Я ради интереса начал осваивать новый для себя жанр - спортивную фотографию. Под рукой у меня мой ВУЗ, в котором проводятся разные матчи по разным дисциплинам, объективы - 70-200 2.8, 40 2.8, 15 2.8 - все от Кэнона. Чистых часов съёмки вышло более 50-ти; не учитывая ожидание, дорогу туда-обратно, перенос и обработку снимков. За это время я снимал волейбол, настольный теннис, футбол, баскетбол и даже хоккей.
Опасность
Самое главное и неприятное ддя меня в спортивной фотографии - опасность, присутствующая на матчах. Она связана с возможностью случайного прилёта в тебя мяча, а того хуже - шайбы. Снимая футбол, за один матч в меня попали три раза; первый, самый мощный раз застал меня сидя, когда я снимал бегущих игроков от ворот, стоя прямо рядом со штангой. Опасность в футболе на этой позиции начинается в тот момент, когда напрягается вратарь и толпа игроков несётся в угол поля. Обязательно найдётся самый мощный и точный игрок который решит что он жил ради этого удара; обычно я притягиваю такие мячи. Я сидел на корточках, от земли фотографии красивее; и вправду, мне удалось сделать пару красивых снимков, но через мнгновения нога онемела от удара. "Не страшно, зато фотоаппарат цел" - полумал я и продолжил снимать дальше. Остальные два раза когда в меня попали... Иронично, но были от того же игрока и пришлисть в область тела.
Снимая хоккей, к счастью в меня ни разу не попали. Однако шайбы, отправленные накачанным студентом из магистратуры, влетающие в ограждения рядом с твоим лицом внушают ужас. Ну и из минусов хоккея: есть только одно место откуда можно снимать без помех (ограждений), но стоять там невероятно опасно.
В волейболе - ну в целом не страшно. Теоретически может прилететь мяч, но на практике не было ни разу. А если и будет, мала вероятность что это будет больно, или непоправимо навредит вашему фотоапарату.
В настольном теннисе опасно не бывает. Если не лезть под амплитуду рук игрока, самый мощный мяч от силы вас неприятно пощекочет. Или щипнет, как угодно. И это на профессиональном уровне.
Однако опасность в спортивной фотографии представляет собой не только летящий в вас спортивный инвентарь; помимо него есть ещё сами спортсмены, которых одолевает азарт, а также не менее сумасшедшие порой болельщики. Они же могут влиять на то, понравится вам съёмка, или нет. Бывают крайне неприятные матчи с токсичной обстановкой, массой ругани, драками злостью. Если снимаю бесплатно, считаю что имею право уходить с таких матчей, они сбивают весь настрой. Иногда могут возникнуть конфликты между болельщиками. Такое поведение считаю неспортивным и неприемлемым.
Свет
Недостаточный уровень освещенности может пресечь все попытки отснять мероприятие на корню. Если мероприятие проходит в зале, если там нет специального освещения для фотографии - не ожидайте хорошего результата. Залы есть более, есть менее освещенные; даже если на глаз кажется что света достаточно - боюсь, это может быть ошибкой. Зависит от вашей камеры конечно; как она шумит. Вот моя выше чем на 800 ISO выдаёт просто отвратительную картинку, я не хочу работать с такими фотографиями. Съёмка на улице - отличный вариант, на улице света достаточно практически всегда.
Однотипность
С каждой новой съёмкой понимаешь что уже приедается. Бегаешь 3+ часа и снимаешь одни и те же ракурсы. В этот момент наступает смысл охотиться за моментом, а не за количеством фотографий; пробуешь в разных ракурсах снять один, но очень удачный кадр. Вдобавок, для улучшения конечного результата приходится снимать на всех ракурсах на все фокусные, разноплановые фотографии. У меня нет монопода и поэтому объектив 70-200 который прилично так весит мне приходится держать почти безостановочно. Соблюдать постоянное движение, сконцентрированность и много приседать на протяжении 3+ часов - очень непросто.
Настройки и фокусные
Я снимаю на все фокусные, начиная от фишая, заканчивая телевиком. Зависит всё от ситуации и желанного результата. Каждый тайм/матч меняю объективы 6-9 раз и стараюсь снять что-то особенное на каждый. Прослеживая игру, замечаешь кто как двигается, тактику команды, предугадываешь что будет дальше. Я выставляю баланс белого на "тень", выдержку ставлю не выше 1/800; для особо быстрых можно использовать 1/1000-ю и ниже. На такой выдержке все спортсмены "замирают" без смазов. Все мои автофокусные объективы на данный момент обладают диафрагмой 2.8+; я ее не прикрываю и снимаю всегда на открытой. ISO ставлю минимально возможное на данной выдержке. Вот в общем и всё.... Ну, ещё конечно можно подкрутить видоискатель под свой глаз, если плохое зрение и он вдруг сбился, но думаю это и так все делают. Спортивная фотография - про момент и удачу. А также про риск. Надо снимать всё, на все фокусные, со всех ракурсов. Так вы получите максимально хороший результат.
Ещё советую снимать в приседе/от земли. Так фотографии выглядят "дороже", нежели снятые сверху. Особенно с моим ростом в 185 см.
Трудоёмкость жанра
Трудоёмкость спортивной фотографии заключается не только в съёмке и концентрации. Трудоёмок ещё и процесс отбора фотографий. Их не должно быть много, не должно быть мало; они должны удивлять зрителя и быть хорошо обработанными. Многие забивают на цветокор из-за количества усталости, однако это неправильно. Лучше отложить фотографии на день, чем сдать отвратительные.
Мои выводы для себя
Я считаю что хорошо ознакомился с жанром для первого раза. Опыт как и хотелось, получил. Однако больше снимать не хочу, не доставляет удовольствия. Да и по правде на те матчи я тратил время через силу; у нас в вузе отвратительная организация, нет дружелюбности и в целом на матчах я был сам по себе. В этом нет ничего плохого и я был готов к такому исходу. Для опыта мне хватит пока.
Все фотографии с матча можете посмотреть на диске ⬇️
https://drive.google.com/drive/folders/1-4o9H037WLNZCZJZa14v-STn2nk1-v_s