Найти в Дзене
Metal Head

THEATRE OF TRAGEDY: ДУЭТ КРАСАВИЦЫ И ЧУДОВИЩА

О, это знаменитое сочетание в пении а-ля «красавица и чудовище»! О, этот злобный дьявольский рык и пение ангела! Мы все впечатлились тогда, в 90-х годах музыкой этих норвежских металлистов, и она просто не могла не попасть в самое сердце, насколько была точно выверена. Не понимаю, почему ныне данная схема исполнения не в особом фаворе, но послушайте, как это прекрасно звучало в прошлом!

У этой замечательной группы всегда стоял на переднем плане светлый и хрупкий образ Женщины: любовницы, друга, супруги и главное, матери, чем она выгодно отличается до сих пор от многих команд современности. То, как Theatre of Tragedy доносили это до слушателя, облекалось во множество ипостасей, но на любую можно было молиться. Ни у одной группы я не встречал более трепетного отношения к женскому образу, даже у команд, состоящих из одних женщин. И донесено всё это до слушателя с помощью светлой и хрупкой музыки. Да, это не закалённая твёрдая сталь, и даже не податливый, мягкий свинец, а лёгкий, невесомый алюминий.

Благодаря дебютному альбому Theatre Of Tragedy быстро прославились в родной Скандинавии. Да по-другому и быть не могло – во-первых спродюсировал его они кто иной, как Dan Swano, а во-вторых сочетание двух контрастных вокалов, тёмная меланхоличная атмосфера, тексты на «языке Шекспира» о любви и вере, обиде и ненависти, о женской душе — всё это притягивало слушателей. И действительно, рёв раненного быка и белокурой красавицы создавали такой контраст, который никто до этого и представить не мог!

Сразу установим справедливость. Подобный приём в металлической музыке впервые применили знаменитые швейцарцы Celtic Frost, и позднее его подхватили дум- и готик- металлические команды, но именно Theatre Of Tragedy и их лидер Раймонд Рохони представил его мировой общественности не просто как фишку, как элемент, а как основу исполнения. Получилось весьма прикольно.

Пресса очень доброжелательно отзывалась о новой группе, называя их «детьми Шекспира». И действительно, текстовой составляющей а-ля «Ромео и Джульетта» было уделено большое внимание. Изначально группа была нацелена на западный рынок, поэтому пела на английском, причём солистку Лив Кристин, помимо великолепного голоса невозможно было упрекнуть в бросающимся в уши акценте. Присутствие скрипки благотворно отразилось на саунде группы, ребята показали неплохое владение инструментами и отменное композиторское искусство, но продолжительность и нерасторопный темп практически всех их песен лично меня слегка утомили.

Тем ни менее, небольшие недостатки ничуть не умаляют достоинств этого альбома, оригинального и новаторского в своё время. Немалую роль, возможно, в этом играли отношения, которые на тот момент сложились между Красавицей (Кристин) и Чудовищем (Раймонд).

После выступления на фестивале «Wave Gotik Treffen» в Лейпциге Theatre Of Tragedy записывают второй альбом «Velvet Darkness They Fear» («Вельветовые тени твоего страха», 1996). В записи принимал участие струнный квартет под руководством Недельчо Бояджиева. И это получилось…друзья мои, это получилось просто великолепно!

Группа быстро шагнула на международный уровень, и в этот раз с музыкантами работал уже более опытный продюсер Pete Coleman (наследивший, в том числе, у Paradise Lost и Amorphis) в немецкой студии Commusication. Второй альбом норвежцев имел ещё больший успех, они продали в Европе более 90000 его копий, а дальше он шагнул за океан! Я купил первый раз этот продукт на обыкновенной студийной кассете, и прекрасно помню тот момент, когда включил его первый раз. Ребятушки, это было настоящее волшебство! Я слушал, как заворожённый, да что там говорить, уверен, и сейчас сей продукт может произвести неизгладимое впечатление.

Альбом, действительно, хорош. Даже очень. Пожалуй, «Velvet Darkness…» самый сильный у Theatre Of Tragedy, и, без преувеличения, шедевр в мире готики. Каждая песня – неподражаемый, музыкально ограненный бриллиант. А в целом данное ожерелье будет являться достойным экспоната в коллекции любого меломана. Лично я могу слушать «Вильветовые тени…» в отличие от дебюта множество раз.

Всё ещё играла и химия между Красавицей и Чудовищем. На стадии завершения записи «театр трагедии» наступил в личных отношениях Лив и Раймонда: у Лив появляется новый парень, и она заявила Раймонду, что они должны расстаться. Но Раймонд тогда не решился уволить Лив, ведь она была лицом группы, и именно с ней ассоциировались Theatre Of Tragedy. Обиженный Раймонд на время успокоился, а Лив тем временем переехала на квартиру к бойфренду, своему будущему мужу, Алексу Круллу. Алекс, кстати, не какой-то паренёк с околицы, а довольно известный продюсер (список впечатляет - Crematory, Heavenwood, Elis, Darkwell и др.), а также лидер немецкой команды Atrocity, тоже, кстати, добившейся определённых успехов в то время. В общем, Лив оказалась весьма разборчивой дамой.

Кстати, если уж освещать творчество команды наиболее полно, то нельзя не упомянуть EP-шник «A Rose For The Dead» («Роза для смерти», 1997), оказался для группы немного особенным.

На данном мини-релизе всего три полноценных песни, которые по разным причинам не вошли в «Velvet Darkness They Fear». Остальное пространство заполнено ремиксами сделанными Бруно Краммом из Das Ich и кавером на песню «Decades» группы Joy Division. «Decades» — единственная композиция в репертуаре Театра, в которой отсутствует женский вокал. Ну, и ещё тут есть отличная песня, которую, почему-то не включили в предыдущий релиз. Так бы, конечно же, он стал ещё краше.

Самая шикарная вещь на «A Rose For The Dead» имеет название «As The Shadows Dance», а в мутноватой немецкоязычной «Der Spiegel» присутствуют поп-элементы, пока еще не давшие метастазы, но которые загонят в будущем Theatre Of Tragedy в могилу.

В 1998 году выходит новый альбом — «Aegis» («Эгида»). Лидер коллектива решил поменять состав, и эта смена оказала значительное влияние на звучание, которое стало более лёгким и менее драматичным. Раймонд решил больше не надрывать связки и запел обычным вокалом, продемонстрировав всем, что он весьма неплохо поет и нормальным голосом. Изменился принцип построения песен: исчезла форма диалога, появились чётко выраженные припевы и куплеты во всех песнях. Таким образом, теперь группа стала полностью вписываться в рамки готического металла.

«Aegis» получился невероятно сбалансированным, красивым и классным во всех отношениях альбомом, но магия «Вильветовых теней» в нём исчезла навсегда. Я много раз слушал их оба, и сравнивал, благо они присутствовали у меня на носителях, и поэтому знаю, о чём говорю. В плане содержимого совершенно исчез тот потаённый эротизм и таинство женщины, на передний образ выдвинулся символ героизма и самопожертвования. У «Aegis» особая концепция, в каждой песне поётся об известных мифических женщинах.

Оформление диска остался практически неизменным: опять присутствуют красивая ярко-красная роза и ее засохшая половинка.

Очень интересная работа с прекрасными песнями, и тем, кого не пугает столь явное облегчение звучания любимых групп (как у Moonspell, Tiamat), этот альбом должен понравиться. Особо хороши на нём дорожки «Samantha» и «Venus».

Далее появился «Musique» («Музыка», 2000) - что и говорить, а смесь электроники и готики – смесь гремучая! Не всем по душе, когда отличная группа преподносит сюрпризы и выпускает альбомы со звучанием, которого ты не ожидаешь. И, тем более, когда в лейблах теперь числится никто иной, как пластинчатый гигант Nuclear Blast!

Уж не знаю, что толкнуло Theatre Of Tragedy на этот шаг, Раймонд или ушлые продюсеры, но группа выбрала для себя именно такой путь, который кроме удивления и одновременно огромного разочарования у поклонников и меня, который в то время себя к таковым причислял, ничего не вызвал. Вся былая меланхолия и мелодизм были безбожно загублены. Кровь обернулась машинным маслом, плоть – бездушными и холодными машинами и механизмами. Вместо романтичных зарисовок в мозгу возникает пейзаж серого безжизненного города, с бесконечными роботами, дымящими фабриками и прочей ерундой. А самое главное и разочаровывающее - в музыке не чувствуется жизни. С кжадой секундой прослушивания, с позволения сказать, этого творения, ты чувствуешь, как тебя всё глубже и глубже поглощает бездонная пучина холодного и непонятного. Что ныне во главе угла вместо прекрасной сильной женщины? Бездушные механизмы, радио и электричество.

Какая же ирония происходит волею судьбы - как говорится, как ты лодку назовешь, так она и поплывет, вот и с группой приключилось то же самое – абсолютная трагедия! Даже катастрофа. Но, не все так плохо. Если бы этот альбом написала группа типа Rammstein или Hanzel Und Gretyl, я бы наверняка сказал, что работа вполне добротная (хотя, совсем не часто удостаиваю своим вниманием подобного рода музыку). Но не в случае с Theatre of Tragedy. Это уже совершенно не тот Театр, который я знал раньше и больше в него мне заходить не хочется, к сожалению. А альбом «Musique» – это некое новообразование.

Пятый альбом - «Assembly» (2002) по стилистике продолжил тему предыдущего издания (имею ввиду пласт 2000-го года). Но был создан при гораздо более трагических обстоятельствах, чем предыдущий, и в нём группа продолжила смешивать готику с электроникой. Вариантов театральной трагедии много, каждая сторона рассказывает свою версию, но, как я понял, можете меня поправить, Лив забила на командование Раймонда и перестала мотаться между странами, окончательно переехав жить из Норвегии в Германию, а в конце года её официально уволили из группы. Подробности этого увольнения неясны и обросли слухами. Лив Кристин утверждает, что получила извещение по e-mail. В общем, был ужасный срач, в ходе которого кирпичей было отложено с Китайскую стену. В 2003 году Лив и Алекс вместе с Atrocity, организовали группу Leaves' Eyes.

Работа, безусловно превосходит альбом 2000 года, хотя изменений тут минимум: всё та же музыка для массового пользования, с редкими вкраплениями тяжёленьких гитар, но в целом, сей релиз выглядит как-то поспокойней и чуть вкусней. Электронные фишки не напрягают абсолютно (на прошлом диске возникало невольное раздражение от синтезаторных излишеств), стало гораздо больше кусочков, которые берут за сердце, чего стоят хотя бы песни "Superdrive'' и "Motion", которые мне что-то жутко напомнили ("Motion" вообще напомнил песню Кайли Миноуг "Confide in Me").

Вокал Лив стал более приземлённым, и стал занимать больше пространства на диске, ибо Раймонд всего пару раз давал нехилого петуха. Что ещё добавить? Ах да, в буклете от музыкантов просто глаз не оторвать, какие они красивые, жаль не нашёл его в интернете, чтобы вам показать. Ведь в своё время я этот альбом так и не приобрёл.

Когда скандальный развод с Лив Кристин всё же состоялся, Nell Sigland присоединилась к группе в следующем, 2003 году, а зимой 2004-2005 состоялся небольшой тур вместе с Pain, Sirenia и Tiamat. Кризис миновал, и начались разговоры о "возвращении к стилю "Aegis", "сильном, и тяжёлом материале". В общем, друзья, ни много, ни мало, ожидался шедевр мелодичной готики. Начитался я про это в различных изданиях, и, как следствие, ждал.

24 марта 2006 года вышел новый альбом «Storm», и что получилось? А получилось нечто, не похоже ни на "Aegis", ни на поздние альбомы, хотя сходство с последними двумя если и есть, то чисто формальное. На что же это похоже? Ну, уж точно не на возвращение к корням.

Как бы это вам помягче описать? В соответствии с прерванной эмоциональной плоскостью, связанной с уходом предыдущей вокалистки, сфокусировался своеобразный настрой альбома. Голос у Нелл сильный, профессиональные способности сомнений не вызывают, но пению её свойственна некая ровная, холодновато-протяжённая линия, быть может, это связанно с некоей неуверенностью в своих силах. Негромкий, но волевой голос Лив Кристин создавал совершенно иную атмосферу, даже несмотря на все эти электронные эффекты, помещённые к месту и не к месту. Её голос излишне резко выделяется на фоне звучания инструментов, что сбивает с общего настроя. Раймонду же вообще, вместо декламирования надо было вновь начинать гроулить, этот его сэмплированный голос просто ужасен.

И ладно бы отсутствие хороших мелодий, так и техника игры абсолютно ничем не примечательна. В творческом плане стиль, избранный группой на этом альбоме, требует постоянной яркой мелодики, если же её нет, то внимание теряется, и получить удовлетворение попросту не получается. На мой взгляд, человек, независимо от любви к тяжёлому или лёгкому звучанию, такое слушать не должен, дабы не испортить остатки вкуса. Лично я всецело "за", если речь идет о прогрессе в музыке. Но когда эволюция заканчивается таким, то

хочется сказать: лучше бы вы распались лет несколько назад, мы бы наслаждались старыми альбомами и не склоняли ваше доброе имя.

Альбом "Storm" (2006) многие считают самым слабым в дискографии группы. И я с этим совершенно согласен.

Поэтому ожидание новой работы было схожим с ожиданием результатов похода сватов неудачливого жениха по деревне: каждая следующая потенциальная невеста оказывалась еще хуже предыдущей. Однако новая пластинка под названием "Forever Is the World" («Вечность – это мир», 2009) вновь вселила надежду в души страждущих. Уже сама обложка, на которой известный художник Томас Эверхард изобразил что-то вроде коллажа остальных альбомов коллектива, настраивает на позитив.

И опять вряд ли стоит говорить о каком-то возвращении в прошлое; скорее, этот релиз в чем-то схож как раз с обложкой: норвежцы слегка и плавно прошлись по своим былым работам, как бы предлагая на суд слушателей почти весь свой ассортимент прошлых лет. Raymond опять запел гроулом (правда, всего в паре вещей), Nell явно чувствует себя теперь уверенней, и, думается, она почти избавилась от "призрака" Лив Кристин - ну нельзя же всё время жить прошлым. Но никаких дуэтов тут нет, а о причинах такого решения гадайте сами.

Общее настроение "Forever Is the World" мрачновато-печальное, здесь нет места для танцевального ритма. Мелодии спокойны, хотя в голове ни одна из них после прослушивания альбома не остается (кроме, пожалуй, лучшей тут вещи "Illusions"). Кстати, возможно, следовало бы назвать стиль этого релиза скорее готик-роковым, так как металльных элементов здесь не так уж и много, но это уже детали.

В итоге мы получили вполне слушабельную пластинку от норвежцев, которая вряд ли будет переслушиваться, но за которую также вряд ли им будет стыдно, да и есть шанс, что отвернувшиеся вчера поклонники - пусть и покачивая головами, слегка поскрипывая зубами всё же откликнутся на своеобразное прощальное музыкальное "прости".

Видео по теме: