Найти тему
моЯпRелесть

ССС - вас ис дас?!

Оглавление

ССС- что это за зверь и к чему тут логопед? Да к тому, что для большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи Слоговая Структура Слова - дикий экзотический зверь. Совершенно не поддаётся дрессировке, ну совсем не слушается.

Кибуки с буками
Кибуки с буками

Стандартно, особенно в муниципальных ДОУ, в логопедической работе на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития Слоговой Структуры Слов.

Поэтому, дорогие товарищи родители, когда дошколёнок кладёт в борщ "слёкву" или "сёвку" вместо свёклы, в чай - "ильмонт" вместо лимона, и мечтает стать "пипиканом дайдава пайванья", ваша тревога оправдана. Срочно к логопеду. Перестановка слогов в слове, замены слогов другими, сходными по звучанию или артикуляции, выпадение,отсутствие, недоговаривание целых частей слова при произнесении - эти нарушения не должны остаться без внимания родителей и воспитателей.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, даёт о себе знать всякий раз, как только ребенок сталкивается с новыми словами. Все эти особенности мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий и межпонятийных связей) и затрудняют общение.  Звуковой анализ и синтез становятся суперквестом, далее проваливается обучение грамоте, и уже вовсе печально проявление так называемых вторичных психических и психосоматических наслоений.

  1. В корне проблемы может быть снижение слуха - в этом случае детский лор сделает аудиографию

https://dzen.ru/media/id/5ef4802f96f2175d44e678a8/tvoi-golos-na-mamin-sovsem-ne-pohoj-643a68c9b942af024d9d4254

2. Фонетико-Фонематическое Недоразвитие Речи преодолеваем в играх

https://dzen.ru/media/id/5ef4802f96f2175d44e678a8/sluh-analiticheskii-sluh-fonematicheskii-5f0d4bfa067e163ef18ef174,

3. При подозрении на проблемы с мышлением и интеллектом обращаемся в детское отделение ПНД

Почему от осины не родятся апельсины, а коала от бао-баба недалеко падает
моЯпRелесть26 июля 2020

Итак, типы нарушений слоговой структуры слова в научной классификации А.К.Марковой:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение) «на девевях», «дод крышей», "погугуляг".

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка, холодильница- холодильник и хлебница.

Если пациенту меньше трёх лет - то это этап нормального речевого развития - пупсик спешит на выход из лепетной речи во фразовую. Спешит и спотыкается. Пусть, только совсем недолго, не дольше полугода. Поиграйте с малышом.

Хлопать, топать и шагать!
Хлопать, топать и шагать!

Разве не здорово, что любое слово  можно отхлопать? В слове "ма-ма"  
два хлопка - хлопок на каждый слог.

Разве не удивительно, что словечко можно прошагать? Например, слово "са-мо-кат". Три чётких шага.

Слово, как поезд, состоит из вагончиков-слогов. Например, из одного слога (1 хлопок - дом), из двух слогов (2 хлопка= ку-бик), из трёх слогов (3 хлопка=са-мо-лёт). А есть длиннющие слова, из четырёх (гу-се-ни-ца) и даже пяти слогов (5 хлопков= бе-ги-мо-ти-ки) . Все мы помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Есть подсказочка-проверочка для самых маленьких. Кладём ладошку под подбородок и громко чётко произносим слово. Сколько раз подбородок коснется ладони, столько и слогов в слове.

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детское "Домино", «Лото», зверей из мини-зоопарка, картинки из книг и журналов.

Важно с раннего возраста развивать у малыша  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Отхлопывайте , оттопывайте, приседайте, прыгайте, покачивайте головой, гремите кастрюлями.

Читайте рэп, наконец!
Читайте рэп, наконец!

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

На подготовительном этапе игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Важно понимать, что какие бы замечательные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они останутся с вами лишь при условии их переноса в повседневную жизнь. Поэтому, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, - трудитесь вместе!

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  • «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук 
 стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп 
 хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук 
 стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп 
 хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», « Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

•        Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

Для развития  слухового внимания и памяти можно поиграть в следующие простые и забавные игры:

«Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».

« Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

 «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

«Музыкальный мяч» (как и в работе над гласными)

  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Логоритмика(сочетание слов и движений) ,в данном случае, это - необходимость! и помощь в коррекции нарушений слоговой структуры слов

В дополнение:

=Слушай и хлопай» (хлопнуть столько раз, сколько хлопнул взрослый);

=Считай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько пальцев показал ведущий);

Для детей постарше:

=Покажи ритм» (узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами);

=Постучи так же, как я» (воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ)

Наше всё — идти от простого к сложному

И последний, важный, момент: особое значение приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.

  • В ходе упражнений по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимания на зловредные звуки.

Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка. Бессмысленно придираться к дефектам звукопроизношения в то время, когда ваша цель — научить человека говорить слова, соблюдая слоговое наполнение. Для коррекции звукопроизношения выбираем другой блок занятия.

Что-что? Сложно - муторно - долго...

Тогда почему, дорогие мои, вы решили, что оно как-нить само пройдёт?