Найти в Дзене
Философия отдыха

Дома с историей

Архитектурные капризы и изыски отчасти определяют облик обеих российских столиц. Банкиры, промышленники, чиновники, купцы и архитекторы оставили потомкам память об эпохе величественных фасадов. Теперь в этих зданиях открыты музеи и галереи, работают коммерческие офисы и кафе. И за каждым роскошным фасадом скрывается свои интересная история. Вот всего лишь несколько зарисовок.

Дом Пашкова
Дом Пашкова

Московская сага

Дом Пашкова. Лицо Москвы

Величественное белокаменное здание в духе классицизма, с бельведером, пилястрами и ионическими колоннами, было возведено в 1786 году по проекту знаменитого архитектора Василия Баженова на Ваганьковском холме прямиком напротив Кремля. Счастливым хозяином дома был Пёетр Пашков, сын денщика Петра I и «первый российский водочный король». На водке он и погорел, так что особняк пришлось передать более удачливому двоюродному брату, Александру Ильичу Пашкову, супругу наследницы медных рудников и нескольких уральских заводов. А потом случилась война 1812 года и пожар Москвы. Дом, который в то время уже почитался лицом столицы, сильно пострадал, а вместе с домом и архив, где содержались сведения о его строительстве. Часть средств на восстановление, которым руководил Осип Бове, выделила казна. Еще через четверть века дом у обедневших наследников Пашкова выкупили в пользу государства. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию. Сегодня в доме Пашкова работают три отдела Российской государственной библиотеки, а в парадном зале регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг и церемонии вручения литературных премий.

Ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1 (ст. м. «Боровицкая»)

Особняк Т. И. Коробкова.
Особняк Т. И. Коробкова.

Особняк Т. И. Коробкова. Дом-хамелеон

В середине XIX века этот ничем не примечательный дом с мезонином принадлежал купцу Тугаринову. Вторую жизнь в него вдохнул новый владелец – фабрикант и меценат Трифон Коробков. Перестройкой и перепланировкой занимался молодой, но уже модный в те годы архитектор Лев Кекушев. Шел 1894 год. Первоначальный вариант архитектора Коробков не одобрил. Кекушев предлагал сделать фасад в неогреческом стиле, а Коробков хотел чего-то необычного и нарядного. В результате в проекте появилась угловая башенка с парадным входом и изящной лестницей, фасад украсили кариатиды с лицом красавицы-жены фабриканта, а между ними расположился жезл Меркурия, покровителя торговли. Ну а поскольку Коробков на досуге коллекционировал произведения искусства и был меценатом, жезл сделали в форме факела – символа просвещенности. В архитектуре особняка соединены разные стили: первый этаж – ампир, будуар – в стиле рококо, барочная лепнина и легкий налет модерна – асимметрия и выступающий эркер. На куполе башенки Лев Кекушев оставил свой фирменный знак – льва. Здание окрашено в лилово-сиреневый цвет и меняет оттенок в зависимости от погоды.

Пятницкая ул., 3335, стр. 1 (ст. м. «Третьяковская»)

Дом купца Игумнова
Дом купца Игумнова

Дом купца Игумнова. Терем-теремок

Этот дом в псевдорусском стиле когда-то принадлежал владельцу крупной мануфактуры и золотых приисков – купцу Николаю Игумнову. Человеком Игумнов, как вы догадываетесь, был не бедным, так что на строительство не скупился. Кирпичи были выписаны из Голландии, фасадные изразцы сделали на заказ на Кузнецовском фарфоровом заводе. Роскошную отделку интерьеров выполнили в русском стиле, с элементами классицизма. Руководил работами, которые были завершены в 1899 году, Николай Поздеев, градостроитель, специально приглашенный из Ярославля, малой родины Игумнова.

Московская знатная публика дом, что называется, не приняла. В моде тогда был стиль модерн, а тут какой-то терем-теремок! Да еще и на окраине!.. И купец с досады отказался оплачивать архитектору его работу. Впрочем, как аукнется… Через пару лет, решив поразить гостей «широтой размаха», купец приказал выложить пол парадной комнаты золотыми червонцами. И получилось, что ходили приглашенные… по портрету императора, выбитому на банкнотах. За этот проступок Игумнова сослали в Абхазию. А особняк просто пустовал. После революции здание национализировали, в нем располагался Институт мозга и переливания крови. Теперь здесь находится официальная резиденция посла Франции.

Ул. Большая Якиманка, 43, стр. 1 (ст. м. «Октябрьская»)

Особняк Цветкова
Особняк Цветкова

Особняк Цветкова. И дом, и галерея

У этого особняка, по виду также напоминающего старорусский терем, судьба немного более счастливая, чем у игумновского дома. По крайней мере когда-то попасть в него почитала за честь вся культурная публика Москвы. Построен он был в 1901 году по проекту Виктора Васнецова, Бориса Шнауберта и Василия Башкирова для мецената Ивана Цветкова и представлял собой двухэтажный дом, поставленный на 24 каменных столба, соединенных арками. Внутри все было как в старой русской сказке в представлении Васнецова, начиная с мебели и заканчивая рисунками на занавесках. Стены украшали картины русских художников, которые меценат собирал всю жизнь. Гостей радушный хозяин встречал в бархатном наряде и тюбетейке, искусно расшитой золотыми нитями.

В 1909 году Цветков подарил дом и коллекцию городу с условием пожизненного проживания. Умер он в феврале 1917 года от, как тогда говорили, грудной жабы, то есть стенокардии. Коллекция его постепенно рассеялась по музеям, а особняк отдали под общежитие Наркомата просвещения. Ныне здание находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России.

Пречистенская наб., 29 (ст. м. «Кропоткинская»)

Особняк Зинаиды Морозовой
Особняк Зинаиды Морозовой

Особняк Зинаиды Морозовой. Подарок для любимой

Особняк в неоготическом стиле, построенный в 1893–1898 годах по проекту Фёдора Шехтеля, стал одной из первых работ архитектора, сразу заставившей говорить о нем. Интерьерные панно, скульптурная композиция у главной лестницы и витражи в особняке - авторства Михаила Врубеля. По виду своему особняк больше всего напоминает средневековый английский замок. Тут и остроконечные башенки, и стрельчатые окна, и элементы окон-роз, и мифологические существа – химеры и маскароны на фасаде, и львы на решетке ограждения. В оформлении интерьеров Шехтель смело соединил готику с ампиром, классикой и барокко.

Заказчиком всего этого великолепия был знаменитый предприниматель Савва Морозов. Дом он подарил жене на годовщину свадьбы. Надо сказать, из-за своей женитьбы Савва Тимофеевич стал героем желтой прессы: влюбившись в жену двоюродного племянника, он ее отбил, добился официального развода и сам стал ее мужем. История в среде купцов-старообрядцев просто неслыханная! Однако факт остается фактом, а дом – домом. После пышного новоселья здание стало центром светской жизни Москвы…

После смерти супруга в 1905 году Зинаида Григорьевна не смогла оставаться в особняке. Дом она продала меценату С. П. Рябушинскому. Сейчас в бывшей усадьбе Морозовых располагается Дом приемов Министерства иностранных дел. Кстати, исследователи творчества Михаила Булгакова считают, что дом на Спиридоновке вполне подходит под прототип особняка, где жила с мужем Маргарита, героиня главной книги писателя. В тексте произведения упоминалось, что особняк был готическим, с собственным садом, недалеко от Арбата.

Ул. Спиридоновка, 17 (ст. м. «Пушкинская»)

Доходный дом К. И. Розенштейна
Доходный дом К. И. Розенштейна

Петербургские сновидения

Доходный дом К. И. Розенштейна. Почти английский замок

Два эркера, асимметричные ряды окон, оконные проемы в романском стиле, смотрящие во двор, уникальные барельефы со львами и ангелами, оригинальные конструкции дверей на лестничных клетках – все это узнаваемые черты здания, которое коренные петербуржцы называют Домом с башнями. Башни, кстати, подозрительно смахивают на лондонский Биг-Бен. На одной из них даже находится циферблат, правда, не с цифрами, а со знаками Зодиака. А двухцветный фасад в сочетании со стрельчатыми арками первого этажа делает дом похожим на средневековый английский замок.

Началась эта история в 1910 году, когда архитектору Константину Розенштейну было поручено заняться перепланировкой Большого проспекта. Неподалеку, на Архиерейской площади (ныне Льва Толстого), он и облюбовал место для своего будущего доходного дома. Соавтором пригласил зодчего Андрея Белогруда – тот был привержен архитектурной моде Средних веков – и работа закипела. Спустя пять лет доходный дом, больше напоминающий английский замок, принял первых жильцов – надо сказать, не простых. Потом случились революция и национализация. В разное время в доме располагались кинотеатр, сберегательная касса, студия Ленинградского телевидения и несколько театров.

Большой пр. П. С., 75 (ст. м. «Петроградская»)

Дом герцога Лейхтенбергского
Дом герцога Лейхтенбергского

Дом герцога Лейхтенбергского. Какой пейзаж!

Образец петербургского модерна, оригинальное здание в стиле ар-нуво, этот доходный дом был построен в 1904–1905 годах и стал первой крупной работой молодого зодчего Фёдора фон Постельса. Главное украшение фасада – огромный мозаичный фриз верхнего этажа, состоящий из пяти пейзажных панно, на которых изображены пейзажи природные и промышленные – поля и холмы, Кавказские горы, трубы питерских заводов и морской причал. Кажется, будто мозаики (они сделаны по эскизам художника-архитектора С. Т. Шелкового в мастерской знаменитого мозаичиста В. А. Фролова) сливаются с небом. Очень интересно оформлен парадный вход. Он как бы окаймлен свитком, по бокам которого располагаются два солнца с изощренно изогнутыми лучами-лепестками. Завершают картину скульптуры в стиле ар-нуво, будто парящие над входом. Обращает на себя внимание и причудливый рельефный декор на уровне второго этажа. Орнаменты напоминают то ли водоросли, то ли морских коньков и раковины моллюсков, то ли морскую пену – ассоциации у посетителей возникают разные.

Что касается интерьеров доходного дома Н. Н. Лейхтенбергского, то в свое время они также были оформлены в стиле сецессион. Однако от былого великолепия остались лишь изразцовые печи знаменитого финского завода Åbo.

Большая Зеленина ул., 28 (ст. м. «Чкаловская»)

Дом Вавельберга
Дом Вавельберга

Дом Вавельберга. Тянуть к себе

Дворец дожей на Невском – так называли это здание, построенное в 1911 году по заказу купца первой гильдии и известного банкира Михаила Вавельберба. Здесь располагался Петербургский торговый банк, а также магазины, конторы и квартиры, в одной из которых жил сам предприниматель. Здание и правда напоминает постройки в стиле итальянского неоренессанса эпохи Возрождения. Строил «дворец дожей» известный архитектор Мариан Перетякович. Здание, полностью облицованное серым сердобольским гранитом, включая рустованные колонны, наличники и пилястры, выделяется на фоне ярких построек вокруг. Фасад его оформлен скульптурами – традиционно среди них много львов. Они и на балконах, и в углу фасада, и на капителе колонны у входа. На вершине фронтона над служебным входом внутри полусферы размещен щит с монограммой Вавельберга.

Характер у банкира был, надо сказать, не сахар. Рассказывают, что когда он принимал постройку, то, не зная, к чему придраться, сделал единственное замечание: «У вас на дверях табличка: толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: тянуть к себе». Ну а кроме шуток, Вавельберг считал, что такое добротное и монументальное здание вызовет доверие столь же «добротных и монументальных» клиентов.

Малая Морская ул., 1 (ст. м. «Адмиралтейская»)

Дом-утюг
Дом-утюг

Дом-утюг. Спеши надстроить дом

Петербург задумывался как город с идеальной планировкой, но реки и каналы, которые, как известно, не текут по прямой, внесли в идею свои коррективы. Благодаря этому в Северной столице есть дома-стены, дома-кольца и дома-утюги. Например, уникальный дом в стиле эклектики, построенный в 1842 году архитектором Александром Пелем для купца Меняева. Находится здание, внешне напоминающее корпус утюга, на Васильевском острове, и у него сразу четыре адреса. Изначально дом был трехэтажным, но в 1879 году по проекту мастера эклектики, академика архитектуры и архитектора Гатчинского дворцового управления Л. Ф. Шперера зданию надстроили четвертый этаж. А в 1887 году по Биржевой линии над жилыми квартирами появилась надстройка пятого этажа, которая многие годы служила мастерской для художников. Жильцами дома в разное время были П. И. Чайковский, художники братья Чернецовы; И. И. Крамской, И. И. Шишкин, А. И. Корзухин, Г. Г. Мясоедов и А И. Куинджи.

Наб. Макарова, 10 – Биржевая линия В. О., 18 – Биржевой пер., 2 – Волховский пер., 2 (ст. м. «Спортивная»)

Доходный дом Кушелева
Доходный дом Кушелева

Доходный дом Кушелева. Модно и современно

Это прекрасно сохранившееся здание в стиле модерн – настоящее украшение перекрестка Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Оно пятиэтажное, с башенкой и флюгером. Фасад богато декорирован вензелями, львиными масками, геральдическими лилиями, и рассматривать его можно долго и с удовольствием. Крышу дома венчает остроконечная, крытая металлом башенка с оригинальным флюгером.

Дом в 1900 году построил гражданский инженер, действительный член Петербургского архитектурного общества Антоний Носалевич по заказу Андрея Андреевича Кушелева, действительного тайного советника. Памятная табличка рассказывает, что в этом доме в промежуток между 1906 и 1909 годами размещался Профсоюз приказчиков.

Пр. Римского-Корсакова, 1 (ст. м. «Садовая»)

#путешествия, #россия, #санкт-петербург, #москва, #архитектура, #история, #особняки