рассказы о том, что «мы команда» чаще заменяются на восторги по поводу того, что сотрудники и работодатель – это вообще одна семья.
Одной из причин падения рабовладельческого строя было то, что рабы предельно не заинтересованы в труде на хозяина, а поэтому их эффективность ниже, чем у свободных людей. Крепостные уже что-то имеют по сравнению с рабами и трудятся охотнее, но, всё же, им далеко до того, чтобы считать себя одной семьёй с барином. В наше время, когда многие считают себя наделёнными такими же правами, как у хозяев бизнеса – люди трудятся на хозяев намного охотнее, чем крепостные или рабы.
У человека есть потребность в улучшении условий своего существования и потребность причислять себя к группе себе подобных. Именно этими стремлениями людей пользуются руководители компаний, развивающие корпоративную культуру.
Весь этот маскарад в первую очередь нужен для того, чтобы уравнять интересы компании с интересами трудящихся в ней людей (часть команды - часть корабля) или, другими словами, повысить лояльность работников. У хозяина бизнеса лояльность к своей компании присутствует и без корпоративов, поскольку он экономически непосредственно связан с фирмой, значит тимбилдингом работодатель добивается именно лояльности подчинённых. Работники при этом связаны с компанией опосредованно, через своё начальство. Я имею ввиду, что значительный рост доходов компании не обязательно приведёт к росту доходов работника, а если этот рост и случится, то он будет несопоставим с ростом доходов хозяина.
И вот мы подошли к лояльности работников, которой зачем-то добивается работодатель. Не трудно догадаться, что сама по себе лояльность не окончательная цель, это пряник рядом с кнутом, это валюта, которую можно конвертировать очень во многое, но конвертировать её будут, конечно же, в деньги. Лояльный коллектив не станет заниматься отстаиванием своих прав перед работодателем, отдаст на откуп хозяину свои интересы, к объединению в профсоюз для борьбы будет относиться как к бузотёрству и ребячеству, будет спокойнее реагировать на незаслуженное увольнения коллег и многое другое. В итоге на зарплате лояльного коллектива можно экономить (снижение расходов), а работать такой коллектив будет охотнее (повышение доходов), что в итоге всеми путями приводит к достижению главной цели собственника средств производства – росту прибыли.
Так почему же такому члену команды, а то и члену семьи, как хозяин не разделить прибыль между работниками поровну или соразмерно их полезности? Ну или хотя бы не поднять просто так зарплаты своим «детям», «братьям» и «сёстрам»? Потому что бизнес – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому, чтобы бизнес был эффективным, только работодатель для работников должен быть родственником, но не наоборот.
А ещё работники, живущие от зарплаты до зарплаты, намного сговорчивее тех, чьё увольнение не приведёт к потере жилища или жёсткой экономии, а значит лишних денег (запасов) у подчинённых оставаться не должно, чтобы они не стали через чур самостоятельными. Поэтому, хоть на первый взгляд это выглядит оксюмороном, баловать подчинённых доплатами порой означает рисковать их лояльностью.
Таким образом мы выяснили, что работники с высокой зарплатой могут уйти, потому что у них есть накопления на поиск другой работы, а иногда даже на открытие своего дела. Но многие работники могут быть вполне довольны условиями, да ещё и высокой зарплатой. То есть повышение зарплаты не всегда приводит к не контролируемой утрате лояльности.
Есть и другие ощутимые причины, по которым хозяин бизнеса не заинтересован в беспочвенном повышении зарплат, а значит вопрос "что будет, если работодатель просто возьмёт и раздаст всю прибыль работникам?" (физически же это возможно) ещё не до конца раскрыт.
Способность к труду в нашем обществе – это товар. И покупают товар не дороже, чем продавец за него просит. Грамотный покупатель всегда старается купить товар с минимальной потерей качества, при этом как можно дешевле. Избыток товара приводит к падению цены на него. Поэтому человек с тремя высшими образованиями может получать меньше работника со средним образованием, поэтому бизнес так настойчиво привлекает мигрантов, поэтому не требующим повышения зарплаты её повышают намного реже и поэтому безработицу в наше время никак «не могут» преодолеть.
Увеличивать цену на товар по собственной воле покупатель станет только в очень редких случаях, например, когда он опасается, что по нынешней цене товар ему не продадут или когда он испытывает особую симпатию к продавцу и даёт ему «чаевые». Когда один из покупателей вдруг начинает приобретать товар по завышенной цене – это создаёт активность у других продавцов, которые, увидев, что товар может быть продан дороже, стремятся продать его тому покупателю, который покупает дороже или продать дороже своему покупателю. И тут уже в движение приходят покупатели, возмущённые попытками поднять цены. Другими словами: повышение зарплаты одним работодателем создаёт трудности с кадрами и их оплатой для других работодателей. При этом у других работодателей есть конкурентное преимущество в виде сэкономленных на зарплатах денег. Этим преимуществом можно воспользоваться для подавления конкурента в лице, завышающего зарплаты своим работникам предпринимателя. Есть много способов с помощью денег потопить конкурента, но самым очевидным в такой ситуации является демпинг – бизнесмены временно снижают цены на свои товары и услуги, пока те из них, чья прибыль меньше не разорятся. А прибыль меньше в том числе у тех, у кого больше расход на рабочую силу. И вот сердобольный работодатель, обанкротившись, оказывается вынужден рассылать своё резюме бывшим конкурентам.
Проще говоря неписанные правила игры «капитализм» устроены так, что предпринимателям не просто не выгодно, но и опасно эти правила нарушать.
Что же остаётся делать трудящимся, раз работодатель не заинтересован обеспечивать их дополнительными правами и средствами, которые есть в его распоряжении? Объединяться и по меньшей мере требовать улучшения своих условий так, чтобы игнорирование этих требований влекло большие расходы, чем следование им.
***
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайки и комментируйте, если считаете, что эту статью должно увидеть больше людей.