Найти тему
Oksana Smirnova

Современная авангардная музыка может удивить...

29 мая 2023 я уговорила своего мужа сходить со мной на концерт в Ротонду (помещение библиотеки Маяковского, Невский -20, бывшая Голландская церковь). Неожиданностей ничего не предвещало.

Концерт носил название “Charme” - "очарование". Классические инструменты: фортепиано, виолончель, скрипка и кларнет. Из описания я поняла, что услышим произведения композиторов 20-21 века. Современная музыка. Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ).

Для начала скажу, что второй раз я вряд ли пойду, да и мужа я теперь надолго не затащу никуда, но в принципе, я лично "подняла себе настроение" и увидела/услышала, что на "классических инструментах" можно исполнять необычные звуки, мы даже и не догадалась бы.

Открывал концерт трио - Евгений Субботин (скрипка) и Ольга Демина (виолончель) и Михаил Дубов (фортепиано), произведением эстонского композитора Арво Пярт Моцарт "Адажио для скрипки, виолончели и фортепиано".

Тут то сначала переглянулись и поняли, ну, начало....надо «ошарашить»… посмотрим, что будет дальше…

Далее был «совсем необычный» концертный номер - французский композитор Жерар Гризе "Charme" для кларнета, соло. Вышел кларнетист Олег Танцов. Я такого никогда не слышала.. Сначала я думала - это шутка… Нет, это полноценное произведение на 5 двухсторонних нотных листах. Звук необычный. Я вспомнила озвучание российского мультфильма «Маугли» с появление Каа и завороженными бандерлогами. Вот мы в зале и были то есть самые бандерлоги. Удивительно, как с помощью одного такого классического музыкального инструмента как кларнет, можно «выдать» такое непривычное и неожиданное звучание. Мне даже понравилось (смотрите отрывок по ссылке).

-2

Третьим номером концерта было небольшое произведение итальянского композитора Лючано Берио "Wasserklavier для фортепиано", соло. Исполнял Михаил Дубов. К сожалению, мы сидели не очень удачно, на втором ряду и передо мной был широкоплечий мужчина и именно этого исполнителя за фортепиано мне не было видно совсем… но, звучало всё очень даже профессионально, несмотря на режущий иногда «ухо звуки». Это авангардная музыка, не привычная для неподготовленных к этому людей.

Четвертым выступлением было два произведения итальянца, Джачинто Шелси «Два дуэта» для скрипки и виолончели. Опять перед нами Евгений Субботин и Ольга Демина. И здесь я слышала и звуки и «назойливых мух» и необычный скрип старых деревьев… Я даже записала небольшой фрагмент.

-3

Следующий номер концертной программы - произведение российского композитора, написанное в 2002 году, Дмитрия Курляндского «~#(:-&PER4Musicians» для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. о слов ведущей концерта, когда композитора попросили написать аннотацию к его произведению, он написал также набор букв и символов. Экстравагантный подход… Здесь я удивилась как синхронно скрипка и виолончель «выдавали» такие необычные звуки - это и ветер в водосточных трубах, это и звуки ветра от сквозняка под крышей дома, это и какое-то шуршание … А то, что «вытворял» за роялью исполнитель, Михаил Дубов, не описать, это надо видеть. Звуки стука - это хлопок от крышки рояля, вместо игры по клавишам- "музыкальное перебирание струн", натянутых внутри… получается почти как звуки арфы. Далее вступал кларнет, звуки от пустого продувание, до гудков и свистков то ли парохода, то ли поезда, то какая-то чудесная музыка. Было всё необычно и оригинально. Авангард во всей его красе.

Последнее чем нас хотели удивить, это произведение российского композитора Сергея Невского «Фортепианный квартет», кларнетовая версия. Ведущая перед каждым номером немного нам рассказывала или об авторе, или о произведении. О Сергее Невском мы узнали, что он не любил фотографироваться, поэтому почти не сохранилось его фотографий. Его произведения чаще всего за ним «записывали» его ученики и сподвижники, потом он только вносил какие-то правки. Мы уже думали, что в течение всего концерта нас уже нечем удивить, мы ошиблись. Было ощущение одновременного исполнения разных произведений. Олег Танцов в начале произведения дирижировал для удобства. Я, вспомнив обучение на уроках сольфеджио в музыкальной школе, сразу поняла - 4/4. Далее при исполнении соло кларнета, кларнетист продолжал головой уже «кивать» ритм.

В заключении хочу ещё рассказать свое впечатление об ансамбле: даже партитура всех произведений у всех, кроме кларнетиста, были на планшетах. Современный подход к концерту. В принципе я с мужем не была готова к авангардному концерту, но настроение мы себе подняли. Мы совсем не расстроились, но думаю, впредь будем осмотрительней в в выборе пограммы.