Почему священник повелся на одну из коварных страстей? Почему преступил грань запрета для священника?
Показателен случай и в другом. Но об этом – в конце статьи.
Что же было?
История с конца.
Эту недавнюю, майскую историю – трагедию, лучше поведать с конца, а не с начала.
Общественная проблема и решение правопорядка.
Общественная проблема заключается в том, что общество наше (и не только наше) падает духовно и вырождается нравственно. Люди недовольны друг другом, не могут найти общий язык и мирно решить проблемы. Уровень агрессии и ненависти друг к другу высок.
Все это порождает такое явление в преступном мире, что люди нередко «заказывают» друг друга. Нанимают соответствующих людей, платят им деньги и дают задание напугать или совершить еще какое-действие по отношению к своему противнику.
Худое общественное явление? Очень. Бездуховное и антихристианское.
Но полиция и органы правопорядка не являются полицией нравов и не играют роль церкви, как дома духовного просвещения и покаяния, а пытаются, в своей деятельности предотвратить, последствия такого духовного умирания общества.
Потому, в Санкт Петербурге была и есть группа правопорядка, которая маскируется под исполнителей такой "грязной работы" и ловят заказчиков с поличным. Заказал «противника», заплатил деньги за услугу – вот и пойман. На месте.
Таинственным заказчик.
Заказчиком некоего 41 летнего Сергея в начале мая 2023 года выступил, в данном деле, молодой, 34 летний питерский священник, отец Василий Бойко.
Бюджетный вариант.
Он искал «бюджетный» вариант и не хотел убивать противника, но напугать и дать, как бы предупреждение тому, чтоб держал язык за зубами.
По «бюджетному варианту» он, не зная сам, вышел на исполнителей, которыми были замаскированные стражи правопорядка. Стоимость услуг, объявленная Бойко от «исполнителей» составила 60 000 рублей.
Ему, за эти деньги, представляют доказательство того, что «жертва» (Сергей) напугана и избита, а он платит оговоренную сумму. Событие (передача денег) должна осуществиться 12 мая 2023 года на Литейном проспекте Санкт Петербурга.
Передача денег и поимка с поличным.
Сотрудники правоохранительных органов разыграли нужную инсценировку, сделали фото и видео «доказательств» для священника Василия Бойко и приехали на оговоренное место за гонораром. Показали ему на смартфоне «нужные» фото и видео.
Священник передал им 60 000 рублей «за работу». Взяв деньги, как «вещдок», ему тотчас предъявили удостоверение сотрудников уголовного розыска и забрали в отделение полиции.
Отпираться было бесполезно.
Священник поведал все как на духу.
Что подвигло его на этот шаг?
Чем же молодому, 34 летнему священнику и настоятелю храма Святого великомученика Иерофея Афинского на набережной Обводного канала Санкт Петербурга, директору центра духовной культуры и образования Кронштадтского благочиния, отцу Василию Васильевичу Бойко (28.04.89 г.р) не угодил этот Сергей, что он его «заказал»?
Выяснилась предыстория.
Он мешал отцу Василию (женатому священнику) так как грозился предать (и уже начал передавать прихожанам храма и в митрополию) огласке любовные взаимоотношения священника с бывшей женой Сергея. Бывшей? Она оказалась бывшей, во многом, благодаря вмешательству в это, дело отца Василия.
Священник, отец Василий, по своей службе, духовно окормлял сотрудников силовых ведомств. Общаясь с ними, он перенял и некоторые методы их работы. Но если для силовых ведомств они приемлемы и допустимы, то для священника – ни в коем случае. Но отец Василий, не учел этот запрет. Потому «заказал» противника.
Краткая справка об иерее Василии Бойко.
Стал священником в Пскове в 2013. 2016 – 2019 годах служил в Новой Ладоге (Ленинградская область). С 2019 года служит настоятелем в петербургской церкви святого Иерофея. Является директором Центра духовной культуры в Кронштадте при Морском Никольском соборе.
Василий Васильевич Бойко родился в семье священнослужителей: два родных брата, две родные сестры и отец — служители православной церкви.
Прихожане храма.
Сергей и его жена была прихожанами храма великомученика Иерофея, где священником был отец Василий. Пока дело касалось священнического служения - все было хорошо. Священник исповедовал, причащал Святых даров, как и положено священнослужителю. Давал полезные советы по духовной жизни. Но дело приняло не церковный оборот.
Разлад в семье.
В семье Сергея и его жены были разлады. Причины их не были связаны ни с церковью, ни со священником. Но с психологическими конфликтами, духовными страстями и недостатком добродетели смирения (умения смиряться друг перед другом, как та добродетель, что хранит семейный очаг. Соревнуемся ни в том, кто кого переорет в семье, а кто лучше и больше смирится перед другим, чтобы семья выстояла).
Но в этой семье - наоборот. Страстное, психологически конфликтное, не смиренное стало доминирующим. Возник сильный разлад.
Ошибка обращения.
Ну, казалось бы, коль разлад в вашей семье – обратитесь к мудрым друзьям, семейному психологу или психотерапевту. Но семья стала обращаться к священнику, отцу Василию.
Ну, ладно, они, по незнанию, обратились к священнику за помощью, но он-то мог отказаться от предоставления такой помощи. Потому что это не дело священника. Ну, и смиренно подумать, а может ли он помочь сам? Иногда, полезней не браться, чтобы не навредить (если не знаешь, не умеешь, не чувствуешь сил), чем взявшись, нанести вред.
Взялся.
Отец Василий взялся «за помощь» и стал уже не священником для этой семьи, а, этаким, «психотерапевтом в рясе».
Он слушал то одного, то другого члена. Но помочь ничем не мог. А вот повредить смог и себе, и семье.
«Запал».
Он «запал» на жену Сергея. Чувственно выслушивая ее, проникся к ней чувствами человеческими, которыми не должен проникаться священник по отношению к прихожанам, и, особенно, прихожанкам.
По всей видимости (и это не радостный момент, а трагичный в этой истории) и жена Сергея ответила ему взаимностью. Вспыхнули чувства.
Это привело к более быстрому распаду семьи Сергея.
Геометрическая фигура отношений.
Ее никак нельзя назвать классическим «любовным треугольником», но, скорее, многоугольником. Сергей, его жена, священник, жена священника и четверо детей священника. Трещит одна семья, трещит и другая.
Дьявол радуется – Бог плачет о таком многограннике страстей и безбожия.
Муж как помеха.
Сергей стал уже помехой в этих отношениях, которые из платонических и, вначале, якобы для психологической помощи, переросли в неплатонические, а самые, что ни на есть. Бывший муж - помеха.
Он стал намекать (и даже уже действовать) о том, что доложит церковному начальству отца Василия о неподобающем поведении священнослужителя. А это – запрет в служении, лишении сана. А что еще в жизни мог делать отец Василий, который обучался на священника?
И первые действия уже предприняло церковноначалие отца Василия. Его отстранили от одной панихиды, от других видов (не всех) служения.
Не хотел убивать.
Отец Василий не хотел убивать Сергея и брать на душу тяжкий грех (а что, разве блуд считается легким грехом, грешочком?). Он хотел припугнуть Сергея, чтобы тот держал язык за зубами. И для этого решил нанять исполнителей, кто припугнет Сергея, чтобы тот понял. Силовой метод воздействия, которые не должен применять «пастырь овец словесных».
Настоящие исполнители ценник объявили большой. Отец Василий «не тянул». Стал, как положено на свободном рынке, искать более приемлемую цену исполнителей. И волей случая (а, скорее – Божьей волей) попался на крючок замаскированных сотрудников правопорядка, которые «взялись за его заказ» и поймали его с поличным.
Что хотел – что получил?
Отец Василий хотел, чтобы все было тихо и никто не узнал о его духовно преступных деяниях. Но получилось все наоборот. Куда хуже и куда с большим размахом.
Он не хотел уходить из церкви, но его, на время следствия, отстранили от богослужений и, вряд ли, после такой огласки оставят в сане.
А ларчик-то просто открывался?
Не греши! Отойди от прихожанки и греховных (для христианина, а, тем более, для священника) отношений. Ан нет.
Нет? Ну, тогда милостивый Господь попустит наказание. Для вразумления и спасения.
Послесловие.
Василеостровский районный суд Петербурга к 13 часам 13 мая отпустил священника под домашний арест. Пока, на время ведения следствия, иерея Василия отстранили от исполнения богослужебных обязанностей.
То, о чем обещал сказать вначале статьи – говорю сейчас.
Этот случай является показательным вот по какой части. Один грех порождает другой, и третий. Чтобы этого не происходило, надо вернуться на шажок - другой назад и остановить цепную отрицательную ядерную реакцию страсти. Перестать делать страстное и безбожное. Покаяться в этом и прекратить делать.
Священник – исполняй служение священника, не надо играть в семейного психотерапевта.
Сочувствие к «бедной прихожанке»? Или лукавое выражение блудной страсти, хорошо запутанное. Хочу пожалеть бедняжку или овладеть ей? Со святой Божьей помощью, стоит не путаться в бессознательных мотивах своей души. Этому учит исповедь и христианское покаяние, как метод правильной духовной жизни.
Ну, а там (если не остановился) и до блуда шаг. А потом - до заказа на запугивание. А не останови его сотрудники правоохранительных органов – и до убийства Сергея могло бы дело дойти. Страсть, удовлетворяясь, начинает обретать силу и человек может перестать владеть собой, стать безвольной игрушкой сонма страстей.
Стоит ли? Обереги Бог.
(по материалам «Аргументы и Факты» Санкт Петербург, «Известия» Санкт Петербург, телеграм канала «Клирик Ньюс», Калаказо, программы 178.ru, новостного канала Фонтанка.ру и других изданий по этому инциденту)
Если хотите поделиться по статье – пишите в комментариях.