Найти тему
Две Войны

«Вместо того, чтобы ночевать на заводах, изучая технологии США, они кутили на деньги страны!»- за что в СССР посадили Туполева

Награжденного тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, начальника конструкторского бюро НАГИ и заместителя директора ЦАГИ Андрея Николаевича Туполева арестовали 21-го октября 1937-го года прямо на рабочем месте. Любителям истории советской авиации всегда было интересно, за что он попал в опалу и был осужден, чем заслужил досрочное освобождение и почему его полностью реабилитировали только четырнадцать лет спустя. И сегодня я расскажу Вам эту историю.

Интерес к этой теме подогревает и то, что судебные дела Туполева и арестованных одновременно с ним ряда ведущих специалистов ЦАГИ и ОКБ с директорами авиационных заводов до сих пор, по большей части засекречены. Информацию можно черпать только из повествований официальных историков о «Сталинском терроре» или из громких «разоблачений» неофициальных, доказывающих, что у Туполева «со товарищи» рыльце было в пушку, и посадили его совершенно за дело. Большей частью, все версии строятся на байках, пересказанных мемуаристами вроде Феликса Чуева.

В том, что Туполев рано или поздно сядет, можно было не сомневаться. В 30-е годы репрессии затронули практически всех видных авиаконструкторов. Сидели Д. П. Григорович, Н. Н. Поликарпов, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, П.О. Сухой. Некоторых, как конструктора первых советских пассажирских самолетов К. А. Калинина расстреляли.

В чем же обвиняли Туполева? Традиционно, в шпионаже. Якобы, еще с 30-го года передавал Франции секретные сведения о советских истребителях и бомбардировщиках. А по воспоминаниям самого Туполева и в том, что он продал чертежи своих самолетов Вильгельму Мессершмитту. Зачем конструктору истребителей понадобились бомбардировщики Туполева, история умалчивает.

Разумеется, не обошлось и без обвинений в создании антисоветской организации. Возглавивший ее Туполев вредил в авиационной отрасли с целью подрыва оборонной мощи страны. Ну и пакостил по мелочи:

«сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс».

На этом эпизоде следует остановиться подробнее. Действительно, намеченный правительством полет на АНТ-25 (самолет разработала группа Сухого под руководством Туполева) рекламировали со всем размахом. Торжественно объявили заранее, выпустили в честь него почтовую марку. Но из-за технической неисправности (стало выбивать масло) полет пришлось прервать, причем при аварийной посадке самолет чуть не сгорел. Как потом доказал второй пилот Байдуков проблема с маслом была результатом ошибки самого Леваневского, но на совещании у Сталина Леваневский официально заявил, что во всем виноват вредитель Туполев и на его плохих самолетах он больше летать не будет.

Меньше чем через год Чкалов с Байдуковым на таком же АНТ-25 совершили перелет Москва — остров Удд, а летом 37-го и Москва-Ванкувер, доказав, что претензии к самолету были необоснованные.

Андрей Николаевич Туполев в 30-х годах. Фото в открытом доступе.
Андрей Николаевич Туполев в 30-х годах. Фото в открытом доступе.

На самолетах Туполева Леваневский больше не летал. Сталин отправил его подлечить нервы в США (официально купить лучший самолет), откуда он вернулся с несколькими промежуточными посадками на одномоторном Вaлти V-1A. Погиб, пытаясь повторить маршрут Чкалова на экспериментальном ДБ-А, ни к проектированию, ни к подготовке полета которого Туполев не имел никакого прямого отношения.

Похоже, в убедительность и доказательную базу таких обвинений не очень верили и сами чекисты. Во всяком случае, от ареста до суда прошло почти три года. Год из них он просидел в Лефортовской и Бутырской тюрьмах. Остальные работал в «шарашке» под Болшево. Да и суда, как такового не было. В мае 40-го его заочно приговорили к 15-ти годам ИТЛ.

Сторонники версии «дыма без огня не бывает» охотно цепляются за версию, что подлинной причиной стала предвоенная поездка Туполева с коллегами в США. Из нее они привезли три лицензии на плохие самолеты и непригодные для использования в СССР их чертежи в дюймах. Зато сами вели разгульную жизнь и основательно прибарахлились, от шмоток до холодильников на откаты от продавцов этого авиахлама.

Поездка была действительно скандальной. Туполев заключил контракты по своему разумению, а не через АМТОРГ, из-за чего разгорелся крупный конфликт с начальником ОсТехБюро комбригом Гроховским. И вполне мог вызвать подозрения в коррупции. Вдобавок, Туполев еще взял с собой в поездку жену, которая к авиации никакого отношения не имела. Все прочие обвинения в излишней расточительности за государственный счет растут из воспоминаний спутника Туполева в поездке конструктора авиамоторов Урмина, бережно записанных Чуевым. Вот только вспоминал он первую поездку, в 30-м году.

«Наши решили не сидеть на месте, а, купив два «бьюика», проехать почти всю Америку, совершив круг вдоль побережий», рассказывает Урмин.
И это вместо того, чтобы «дневать и ночевать на этих заводах, вникая в тонкости конструкций и, главное, технологий, чтобы, наконец, понять, почему советские самолёты летают на американских двигателях, а советские конструкторы не могут создать ничего путёвого» подхватывают обвинители.
Самолет АНТ-25. Фото в открытом доступе.
Самолет АНТ-25. Фото в открытом доступе.

Неизвестно, была ли та поездка действительно увеселительной, либо таким образом, учитывая развитую кооперацию США (те же комплектующие двигателя делали на десятке узкопрофилированных заводов) старались осмотреть побольше, но претензий к конструкторам после той поездки ни у кого не возникло. Что же касается «ночевок на заводе», то, поверьте, промышленники не альтруисты, и никогда вы там не увидите ничего больше, чем они вам хотят показать, пока вы не заплатите. И никаких секретов технологии на экскурсии по заводу вы не увидите.

Теперь о самолетах. Куплены лицензии на Валти V-1A (да да, который любимец Сталина Леваневский купил, как лучший), Консолидейтед PBY-1 («Каталины» производились союзниками всю войну и поставлялись по ленд-лизу), не требующий представления Дуглас DC-3 и истребитель 2PA, который интересен уже тем, что мог быть легко переделан в легкий бомбардировщик или дальний разведчик, причем в полевых условиях. Стоит добавить, что три были цельнометаллическими, а у «Каталины» силовой набор и часть обшивки из алюминиевых сплавов.

Что же касается пересчета американцами дюймов в метрическую систему, то это просто смешно. Это не просто тупое умножение и деление. Это разная система допусков, номенкулатура и сортамент материалов, технологические допуски и возможности оборудования, новые прочностные расчеты. Все равно при запуске в производство считали бы все по новой.

Достаточно сказать, что ни одну американскую лицензию в метрической системе не купил и АМТОРГ. Вспомните хотя бы танк Кристи, не только чертежи в дюймах, но и танк без башни.

Примечательно, но ни одно из этих обвинений в приговор не попало. Надо думать, не из желания скрыть что-то нелицеприятное. Бесцельную растрату государственных средств при том, что задача не выполнена, не прощали. И говорить об этом не стеснялись. Вспомните Сячинтова, ему даже выписанные самому себе премии внесли в обвинение.

А.Н. Туполев на фоне его ТУ-2. Фото в открытом доступе.
А.Н. Туполев на фоне его ТУ-2. Фото в открытом доступе.

В лагеря Туполев не попал. В июле 41-го он с 20-ю своими сотрудниками был освобожден со снятием судимости. Возможно потому, что в «шарашке» его командой был разработан фронтовой бомбардировщик ТУ-2. И это стало наградой и поводом для быстрого освобождения после довольно сурового приговора. Кроме того, по свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, не верил в виновность Туполева и Сталин. Это тоже должно было сыграть свою роль.

В чем была причина массовых репрессий в авиационной промышленности сейчас можно только догадываться. Обязательной статьей обвинений было «неправильное» классовое происхождение. Действительно, качественное инженерное образование в основном получали дети помещиков, чиновников, офицеров или священников, что автоматически накладывало на них пятно «убежденных противников советской власти» и «вредителей», независимо от их реальной деятельности.

Впрочем, стреляли, в первую очередь директоров заводов, то есть управленцев. Технарей, особенно талантливых старались беречь. Чаще просто сажали. И не от избытка гуманности. Цель была прагматичная. Лучше всего об этом сказал этом нарком СССР Вячеслав Молотов:

«…ведь интеллигенция отрицательно относилась к Советской власти! Вот тут надо найти способ, как этим делом овладеть. Туполевых посадили за решетку, чекистам приказали: обеспечивайте их самыми лучшими условиями, кормите пирожными, всем, чем только можно, больше, чем кому бы то ни было, но не выпускайте! Пускай работают, конструируют нужные стране военные вещи. Это нужнейшие люди. Не пропагандой, а своим личным влиянием они опасны. И не считаться с тем, что в трудный момент они могут стать особенно опасны, тоже нельзя».

⚡«После этой фразы Хрущёва комкор сразу же застрелился!»- странная гибель комкора Вашугина в начале войны: сам или "помогли"?

Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Фото в открытом доступе.
Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Фото в открытом доступе.

На последний вопрос, почему Туполев, несмотря на все свои заслуги, был полностью реабилитирован только в 55-м году, ответить довольно просто. При жизни Сталина этого произойти просто не могло.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы думаете, зачем посадили Туполева на самом деле?