Как только 1820-х годах христианские миссионеры впервые прибыли на Гавайи, коренные жители островов столкнулись с растущей угрозой своему суверенитету, культуре и образу жизни. На протяжении двух столетий он вели борьбу за свою идентичность.
К 1840 году, по оценкам некоторых ученых, численность коренного гавайского населения сократилась на 84 процента, в основном из-за болезней, завезенных западными колонизаторами. В 1893 году в результате незаконного переворота, организованного горсткой белых плантаторов и бизнесменов, была свергнута суверенная гавайская монархия. Пять лет спустя Соединенные Штаты аннексировали Гавайи, рассматривая острова как богатые сельскохозяйственные ресурсы и стратегически важное место в Тихом океане. А в 1959 году законодательное собрание США проголосовало за то, чтобы сделать Гавайи 50-м штатом Америки. В течение этого времени колонизаторы конфисковали земли и военизировали некоторые части острова. Они подавляли традиционные культурные и духовные практики, в потом и вовсе запретили использование гавайского языка в школах и правительстве.
Коренные гавайцы ответили на это протестом. В 1880-х годах король Давид Калакауа начал продвигать Гавайи на международном уровне как независимое суверенное королевство. Он также "основал" Первый гавайский ренессанс, возрождая традиционные культурные практики, такие как танцы хула, неотъемлемая часть повествования коренных гавайцев, которые были объявлены вне закона с 1830 года, в основном потому, что миссионеры не понимали их культурного значения и рассматривали как языческий ритуал. Второй гавайский ренессанс расцвел в 1960-х и 70-х годах. Сегодня суверенитет коренных гавайцев остается важнейшим вопросом, который лежит в основе современных протестов против милитаризма, империализма и оккупации.
Раннее сопротивление
Еще до свержения Гавайского королевства коренные гавайцы организованно выступили против аннексии их страны Соединенными Штатами.
За шесть лет до этого, в 1887 году, группа сахарных баронов и других бизнесменов под дулом пистолета заставила короля Калакауа подписать так называемую Конституцию Штыка, узурпировав его власть и лишив коренных гавайцев прав. Гавайцы стали организовываться для протеста. Один из лидеров сопротивления, Роберт Каланихиапо Уилкокс из Мауи, начал неудачное вооруженное восстание с целью свержения "штыковой конституции" и членов белого правительства, которые ее навязали. Но эти действия в конечном итоге оказались безрезультатными: 16 января 1893 года войска Соединенных Штатов вторглись в Гавайское королевство и заставили преемницу Калакауа, королеву Лили'Уокалани, подписать условную капитуляцию.
После свержения Гавайев члены временного белого правительства рассчитывали на то, что Соединенные Штаты начнут аннексию островов. Хотя президент Гровер Кливленд считал, что временное правительство действовало незаконно, он оставил решение за Конгрессом. Многие в Конгрессе поддержали аннексию, поскольку стратегическое расположение Гавайев обеспечивало важнейший доступ к азиатским торговым рынкам.
После того как Уильям Маккинли сменил Кливленда на посту президента, он подписал договор об аннексии, несмотря на широкие возражения коренных жителей. Гавайцы писали статьи в гавайских и английских газетах, перестали делать хокупу (подношения) белым церквям и пели меле (традиционные песни или песнопения) в знак протеста.
Согласиться на то, чтобы наша нация была включена в состав Америки, все равно что согласиться на то, чтобы нас... похоронили заживо.
(Лидер сопротивления коренных гавайцев Джеймс Кеауилуна Каулиа, 1897 г.)
Протесты в Вашингтоне
Почти 38 000 коренных жителей Гавайских островов из 40 000 - или 95% - коллективно подписали две петиции, которые отвергали аннексию и призывали восстановить монархию.
В декабре 1897 года Каулиа вместе с тремя другими делегатами от коренных гавайцев привезли петиции в Вашингтон и присоединились к королеве Лили, чтобы официально выразить протест против аннексии, документально подтвердив, что ее правительство было незаконно свергнуто в нарушение международного права. Вместе, в течение трех месяцев интенсивного лоббирования, они довели свои доводы до сенаторов и успешно подавили законопроект об аннексии.
Но их победа была недолгой. Когда в следующем году разразилась испано-американская война, Конгресс проголосовал за официальное признание Гавайев территорией США, учитывая их стратегическое положение в Тихом океане в качестве угольной станции для американского флота. Многие жители островов выразили глубокую скорбь после поднятия американского флага. Среди наиболее глубоко пострадавших была королева Лили, последний правящий монарх Гавайев, которая выразила свое раскаяние в том, что она подвела свою лахуи: свою нацию и свой народ.
Второй гавайский ренессанс
В течение многих лет после этого традиционная гавайская культура оставалась на периферии событий: корпоративное расширение плантаций, растущее военное присутствие США во время Второй мировой войны и холодной войны, а также появление индустрии туризма. Однако подъем движения за гражданские права и растущая поддержка коренных народов и самобытности вызвали новый интерес к гавайской культуре.
В 1960-х и 70-х годах активисты начали возрождать призывы к суверенитету. Начался второй гавайский ренессанс, в ходе которого были приняты традиционный язык и культурные практики, такие как хула и музыка слэк-кей, которые помогли дать голос сопротивлению коренных народов. Возродился интерес к полинезийскому морскому ориентированию с использованием традиционных каноэ и древней небесной навигации.
В это время активизм коренных гавайцев был направлен против милитаризма и освоения земель. Новое строительство в долине Калама, Вайахоле и Вайкане вызвало протесты против выселения и перемещения местных фермеров. А в 1976 году группа молодых протестующих заняла остров Кахохолаве, место культурного и духовного значения, разрушенное военными бомбардировками в 1953 году, когда президент Дуайт Эйзенхауэр передал его военно-морским силам США. После более чем десятилетнего протеста движение "Защити Кахоʻолаве ʻОхана" добилось передачи контроля над островом обратно государству и начала очистки окружающей среды.
Более значительный прогресс для коренных гавайцев произошел в 1978 году, когда Конституционный съезд штата Гавайи учредил Управление по делам Гавайев для решения исторической несправедливости, с которой сталкивались коренные гавайцы, и поощрения возвращения Кахо-Молаве. В рамках Конституционной конвенции гавайский язык также стал официальным государственным языком островов впервые после свержения.
Продолжающийся вопрос суверенитета
Хотя гавайские избиратели с подавляющим перевесом голосов одобрили законопроект о государственности Гавайев, и 21 августа 1959 года Гавайи стали 50-м штатом Америки, многие активисты из числа коренных гавайцев продолжают протестовать. Они считают государственность Гавайев еще одним примером истории милитаризма, империализма и колонизации.
Современное движение за суверенитет по-прежнему расколото по вопросу о государственности. Одни, утверждающие, что США незаконно оккупировали острова, выступают за возвращение земли вместе с компенсацией. Другие, считающие, что полное восстановление невозможно, добиваются федерального признания гавайцев в качестве коренного народа с возвращением части земель. Некоторые выступают против восстановления королевства и национального признания; вместо этого они добиваются деколонизации Гавайев в рамках Международной системы опеки, созданной ООН для территорий, находящихся под контролем иностранных держав.
В 1993 году федеральное правительство принесло официальные извинения за свержение гавайской монархии и признало, что гавайский народ никогда официально не отказывался от своих земель. В 2009 году законопроект о федеральном признании коренных гавайцев в качестве коренной племенной группы прошел через Палату представителей США, но с тех пор застопорился. Известный как Закон о реорганизации правительства коренных гавайцев, также известный как законопроект Акака, он позволил бы коренным гавайцам сформировать собственное правительство наравне с федеральным. Если он будет принят, это обеспечит их первое самоопределение с тех пор, как Америка свергла монархию в 1893 году.