Итак, Капитал живёт тем, что постоянно увеличивается. Для этого процесса ему нужно, чтобы шёл рост производства и продаж товаров. Тем проще товарам продаваться, чем меньше преград для распространения. В такой ситуации нужен рынок без границ, о котором согласно западной традиции принято говорить – саморегулирующийся свободный рынок.
#Общество
Есть объективные преграды для экспансии товаров. К ним можно отнести общества со слабо развитой торговлей или вообще отсутствием понимания денег в местном товарообороте. В этом случае может быть уместным выдача кредита под залог местных земель для покупки необходимых товаров, произведенных в развитых странах.
Естественно, отсюда получается вывод о том, что товары из промышленных государств имеют большее конкурентное преимущество и при работе на отрытых рынках, допустим в рамках Всемирной торговой организации, свободно выигрывают в декларируемой как «равной» борьбе.
Такой подход рождает целые направления в образовании, чтобы будущие специалисты хорошо усвоили всемирные правила игры и вырастая по службе транслировали их в общество, иногда даже не осознавая последствий, так как эта информация уже становится частью их личного символического капитала.
Интересный пример на этот счёт наблюдался недавно в России. В конце прошлого года российский производитель вычислительной техники ICL предложил запретить параллельный импорт компьютеров от ведущих мировых производителей, чтобы стимулировать производство внутри страны. В Минцифры России на эту инициативу ответили, что увеличения спроса на российскую продукцию нужно добиваться «за счет конкурентных решений, а не запретом импорта».
Отчасти, конечно, можно понять и руководство Минцифры. Современное общество благодаря развитию капитализма перешло с экономики сохранения, когда мы бережно храним купленные вещи и передаём этажерку из массива дерева своим внукам, к экономике потребления с заменяемой раз в год мебелью из ИКЕА или iPhone. Возможно, в Минцифры опасаются, что дефицит Макбуков выведет на улицы продукто-зависимых айтишников. И такое не исключено. Главное – правильно раскрутить это в информационном поле.
Кстати, в момент начала СВО и объявлении ухода из России ИКЕА перед их магазинами выстроились очереди и потребители всё сметали с полок.
Действительно – товары первой необходимости.
Массовое потребление и двигает вперёд капитализм, стимулируя всё большее перепроизводство товаров, которые требуют сбыт. Тут открываются и возможности для маркетологов. Ведь подумайте, если товар нужный, например – чистилка для картошки, то мы сами пойдем и купим его, но вот если её патент закончился и появилось 100 производителей чистилок, то рынок перенасыщается этой позицией и приходится искать «уникальные характеристики», чтобы сбыть клоны.
Мы же постепенно превращаемся в программируемых потребителей, которые, как в песне Касты «лениво бродят по торговым центрам». И действительно, задумайтесь, досуг семей переместился из парков в эти самые торговые центры.
Информация стала таким же товаром, как и чистилка. При СССР у государства была монополия на создание и распространение информации и оно использовало эту силу для формирования личности советского гражданина. С приходом «свободного рынка» работа в данном направлении стала доступна каждому. Да, конечно, с одной стороны СМИ позволяют в какой-то степени подталкивать государственную машину к исправлению некоторых недочётов, но с другой – неписанные законы потребления толкают рабов пера на всё более грязные приёмы, кричащие заголовки, работу в интересах третьих лиц или государств. С приходом на рынок нового сообщества «блогеров», даже призрачные нормы журналистской этики ушли в небытие.
Люди стали потребительскими заложниками новостных лент и уже вместо вечернего блока новостей по ТВ или прочтения еженедельной газеты, мы каждую свободную минуту устремляемся в телефон, который выступает терминалом для входа в мир потребления «контента», о чём открыто говорится на каждой презентации нового смартфона.
Продолжение следует.
ЮСПА / @uspasu
МЫ в:
ВКонтакте: vk.com/uspasu
Телеграм: t.me/uspasu
Teletype: teletype.in/@uspasu
Twitter: twitter.com/uspasu