Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня у нас продолжение материала в цикле статей «Вести с полигона Украина».
Он не будет нудным и специфическим как предыдущий по системе связи и управлению. Сегодня мы обратим свой взор на образцы вооружения: наши и стран НАТО. Проведём их сравнительную оценку по ряду ключевых характеристик.
Сразу скажу: мы не будем сравнивать вообще все образцы вооружений. Обратимся только к основным, к тем, которые на тактическом/стратегическом уровне способны изменить ход противостояния не только в рамках СВО на Украине, но и в гипотетическом широкомасштабном конфликте России и НАТО.
И так, поехали…
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ.
Самолёты пятого поколения.
В вероятном воздушном бою с силами НАТО, скорее всего сойдутся СУ-57 и F-35.
По всем характеристикам наш самолёт – лучше. Он обладает самым передовым радиолокационным комплексом, современным дальнобойным ракетным вооружением, большим боевым радиусов и так далее.
Многие западные специалисты ставят ему в вину низкие характеристики в плане малозаметности, считая это основанием снизить его поколение с 5-го до 4++.
Однако, боевое применения нашей новинки в Сирии, на Украине показало, что пролёты СУ-57 в воздушном пространстве, контролируемом противником, не дали шанса последнему обнаружить нашу машину.
Самое интересное, что по целому ряду характеристики F-35 серьёзно уступает первому самолёту пятого поколения, произведённому в США F-22.
Однако, амеры отказались от производства своего первенца - качественного самолёта в пользу более слабенького F-35.
Где здесь логика, спросите вы?
А всё, оказывается, очень просто: F-35 гораздо дороже своего предшественника. Ставка на его производства была сделана в угоду авиастроительной корпорации «Локхид Мартин». Теперь, активно навязывая неудачный, но очень дорогой самолёт ВВС США и армиям других стран, американские производители получает сумасшедшую прибыль.
Мы имеем типичный пример штатовской коррупции, когда интересы не только союзников, но и своей страны были пожертвованы в угоду интересам компании-производителя. Думаю, суммы благодарностей чиновникам Пентагона за такое антигосударственное решение превышают все мыслимые размеры.
Но у F-35 есть один неоспоримый плюс: его массовость. На сегодняшний день произведено более 690 самолётов в различных модификациях. Конечно, все они одномоментно не будут применены против нас, но цифра всё равно впечатляет.
Отдельной грустной историей про F-35 является их боевая готовность. Самолёт настолько капризен в эксплуатации и обслуживании, что на фоне выявления у него почти 1000 хронических неисправностей и недоработок (!!!) Недетские болезни: 966 проблем истребителя F-35 (topwar.ru), в строевых частях количество одномоментно неисправных бортов по разным источникам варьируется до 30 до 50 процентов!
Это – песец, дорогие товарищи! Полный песец!
Дабы быть объективными, к общему количеству «тридцать пятых» следует добавить ещё и примерно 180 самолётов F-22, которые, как мы уже говорили, смотрятся получше на фоне «тридцать пятой эфки».
ВС РФ на сегодняшний день имеют в своём распоряжении примерно полтора десятка СУ-57. Точные данные о количестве машин – засекречены. Известно только, что, начиная с 2023 года, завод в Комсомольске на Амуре планирует довести численность ежегодно выпускаемых бортов до 14 единиц.
Согласитесь, для противостояния с американским воздушным противником этого количества явно недостаточно.
НО, у нас же есть истребитель СУ-35 поколения 4++!
По своим характеристикам он немногим уступает СУ-57. Бортовая РЛС, система управления огнём, номенклатура вооружения, даже двигатели – идентичны СУ-57 (пока не началось производство двигателей второго этапа для СУ-57).
Единственным показателем, по которому предшественник уступает 5-му поколению является малозаметность. Однако и F-35 не является для нашей четвёрки ++ какой-то особо скрытой целью.
Радар на основе АФАР АФАР: новое «зрение» современных истребителей (rostec.ru) делает иностранные невидимки вполне себе видимыми. А если в перспективе наши конструкторы окончательно доведут до ума радары на базе РОФАР, то с концепцией невидимости миру придётся расстаться. Российские инженеры совершили прорыв - создан первый в мире РОФАР-радар. | Задача выжить | Дзен (dzen.ru)
Таким образом, в гипотетическом противостоянии с армадой Натовских истребителей пятого поколения, уместно считать наши СУ-57 и СУ-35 вместе.
Данные по точному количеству «тридцать пятых» - тоже закрыты для всеобщего обозрения. По открытым данным их около 70 штук.
Однако, учитывая любовь Министерства обороны занижать количество изделий (что особенно наглядно продемонстрировала СВО), думаю, что уместно считать примерное количество истребителей обеих марок умножая на два.
При такой математике, учитывая боевую эффективность наших самолётов, противостояние в небе однозначно закончится в пользу наших ВВС.
Усугубить ситуацию для НАТО может завершение нашей программы «Умный ведомый»: совместное использование до четырёх беспилотников СУ-70 в связке с пилотируемым СУ-57 Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57 (topwar.ru).
И не забываем наши войска ПВО, способные сбросить с неба огромное количество всего, что летит со стороны противника.
ПРИ ТАКИХ УСЛОВИЯХ КРАХ ВВС НАТО - НЕИЗБЕЖЕН.
Так что по самолётам 5-го поколения, как ни странно это звучит для некоторых, однозначно 1:0 в пользу ВС РФ.
Самолёты 4-го поколения.
Очень много сейчас шума по поводу планируемых поставок на Украину самолётов F-16.
Спору нет – машина неплохая. Она является рабочей лошадкой ВВС НАТО.
«Шестнадцатый» - трудяга, который вывозил на себе основную тяжесть всех последних войн, развязанных в мире США и их союзниками. И пусть он менее распиарен чем «двадцать второй» и «тридцать пятый» из 5-го поколения, но свою нишу в линейке воздушных средств поражения занимает давно и прочно.
Ну что же, тем нужнее нашим пилотам получить опыт противостояния с F-16.
«Боевой сокол» начал поступать в ВВС США в 1978 году. Ему в противовес в СССР был создан МИГ-29, который начал поступать в войска в 1983 году.
Если бы в небе над Украиной сошлись в поединке эти два самолёта, то было бы уместно делать ставки на то, кто из них выйдет победителем из схватки. Но в ходе СВО ВВС России применяют самолёты классом не ниже 4+. Это - СУ-27 (МИГи в боевых действиях участия не принимают).
При этом следует понимать, что ВСЕ «двадцать седьмые» прошли модернизацию, что существенно улучшило их характеристики. А ведь это – наша наиболее устаревшая машина, используемая в СВО.
F-16, скорее всего, не будут участвовать в воздушных боях. Их функция – платформа для широкой номенклатуры Натовских средств поражения воздушного базирования. Грубо говоря, «эфка» будет подниматься с аэродрома, скрытно, на предельно малых высотах выходить на максимальную дистанцию пуска бортового вооружения, осуществлять залп и уходить на аэродром.
Но всё дело в том, что радиолокационные станции ЗРК С-300, С-350, С-400 засекают самолёты противника ещё тогда, когда они находятся на взлётной полосе. Уже в этот момент они могут его атаковать, так как ракеты комплексов нижней отметкой высоты цели имеют НОЛЬ МЕТРОВ.
В Сирии в 2014 году, когда наши отношения с Турцией были близки к открытому противостоянию (после гибели подполковника Пешкова Шесть лет назад в небе над Сирией турки сбили российский СУ-24, а летчика Олега Пешкова расстреляли в воздухе... | Общество Русско-Арцахской дружбы | Дзен (dzen.ru)), турецкие пилоты, входившие в состав дежурных сил и сидевшие в кабинах своих самолётов, отказывались подниматься в воздух, поскольку их система предупреждения о ракетной атаке буквально кричала о том, что борт до взлёта УЖЕ находится под прицелом С-400.
Если F-16 для нанесения ударов по нашим войскам будут подниматься в воздух с иностранных аэродромов – одна история. Тогда, видимо, нам придётся вмазать и по Польше, и по Прибалтике, и далее по списку.
Если же «Боевой сокол» будет взлетать с украинских аэродромов, то в момент начала набора высоты и далее при выходе на боевой курс, он будет уничтожаться как нашими истребителями, так и средствами ПВО.
Следует учитывать, что F-16 – очень капризная машина в плане состояния подготавливаемой под него взлётно-посадочной полосы. Ему подавай плиты и асфальт, желательно ровный как зеркало.
Естественно, такую идеальную гармонию на вражеском аэродроме мы в состоянии нарушить постоянными ударами дешёвых дронов-камикадзе. А уже потом, заперев F-16 на аэродромах, спокойно разбирать их в ангарах и на открытых стоянках.
Так что опять 1:0 в пользу России.
БПЛА.
В этой области для нас всё несколько сложнее.
Основным вопросом остаётся количество. НАТО существенно превосходит Россию по количеству БПЛА всех типов. При этом следует отметить, что делают их янки и европейцы очень качественно.
Серьёзным психологическим моментом является то, что при поражении БПЛА, пилот не гибнет. А лётчики – это штучный товар. На подготовку пилота первого класса уходит до десяти лет.
А оператору БПЛА что? Переподключился к новой летающей «железке» и опять в бой.
Но и здесь выходит неувязочка.
Таким образом удобно бомбить афганские свадьбы, да гонять по пустыне джип с игиловцами (ИГИЛ – запрещённая в РФ организация).
А вот попробуй противостоять стране с высоко развитой системой РЭБ и радиоэлектронной разведкой. Пункты управления беспилотниками российскими средствами засекаются «на раз». Это мы СЕЙЧАС НЕ ТРОГАЕМ операторов БПЛА стран НАТО, поскольку они находятся за пределами Украины. Но где они сидят – знаем отлично.
В этом плане весьма показательна судьба украинских/турецких операторов БПЛА типа «Байрактар» и прочих дронов среднего и малого радиуса действия.
Их нахождение на сравнительном удалении от линии боевого соприкосновения не давало и не даёт никакой гарантии безопасности. После выявления канала управления БПЛА в адрес к оператору в обязательном порядке летит «посылочка».
Помимо указанных факторов следует учесть то, что после принуждения к посадке в Чёрное море американского «Жнеца» и его дальнейшего подъёма российскими спецслужбами, у наших инженеров появился очень реальный шанс наверстать отставание по многим критическим направлениям в области создания и совершенствования отечественных дронов.
Плюс ждём результатов в реализации программы «Умный ведомый».
Производство и поставка в войска разнообразных систем РЭБ идёт полным ходом.
Но, дабы автора не обвинили в предвзятом отношении, в этом раунде за счёт многочисленности и относительной продвинутости западных дронов, отдаём пальму первенства НАТО 0:1 в их пользу.
Системы ПВО.
Думаю, здесь что-то комментировать излишне.
Наша техника зарекомендовала себя крайне положительно. Отдельные прорывы воздушных средств нападения противника общей картины не меняют.
Локальные успехи врага связаны прежде всего с тем, что нам было необходимо время, чтобы разобраться с новыми для нас типами целей.
Помимо прочего, большая линия соприкосновения делает невозможным прикрытие всех и всего. Именно поэтому сейчас в ВВУЗах на факультетах ПВО идут ускоренные выпуски офицеров, а промышленность в трёх сменном режиме изготавливает новые комплексы.
Фиаско ЗРК «Патриот», при чём в последней модификации, в вопросе соревнования систем ПВО окончательно поставило «все точки над i».
Кто поспорит, что счёт 1:0 в пользу РФ?!
Гиперзвук воздушного базирования.
О чём рассуждать? 1:0 в нашу пользу.
Вертолёты.
В этом вопросе трудно аргументированно вести сравнение. Н полигоне под названием Украина винтокрылые машины нашего и западного производства в бой не вступали.
Точнее наши воюют вовсю, а вот натовскую технику этого класса мы там ещё не видели.
Можно, конечно обращаться к обзорам различных военных изданий, которые в пятёрку лидеров военного вертолётостроения практически всегда включают наши МИ-28 и КА-52. Периодически там фигурирует МИ-35.
Но и штатовские машины в таких рейтингах смотрятся вполне презентабельно.
Поэтому, пока 0:0 – ничья, счёт не открыт.
И ТАК, В ОБЛАСТИ ВВС, В КОТОРОЙ США ПРИВЫКЛИ ДОМИНИРОВАТЬ ПОСЛЕДНИЕ ЛЕТ СТО, У НИХ В ГИПОТЕТИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ С РОССИЕЙ СИТУАЦИЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ, МЯГКО ГОВОРЯ НЕ ОЧЕНЬ: 4:1 В ПОЛЬЗУ АРМИИ РОССИИ.
Поскольку статья получилась и так большой, сравнение системы противоракетной обороны, системы предупреждения о ракетном нападении, космической группировки вынесу в следующий материал.
А ведь ещё предстоит сравнивать Сухопутные войска, ВМФ!
Так что ещё три материала как минимум.
Вам ещё не надоело, уважаемые читатели? Лично я уже подустал, но, надеюсь, выдержу этот марафон статей.
Если что: продолжение следует…