ССС- что это за зверь и к чему тут логопед? Да к тому, что для большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи Слоговая Структура Слова - дикий экзотический зверь. Совершенно не поддаётся дрессировке, ну совсем не слушается.
Стандартно, особенно в муниципальных ДОУ, в логопедической работе на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития Слоговой Структуры Слов.
Поэтому, дорогие товарищи родители, когда дошколёнок кладёт в борщ "слёкву" или "сёвку" вместо свёклы, в чай - "ильмонт" вместо лимона, и мечтает стать "пипиканом дайдава пайванья", ваша тревога оправдана. Срочно к логопеду. Перестановка слогов в слове, замены слогов другими, сходными по звучанию или артикуляции, выпадение,отсутствие, недоговаривание целых частей слова при произнесении - эти нарушения не должны остаться без внимания родителей и воспитателей.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, даёт о себе знать всякий раз, как только ребенок сталкивается с новыми словами. Все эти особенности мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий и межпонятийных связей) и затрудняют общение. Звуковой анализ и синтез становятся суперквестом, далее проваливается обучение грамоте, и уже вовсе печально проявление так называемых вторичных психических и психосоматических наслоений.
- В корне проблемы может быть снижение слуха - в этом случае детский лор сделает аудиографию
https://dzen.ru/media/id/5ef4802f96f2175d44e678a8/tvoi-golos-na-mamin-sovsem-ne-pohoj-643a68c9b942af024d9d4254
2. Фонетико-Фонематическое Недоразвитие Речи преодолеваем в играх
https://dzen.ru/media/id/5ef4802f96f2175d44e678a8/sluh-analiticheskii-sluh-fonematicheskii-5f0d4bfa067e163ef18ef174,
3. При подозрении на проблемы с мышлением и интеллектом обращаемся в детское отделение ПНД
Итак, типы нарушений слоговой структуры слова в научной классификации А.К.Марковой:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение) «на девевях», «дод крышей», "погугуляг".
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка, холодильница- холодильник и хлебница.
Если пациенту меньше трёх лет - то это этап нормального речевого развития - пупсик спешит на выход из лепетной речи во фразовую. Спешит и спотыкается. Пусть, только совсем недолго, не дольше полугода. Поиграйте с малышом.
Разве не здорово, что любое слово можно отхлопать? В слове "ма-ма"
два хлопка - хлопок на каждый слог.
Разве не удивительно, что словечко можно прошагать? Например, слово "са-мо-кат". Три чётких шага.
Слово, как поезд, состоит из вагончиков-слогов. Например, из одного слога (1 хлопок - дом), из двух слогов (2 хлопка= ку-бик), из трёх слогов (3 хлопка=са-мо-лёт). А есть длиннющие слова, из четырёх (гу-се-ни-ца) и даже пяти слогов (5 хлопков= бе-ги-мо-ти-ки) . Все мы помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)
Есть подсказочка-проверочка для самых маленьких. Кладём ладошку под подбородок и громко чётко произносим слово. Сколько раз подбородок коснется ладони, столько и слогов в слове.
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детское "Домино", «Лото», зверей из мини-зоопарка, картинки из книг и журналов.
Важно с раннего возраста развивать у малыша умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Отхлопывайте , оттопывайте, приседайте, прыгайте, покачивайте головой, гремите кастрюлями.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
- подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
На подготовительном этапе игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Важно понимать, что какие бы замечательные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они останутся с вами лишь при условии их переноса в повседневную жизнь. Поэтому, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, - трудитесь вместе!
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
- «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
- «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
- Совершенствование движений общей моторики
- Совершенствование мелкой моторики
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие чувства темпа
- Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
- «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
- «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
- «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
- «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», « Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
• Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
Для развития слухового внимания и памяти можно поиграть в следующие простые и забавные игры:
«Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
« Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
- с общим гласным (ка – та – ма – ва);
- обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
- слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
«Музыкальный мяч» (как и в работе над гласными)
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Логоритмика(сочетание слов и движений) ,в данном случае, это - необходимость! и помощь в коррекции нарушений слоговой структуры слов
В дополнение:
=Слушай и хлопай» (хлопнуть столько раз, сколько хлопнул взрослый);
=Считай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько пальцев показал ведущий);
Для детей постарше:
=Покажи ритм» (узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами);
=Постучи так же, как я» (воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ)
Наше всё — идти от простого к сложному
И последний, важный, момент: особое значение приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.
- В ходе упражнений по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимания на зловредные звуки.
Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка. Бессмысленно придираться к дефектам звукопроизношения в то время, когда ваша цель — научить человека говорить слова, соблюдая слоговое наполнение. Для коррекции звукопроизношения выбираем другой блок занятия.