Найти тему
ВЦИОМ

Летние планы россиян — 2023: запросы, ожидания, направления

География планируемых путешествий по стране становится шире, в числе наиболее востребованных направлений остаются Крым, Байкал и Алтай.

Дома, на даче и в поездках

Последние годы стали настоящим испытанием для многих сфер общественной жизни, в том числе для туристической сферы, особенно зарубежного туризма.  Несмотря на это, отпускные планы россиян с 2020 года практически не менялись. В общей сложности планируют взять отпуск этим летом 33% опрошенных, эта доля с 2020 года остается в пределах 31-37%, максимум пришелся на прошлый год, а минимум — на ковидный 2020 год. Собираются отдыхать только в выходные дни 15% (−4 п.п. к 2020 г.), столько же возьмут две недели отпуска. Менее продолжительный отпуск в одну неделю (5%) или, наоборот, более продолжительный — месяц (8%) и более месяца (5%) — оказались не так популярны. Еще 7% сообщили, что для отдыха им не нужно брать отпуск, эта группа россиян постепенно растет (2021 г. — 1%, 2022 г. — 2%).

На протяжении всего периода наблюдений, начиная с 2004 года, дом и дача остаются основными местами проведения летнего отдыха для россиян. В этом году дома собираются отдыхать 51% (−10 п.п. к 2020 г.), а на даче — 29% (−10 п.п. за год). Поездку в другой город или село России планируют 15% россиян, это максимум за двадцать лет, популярность такого отдыха растет с 2019 года (9%). Каждый десятый в этом году собирается посетить Черноморское побережье Кавказа (10%, −3 п.п. к 2021 г.), еще 5% указали Крым (−4 п.п. за год), а 4% отправятся за границу (−5 п.п. к 2021 г.). Динамика последних лет указывает на постепенный рост интереса россиян к внутреннему туризму, а также к нетрадиционным летним туристическим маршрутам: южные направления частично заменяются путешествиями по другим регионам России.

  • Типичный дачник — женщина (35% vs. 23% мужчин), старше 60 лет (38% vs. 29% среди всех россиян), неработающий пенсионер (39% vs. против 26% среди работающих пенсионеров), активный телезритель (37%).
  • Типичный «домосед» — молодежь 18-24 лет (60% vs. 51% среди всех россиян), аудитория с неполным средним, средним или средним специальным образованием (67%, 62% и 58%), граждане с плохим материальным положением (54% vs. 45% среди граждан с хорошим материальным положением), жители села (74% vs. 31-43% среди горожан в целом).
  • В другом городе, селе России чаще других планируют провести летний отдых россияне 25-34 лет (22%), граждане с высшим образованием (20%), работающие пенсионеры (23%) и жители городов-миллионников (24%).
  • За границу этим летом собирается каждый десятый столичный житель (10%). Черноморское побережье Кавказа чаще привлекает 25-34-летних (16%), россиян с высшим образованием (14%) и хорошим материальным положением (15%), а также жителей Южного (16%) и Северо-Кавказского (21%) федеральных округов. Посетить Крым собираются 13% жителей Южного федерального округа.

Читать полный текст на сайте ВЦИОМ