Вернее, про тех, кто создаёт этот чарующий волшебный мир. Большую часть хочется уделить мастерам прошлых лет, не обходя вниманием клубы, в которых развивался их талант. И не потому, что сейчас нет звёзд на футбольном небосклоне. Более того, за годы профессионализм футболистов значительно вырос, хотя, думается, если бы «тех» лучших «подвергли» нынешним научным методам подготовки, то они все равно бы выделялись среди футбольной братии. Большинство их мальчишками шлифовали своё мастерство на улицах Рима и Манчестера, на пустырях предместий Монтевидео и Будапешта или пляжах Копакабаны, получая истинное удовольствие от игры, и искренне удивлялись, когда им стали за это еще и платить. Конечно же, для них были в тягость всевозможные режимы и нескончаемые тренировки по физподготовке.
На память приходит история с Джимми Гривзом, который бежал из «Милана», не выдержав тамошней атмосферы, хотя клуб заплатил за него баснословные по тем временам деньги. Про него поговаривали, что он большую часть матча «прогуливается» по полю, зато в оставшееся время наколотит столько голов, сколько необходимо для победы. Он и по сегодняшний день остаётся одним из лучших бомбардиров британского футбола.
Но пришло время коммерциализации, и из футбола потихонечку стал вытравляться дух романтизма.
Впрочем, так происходит с любым родом человеческой деятельности. И, когда, казалось, на смену виртуозам игры приходят рослые атлеты, провидению было угодно явить миру феномен под именем «Диего Марадона» (165 см с кепкой).
И такие мастера нашего времени как Рональдо-«Зубастик», Криштиану Рональду и Лео Месси продолжили поддержку планки «суперзвезд». Мы благодарны им за то, что в этой атмосфере так называемой коммерции, где то и дело вспыхивают коррупционные скандалы с тотализаторами и договорными матчами, они сохраняют нам надежду, что, в конечном итоге, именно таланты будут определять разницу между победой и поражением. Конечно, биографии практически всех футбольных звезд известны и описаны, однако некоторые эпизоды со временем бледнеют, и если о них не вспоминать, стираются из памяти.
Вспоминается один вечер, когда ранней осенью мы с семьей, будучи в Риме, посетили бар, который расположен недалеко от подножия знаменитой лестницы, которая на площади Испании восходит от фонтана с «утонувшей» лодкой к средневековой кирхе. В баре было пусто, и нас обслуживали два молодых парня, как затем выяснилось, владельцы бара. Жена с дочерью пили чай, а мы потягивали пиво. Недавно я с зятем был на матче, в котором «лациале» были нещадно биты неаполитанцами. Я осторожно спросил у парней болеют ли они за «Лацио». По тому, как они отрицательно замотали головами и поморщились, стало понятно, что задел за живое и что их симпатии отданы «Лупе», в чем они и признались. Я тут же вспомнил звездный состав «Ромы» 1980-х и по их удовлетворенным улыбкам стало понятно, что знают и хранят память об этом периоде.
Я не унимался, сказал, что с зятем присутствовал на матче последнего тура, в котором «Лацио» сгорел на «Стадио Олимпико». Том самом «Стадио Олимпико», на котором наш Яшин в 1963-ем взял пенальти от их «интерниста» Маццолы. Ребята недоверчиво переглянулись и даже робко высказали сомнение, что за сборную их небожитель Сандрино мог бы смазать пенальти. Я на своем бедовом английском им объясняю – пенальти не смазали, Яшин намертво взял. Если не верят – пусть сверятся в интернете. Парни на какое-то время исчезли в подсобке. Наградой за правдивость моих слов стал чан с орешками к пиву – за счет заведения.
И таких историй, как с пенальти, порой и не чисто футбольных, которые по тем или иным причинам забываются, множество. Так что освежить память о них, думается, нелишне. Особенно, если учесть, что история футбола уже давно и «осязаемо» вплетена в историю человечества.
И так, погнали …