Социолог и политический философ Григорий Юдин в интервью блогеру и публицисту Андрею Рудому говорит:
«Мы знаем, что революции происходят обычно тогда, когда их не ждут. Текущая спокойная ситуация вряд ли является индикатором для того, чтобы предсказывать вероятность революции.
<…> Если бы революцию можно было предсказать, мир был бы гораздо тоскливее, в нем не было бы политики, да и самой революции не было бы, потому что рассчитать такую формулу стремится тот, кто хочет остановить революцию.
<…> Если мы говорим о революции, то в ней всегда есть негативный элемент <…>. Но чтобы мотивировать людей, нужен и позитивный, утопический элемент. В ней должно быть некоторое обещание. Чтобы двинуть людей вперед, вы должны преодолеть то, что в России сегодня господствует – нигилизм. В России сильно отчаяние, которое маскируется под цинизм. <…> Если мы посмотрим на те революции, которые происходили в России в ХХ веке, то они, конечно, содержали такой образ. <…>
Отвечая на вопрос, как нам дальше жить вместе: нам придется искать новые основания. Старые больше не сработают. Те, которые работали, будут полностью пересмотрены в самое ближайшее время. <…>
Разумеется, тотальный распад, мне кажется, ни в интересах российских субъектов. Мы не видим (в регионах – Полит.Ру) тягу к тому, чтобы разбежаться. Мы видим тягу к тому, чтобы самостоятельно распоряжаться собственной землей и жизнью. Это нормальная тяга, она не требует распада.
Федерализм – это спящий рецепт, который <…> не раз спасал страну. <…> Важные идеи по поводу сосуществованию местных сообществ предлагались русскими мыслителями. Каждый раз они помогали удержать страну. А потом происходил откат в централистскую сторону.
То, что в России раз за разом пробивается федерализм, говорит о том, что есть мощная тенденция. <…> Федерализм позволит прояснить отношения между теми частями страны, которые чувствуют себя жертвой имперского угнетения и метрополии, и позволит сохранить устойчивое отношения друг с другом. Сейчас это кажется возможным. Но контекст, в котором это придется делать, будет ухудшаться. <…>
Знаете, как устроена российская армия? Это не современная армия по своей социологическому устройству. Вы, должно быть, заметили, что мобилизованные батальоны жалуются губернаторам.
Это означает, что российская армия соткана из локальных вооруженных группировок, которые сохраняют связь с губернаторами. Это рецепт для гражданской войны. Будем надеться, что сила напряжения между этими частями недостаточная для неё».