Найти тему

Бугипоп никогда не смеётся: обзор аниме 2019 года

Нескладная мозаика из разных историй и судеб людских. Без единого сюжета, но с юношеским максимализмом и парой метких мыслей.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт о второй адаптации ранобе «Бугипоп» от студии Madhouse, вышедшей в 2019 году. Не затрагивая первый сериал 2000 года, который, что любопытно, от этой же студии, какой же вышла вторая история? Об интересных и не очень моментах, плюсах и минусах нелинейного повествования, скудости персонажей и складывании единой картинки и поговорим в сей небольшой статье.

Итак, начали!

1. Завязка.

Студия: Madhouse. Год выхода: 2019. Средневзвешенная оценка: 7,09 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 70 806); личная оценка – 6,3.

Бугипоп на фоне зимних высоток. Источник: zerochan.net.
Бугипоп на фоне зимних высоток. Источник: zerochan.net.

Обычный японский город живёт себе спокойной жизнью, пока однажды в нём не случается серия жестоких убийств школьниц. Кто стоит за всем этим и каковы его мотивы? И какое отношение к этой, и другим историям, приключившимся в сём городе, имеет некий Бугипоп, предстающий изначально как вторая личность простой школьницы Токи Мияситы? И что за роль в этих, и других событиях, отведена загадочной девушке Наги Кириме, так отчаянно борющейся за некую справедливость? Обо всём этом и повествует аниме.

1.2 Арочный винегрет с нашинковкой персонажей.

Структурно «Бугипоп» это четыре арочных истории разной продолжительности (от трёх до шести серий), не имеющие однозначной связи друг с другом и более того, кроме истории с именем Бугипопа (где про само имя лишь одна серия, так-то рассказ конечно о другом будет), нет даже необходимости расставлять эти истории в хронологическом порядке: связи-то никакой! Первая же история вдобавок ко всему остальному, ещё и скомпонована и поставлена так, чтобы связь между сценами зритель выстраивал самостоятельно (как я понимаю, эта фишка взята из первоисточника). Постоянно меняются протагонисты, от лица которых ведётся рассказ: во второй арке целую серию рассказал по итогу второстепенный даже в этой самой арке персонаж! Всё бы хорошо, но лично я не ценитель таких приёмов, существующих ради самих себя. Ибо даже распутав клубок и связав все части воедино, что мы получим? Весьма обычную историю о сверхъестественном и борьбе мира (общества, как угодно) с теми, кто в этот мир не вписывается.

Диалоги парня ГГ-ни (формальной) с Бугипопом. Влияет ли это на сюжет? Как бы не так! Источник: скриншот из аниме «Бугипоп никогда не смеётся». ©Madhouse.
Диалоги парня ГГ-ни (формальной) с Бугипопом. Влияет ли это на сюжет? Как бы не так! Источник: скриншот из аниме «Бугипоп никогда не смеётся». ©Madhouse.

Вот только сопереживания творящим беспредел нет: питаются и питаются, что мне-то с того? Но ладно в первой арке питаются, дальше беспредел творится уже просто потому, что они могут его творить. Сами антагонисты также получились крайне блеклыми, что неудивительно: недостаточно просто показать сильного психопата или одержимого идеей изменения мира, надо ещё и человеческим наделить (в этом плане относительно удался врач из второй арки). Не лучше дело обстоит и с персонажами, этому самому злу противостоящими: и Бог с ними, что на одну арку; даже тех, кто появляется во всех них, вроде Токи Мияситы или Наги Киримы, не удалось сделать притягательными (вторая таки вовсе ощущается на уровне третьепланового статиста, хотя казалось бы, носитель Бугипопа).

Лор тоже с проблемами: заявляется о существовании организации «Това», ставящей эксперименты над людьми в реальных условиях, вот только проявляет эта организация себя крайне слабо: через устранение сомнительных элементов да этих самых экспериментов. Один из которых, что был в последней арке, оказался ещё и предан огласке, в теории подкинув проблем с дальнейшим утихомириваем копающих, но кому какое дело? Как и до глобальных мотивов самой организации, ибо неясно даже, эксперименты являются ли самоцелью (что слишком наивно для огромной структуры) или служат чему-то ещё? Иными словами, ещё одна мутная жижа, в которую авторы изначально не заложили все кусочки паззла, отчего и не получается цельная картинка.

Венчают же картину, не в лучшем смысле, порой неуместная демагогия в духе юношеского максимализма, порой сама себя противоречащая: в финале одной арки говорится, что у общества, а следовательно и человека, нет свободы (что тоже утрированно, ибо по сюжету действо не в антиутопии происходит), а в другой уже мысль, что всё хаотично и может произойти что угодно. Оба посыла имеют право на жизнь, но не в рамках одного аниме, где ещё и фактически детерминируется именно отсеивание летящих не туда мошек посредством Бугипопа! И по мелочи, обманули с жанрами6 ожидал увидеть хоть что-то, похожее на ужасы, но в лучшем случае это оказывался не сказать, что напряжённый триллер (дожили до времён, когда и в «Крови» по ощущениям куда больше ужаса и нагнетания), отчего атмосфера ощущается затхлой, а не жутко мрачной.

1.3 Интересное в собирании паззла и монолит общества.

Одна из героинь, что будет появляться более, чем в одной арках. Источник: Яндекс.Картинки.
Одна из героинь, что будет появляться более, чем в одной арках. Источник: Яндекс.Картинки.

При этом в целом провалом аниме считать также не стоит. С точки зрения всё той же структуры по крайней мере нет логических противоречий: арки не противоречат друг другу и, что важно, их можно выстроить в хронологической последовательности. Возможно, в идеале дальше они бы и связались воедино. Также интерес составляет самостоятельно разгадывать тайны арок и искать пресловутые ответы (в первой ещё и события внутри истории надо расположить правильно). Также, не смотря на крайне слабое раскрытие антагонистов и протагонистов, по крайней мере идеи и мотивы, которые заставляют их действовать - забота о ближнем, любовь или же то, что может за неё выдаваться (в этом плане неплоха вторая арка), посему потенциал стать хорошим альманахом рассказов у аниме был.

Отдельно стоит упомянуть про работу самого общества как слаженной системы. Очевидно, системы неидеальной, но живучей, ибо она существует тысячи лет, а также способной к саморегуляции и постепенному изменению. А что будет угрожать её целостности и стабильности будет ассимилировано или стёрто. С этой точки зрения неожиданно неплохо раскрывается сам Бугипоп, как олицетворение общества, противостоящего изменениям и угрозам. именно поэтому у всех арок несколько предсказуемый, но более чем закономерный итог: отдельный индивид не изменит общество, основываясь на своих хотелках и более того, даже в малых локальных ячейках эффект окажется краткосрочным.

2. Центральные персонажи.

Бугипоп – главное действующее лицо и единственный, кто появляется во всех арках сериала. Неопределённого пола, но говорит о себе вмужском роде, хотя и находится в теле девушки Токи Мияситы (её парень, Кейдзи, даже подружился с самим Бугипопом). Циничный и холодный, он появляется, когда миру угрожает хаос и возвращает его в равновесие (один или с помощью неравнодушных). Говорит правду-матку в глаза.

Наги Кирисима – старшеклассница, одержимая идеей спасения мира и торжества справедливости. Будучи одарённой умом и силой (хоть в детстве и много болела), к своей цели идёт уверенно. Скрывает в душе тягостные воспоминания о потерянных друзьях и дорогих людей. Самого Бугипопа недолюбливает, ибо неправильно интерпретирует его роль в событиях прошлого (дело серийном маньяке из третьей арки сериала).

Остальные персонажи в лучшем случае появляются на одну-две арки и раскрыты куда слабее.

3. Анимация, саундтрек.

Самый страшный момент сериала, кстати. А теперь представьте, на каком уровне остальное. Источник: там же.
Самый страшный момент сериала, кстати. А теперь представьте, на каком уровне остальное. Источник: там же.

Картинка у аниме в целом хорошая: нормальные, без излишеств и перекосов, дизайны персонажей и умеренно блеклые фона с преобладанием серого создают неплохой настрой, который всё же не реализуется в полной мере за счёт то и дело охватывающего при просмотре чувства тоски.

Примерно такие же субъективные ощущения оставил и саундтрек, который абсолютно не запомнился, кроме, разве что, опенинга. Однако и в этом случае вышло крайне слабо.

4. По итогу.

Аниме про Бугипопа, вышедшее в 2019 году, имея потенциал неплохого детективного триллера с арочной структурой, в итоге оказалось ещё одним примером интересной задумки, соседствующей со слабой реализацией, в которой некоторые приёмы представлены ради самих себя.

Фатальными слабостями оказываются несвязанные затянутые арки с целым ворохом действующих лиц, введённых лишь на одну арку. И ладно бы арки длились 1-2 серии, но есть и по шесть, с таким же никаким раскрытием.

Помогает же досмотреть аниме до конца единственная хорошо выраженная сквозная идея: о поддержании равновесия в этом мире и роли в нём не только Бугипопа, но и обычных людей. Это, а также отдельные темы, затрагиваемые на протяжении сериала, а также нелинейное повествование, могут удержать внимание.

В заключение скажу, что не смотря на слабое раскрытие большинства персонажей и крайне спорные решения в плане построения арок, аниме вышло в целом неплохим.
К просмотру на один раз его порекомендовать можно: особых провалов в нём нет. Однако в этом случае придётся поднапрячься со сбором итоговой картинки, которая к тому же окажется неполной.
Свобода – всё же понятие относительное. В рамках влияния на собственную судьбу и судьбу общества (даже локального) уже можно заметить колоссальный разрыв в плане того, на что мы способны повлиять, а на что нет. Тем не менее, личная свобода в том или ином виде останется почти всегда, а значит и решение плыть по течению этого мира, пытаться на него повлиять или заставить его кардинально изменить путь – за нами. Вот только нужно помнить, что победит наиболее устойчивый.
И за сим всё.
И за сим всё.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

P. S. Также рекомендую ознакомиться с обзором коллеги Якабиты на сие аниме.