Сильный микс может сделать звучание вокала дорогим и безупречным, но без качественной записи и должной подготовки невозможно добиться профессионального звучания.
Делимся советами по записи сильного вокала в студии или дома:
1. Профессиональный вокал начинается с отличной записи
2. Различные стили вокала требуют разных типов микрофонов
3. Перезаписывать партии — нормальная практика как для любителей, так и для профи
4. Делайте больше дублей
5. Поощряйте целенаправленные эксперименты
6. Защитите свое оборудование
7. Поддерживайте цифровую организованность
8. Подумайте о своем окружении
1. Профессиональный вокал начинается с отличной записи
Нельзя отрицать, что любой профессиональный трек начинается с отличной записи. Хотя на этапе записи может произойти множество ситуаций, требующих серьезной корректуры вокала, однако, должное количество времени, упорства и внимания могут серьезно сократить время, потраченное на пост-продакшен.
Конечно, можно убрать некоторые фоновые шумы на этапе микширования или даже использовать технику усиления и развертки, чтобы устранить некоторые дефекты в частотном спектре. Но важно помнить, что чем меньше редактирования вам придется делать при микшировании вокала, тем лучше. С самого начала стремитесь создать вокал максимально приближенный к идеалу.
Гораздо проще исправить стилистические и временные недочеты, пока вы находитесь на этапе записи, чем пытаться сделать это постфактум.
Например, может случиться так, что понадобиться регулировать положение вашего вокалиста на протяжении всего сеанса из-за эффекта близости. Возможно, придется потратить больше времени на запись дублей, чем вы изначально рассчитывали.
2. Различные стили вокала требуют разных типов микрофонов
Тип микрофона, который вы используете, должен соответствовать стилю вокала, который вы планируете записать. Например, динамический микрофон может быть хорошим выбором для записи рок-вокала, тогда как для записи жанра "поп" может лучше подойти конденсаторный микрофон. Иногда эксперименты с разными типами микрофонов могут привести к неожиданным, но интересным результатам.
3. Перезаписывать партии — нормальная практика как для любителей, так и для профи
Если первоначальная запись не вышла такой, как вы хотели, не бойтесь ее перезаписать. Нет ничего постыдного в том, чтобы отступить от процесса микширования: гораздо проще исправить проблемы во всем частотном спектре на этапе записи, чем на более позднем этапе.
Иногда даже самые талантливые певцы могут давать не совсем удачные записи.
4. Делайте больше дублей
Дублирование вокала — это процесс записи двух или более вокальных партий, которые синхронизируются и вместе звучат в треке. Это хороший способ дополнить главный вокал, но нужно иметь в виду, что не все дубли могут звучать одинаково хорошо. Поэтому не бойтесь делать больше дублей, чем вам на самом деле нужно. Таким образом у вас появится больше возможностей для выбора лучшего звучания вокала в миксе.
5. Поощряйте целенаправленные эксперименты
Бывает так, что процесс записи становится рутиной и идет по накатанной, что сильно сказывается на выразительности итогового "продукта". Лучше всего поощрять целенаправленные эксперименты, чтобы найти новые звучания и подходы к записи вокала. Это не значит, что во время записи нужно отходить от плана или не готовиться к ней, важно оставлять "люфт" на возможные инсайты. Как только вы получите нужные вам основные вокальные дубли, предложите вокалисту петь с другим тоном или уровнем энергии. Вы можете не использовать результат импровизации для основы, но наслоение "креативных" альтернативных вокальных линий может добавить некоторые дополнительные нюансы, повышая уровень микса.
6. Защитите свое оборудование
Оборудование, которое вы используете для записи вокала зачастую крайне хрупкое и не менее дорогое. Любые удары или повреждения диафрагмы микрофона могут сделать его непригодным для использования. Следуйте инструкциям производителей по уходу за вашим оборудованием и придерживайтесь их. Если вы путешествующий звукоинженер или продюссер, не забудьте также пометить свое оборудование, т.к. запутаться, переходя из одной студии в другую может быть очень легко.
7. Поддерживайте цифровую организованность
Запись вокала может иметь большое количество файлов, запомнить где находится каждый файл может быть затруднительно. Нет ничего хуже, чем получить кучу немаркированных файлов в качестве инженера по микшированию. Даже если вы микшируете свои собственные треки, найдите время, чтобы соответствующим образом пометить каждый вокал и бэк-вокал. По тому же принципу делайте заметки во время сеанса записи.
Если вокалист записал часть особенно хорошо, обязательно отметьте это. Возвращаясь к записи без пометок, искать, какие секции вам понравились больше всего, будет крайне мучительно. Также эта привычка может быть особенно полезной, если вы передаете вокал другому инженеру.
Кроме того, не забудьте про технические аспекты правильного сохранения ваших треков и их резервного копирования на жесткий диск и облачный диск. Организуйте свой файл сеанса записи так, чтобы любой мог продолжить с того места, где вы остановились, и понять, для каких целей был сделан каждый трек, просто взглянув на него.
8. Подумайте о своем окружении
Ваше окружение имеет огромное значение для записи вокала. Обратите внимание на звукопоглощение в вашей записывающей студии или домашней студии, и используйте акустические материалы, чтобы улучшить звуковое окружение и получить наилучший результат из возможных. Это означает, что ваш микрофон не должен улавливать лишнюю информацию, включая эхо и реверберацию. Конечно, вы можете использовать плагин шумоподавления, чтобы избавиться от нежелательных призвуков, но это далеко не все. Вложите средства в акустическую обработку и сделайте все возможное, чтобы убрать резонансы.
Не забывайте также о своем здоровье — убедитесь, что вы пьете достаточно воды и делаете перерывы, чтобы сохранить дополнительное энергию и концентрацию во время записи вокала. Запись большого проекта одним днем (для экономии времени и бюджета) может стать настоящим самоубийством, т.к. повлияет не только на качество концентрации звукорежиссера, но и на результаты самого вокалиста под конец записи.