21 мая 2023 года в рамках официальной программы международного кинофестиваля в Каннах состоялась мировая премьера костюмированной исторической драмы бразильского режиссера Карима Айнуза «Firebrand», в российском переводе «Игра королевы», с Алисией Викандер и Джудом Лоу в главных ролях.
О чем эта картина? В основе сценария роман Элизабет Фримантл «Гамбит Королевы» о шестой жене кровавого монарха династии Тюдоров Генриха VIII (Джуд Лоу) королеве Кэтрин Парр (Алисия Викандер), но авторское кино тем и отличается от документального, что в нем есть современный взгляд на события прошлого. Поэтому создатели фильма оставляют за собой право на художественный вымысел, чтобы представить, что могло произойти за закрытыми дверями.
Создатели картины погружают нас в мрачную эпоху 16-го века, когда Англия была охвачена чумой. Жестокий монарх Генрих VIII старается удержать власть, навязывая королевскому двору свою волю. Красивые костюмы, музыка, танцы и веселый безумный юмор короля неожиданно сменяются тиранией и недоверием к приближенным, особенно к своим женам.
Король Генрих VIII осознавал, что все его браки были политическими союзами с потенциальными врагами, поэтому его супружеские отношения изначально были отравлены паранойей. Ему не приходится напоминать своим женам, что вскоре их ждет эшафот. Двое из них были обезглавлены, с двумя он развелся, а пятая жена скончалась после тяжелых родов. Наступила участь шестой жены, королевы Кэтрин Парр – последней жены монарха.
Кэтрин Парр отличалась от светских дам той эпохи, от которых в браке требовались только верность и покорность, стремлением к просвещению. Она открыто говорила о протестантизме и реформации существующих в то время спорных английских переводов Библии. Тайно дружила с религиозными радикалами: протестантской проповедницей Энн Эскью (Эрин Доэрти) и Томасом Сэймуром (Сэм Райли), братом третьей жены Генриха VIII, с которым у Кэтрин Парр был роман до брака с королем Генрихом.
Тем временем, некоторые члены королевского двора, включая епископа Стивена Гардинера, сговариваются, чтобы заставить Кэтрин Парр пойти по стопам предыдущих жен Генриха VIII, обвиняя ее в ереси. Как сохранить голову на своих плечах и выжить? Женоненавистничество и диктаторский контроль больного короля сойдутся в интригующей схватке с дальновидностью просвещенной королевы.
В неподражаемой актерской игре слились Джуд Лоу и Алисия Викандер. Им изрядно пришлось потрудиться над созданием художественных образов своих персонажей. В этом, конечно же, им помогли создатели фильма, которые старались максимально погрузить актеров в атмосферу 16-го века. Основные съемки проходили в старом английском замке Хэддон Холл, в подвалах которого находились гримерки Джуда Лоу и Алисии Викандер.
Подлинный исторический костюм требовал от актеров больших усилий, чтобы полностью сосредоточиться на актерской игре в кадре. Алисия Викандер вспоминает, что в перерывах между дублями в историческом костюме невозможно сидеть прямо, поэтому в этом корсете она лежала на полу. Что-же касается Джуда Лоу, то он пошел еще дальше.
50-летний актер серьезно подошел к этой роли. Убедившись в том, что он не только выглядит, говорит, ведет себя как монарх Генрих VIII в последние годы жизни, но и конечно же пахнет. Поскольку его нога так гнила, что он постоянно смазывал ее розовым маслом, запах Генриха VIII чувствовался за три комнаты. Джуд Лоу решил, что должен ужасно пахнуть в кадре.
Для достижения этой цели он обратился к знаменитому парфюмеру с просьбой создать для него аромат с запахом гноя и фекалий. Эффект был ошеломляющий. Сначала Джуд Лоу пользовался ароматом очень тонко, пока режиссер фильма Карим Айнуз, заполучив его в свои руки, решил пропитать им всю атмосферу, разбрызгав его по съемочной площадке, когда актеры ушли ужинать.
«Запах, должно быть, оказал свое влияние» – так пошутил Джуд Лоу на пресс-конференции после премьеры фильма, которая закончилась 8-минутными овациями зрителей и трогательными слезами очаровательной Алисии Викандер, поддержать которую на МКФ в Каннах приехал ее муж, блистательный актер Майкл Фассбендер. От себя хочу добавить, что пока Алисия Викандер купается в лучах кинематографической славы, с нетерпением жду новых работ от Майкла Фассбендера.