Найти тему

Лучше учебника Петерсон не найти

Мне обидно, когда критикуют методику обучения математике Людмилы Георгиевны Петерсон. Потому что считаю её гениальным педагогом-методистом, разработавшим алгоритм обучения понимания математики.

Мне доводилось слышать: «Зачем нужны эти мешочки? Сколько времени они съедают на уроке? Всю первую четверть одно и то же». А ведь эти мешочки — один из важных принципов методики: они учат понимать соотношение целого и частей. А на этом базируется обучение задачам, примерам и уравнениям.

Задачи

После того, как дети усвоят соотношения целого и части на мешочках, они знакомятся со схемами на основе отрезков.

-2

А затем решают задачи, опираясь на наглядные схемы.

-3

То есть ребёнок должен понять, что в задаче целое, а что часть. Что большее, что меньшее? А на основе правил выбирает действия — чтобы найти целое, нужно сложить части, а чтобы найти часть, из целого вычитаем часть. С опорой на схему это совсем не трудно. Двигаясь от простого к сложному, дети вскоре решают задачи в 4 и в 5 действий.

А как работает методика Марии Игнатьевны Моро? Вначале задача даётся как рассказ с опорой на схему из кружков. Но вскоре для их решений предлагаются краткая запись и ключевые слова.

-4

То есть ребёнок не вдумывается, а ищет формальные признаки, действует по шаблону. Поэтому не каждый первоклассник справляется с задачей.

«С кормушки улетело 5 птичек, а затем — 3 птички. Сколько птичек улетело?»

Здесь нет ключевых слов «сколько всего», зато есть слово «улетели», и ребёнок, ориентируясь на шаблон, может легко ошибиться.

Уравнение

Ещё ярче видны преимущества методики Петерсон при обучении решению уравнений. По Моро, ученик должен знать названия компонентов, правила нахождения неизвестных компонентов и решать уравнения, опираясь на выученные механически правила.

-5

По Петерсон, ребёнок должен понять, что неизвестно: целое, или часть. И найти это согласно правилу, давно усвоенному благодаря мешочкам. Целое находим, складывая части, а часть находим, вычитая из целого другую часть.

Примеры

Один из способов решения примеров в обеих методиках — с опорой на состав числа.

Моро просто даёт домики для механического запоминания. А Петеросон предлагает множество упражнений-рисунков, иллюстрирующих, как одно целое может состоять из разных частей, и как связаны компоненты состава числа.

-6

Конечно, я не могу рассказать обо всех особенностях методики Петересон. Скажу лишь, что занимаясь по её учебнику с дочерью и встречая новые приёмы объяснения материала, искренне восхищаюсь: «Как красиво изложено! Как здорово придумано!»

Это и разбор взаимосвязей десятков, сотен, тысяч с помощью треугольников из точек. И объяснение понятия умножения через площадь прямоугольника. И сравнения выражений, различающихся по одному компоненту…

Петерсон использует в методике множество игровых приёмов, блиц-турниров, отрабатывающих навык выбора действия при решении задачи. Ребёнок не тратит время на её оформление и вычисление, а за счёт этого интенсивно отрабатывается навык.

Поэтому я считаю:

  1. Людмила Георгиевна Петерсон — гениальный педагог.
  2. В начальной школе ребёнок усваивает большой объём знаний по математике благодаря методам, помогающим понять математику, а не механически запоминать шаблоны.
  3. Если в школе дети занимаются по методике Петерсон и перетруждаются, то это вина учителя. Не стоит давать все упражнения на одном уроке. В учебнике даны разъяснения, какие задания для обязательного решения, а какие по выбору учителя — для учеников, решающих в быстром темпе, чтобы не бездельничали на уроке.
  4. Чёткое распределение заданий по урокам, выделение обязательных упражнений, краткое инструктирование перед новым видом задач позволяют детям постепенно переходить к самостоятельной работе.

К концу 2-го класса моя дочь, открывая учебник, оценивает, что она сможет решить сама, а где ей необходимы разъяснения. И она часто занимается самостоятельно.

Но если вы уже больше месяца занимаетесь по Моро, переходить на методику Петерсон не стоит. Слишком разные подходы, подготовительные периоды, имеющие большое значение для дальнейшего обучения.

Если вы только выбираете учебник, по которому будете обучаться в начальной школе, то лучше учебника Петерсон не найти.

Автор: Оксана Коротких, многодетная мама, у которой старший сын в этом году после семейного обучения поступил в Московский ВУЗ без репетиторов, трое детей на данный момент на семейном обучении, высшее педагогическое и психологическое образование.

Опубликовано
ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр семейного образования “Хочу Учиться”

Читайте также статьи других авторов: