Найти тему
Две Войны

«Первые впечатления о машине-неприятные, если снаряд попадал, мало кто выживал!»- откровения ветеранов, которые воевали на СУ-76

СУ-76 стала самой массовой советской самоходкой времен Великой Отечественной войны, а по количеству выпущенных машин (14 292 шт.) уступает только Т-34. Ее очень любила пехота, а самоходчики награждали ее обидными кличками. В последнее время стало модным ее только ругать. Однако, если почитать воспоминания ветеранов становится понятно, за что ее так любили и ненавидели одновременно.

Нельзя сказать, что самоходной артиллерии в Советском Союзе вообще не уделяли внимания. Но эта тема рассматривалась как что-то второстепенное, в приоритете были танки. Начавшаяся война довольно круто поменяла представления о значении этого вида бронетехники. Самоходки намного проще и дешевле в производстве, развернуть их серийный выпуск можно гораздо быстрее. Это стало очень важным после огромных потерь танков в первый месяц войны, которые было необходимо в срочном порядке хоть как-то восполнить. Но в 41-м, несмотря на приказ наркома вооружения Устинова, этого сделать не удалось.

В самом начале 42-го года Гинзбург предлагает концепцию легкой самоходки с мощным орудием, способным поражать немецкие танки Pz.III и Pz.IV. Кроме выполнения противотанковых функций она могла выступать и в роли штурмовой САУ, заменив легкие танки непосредственной поддержки пехоты. В этом качестве она была даже лучше, так как могла нести более тяжелое вооружение. Идея нашла поддержку, и в феврале на базе технического отдела Гинзбурга было создано специальное КБ самоходных орудий.

Уже осенью 42-го года самоходки СУ-76 пошли в серию. Первая серьезная проблема, с которой столкнулась новая машина это надежность. После выпуска шести сотен машин из-за массовых поломок трансмиссии производство было остановлено, а сама машина отправлена на доработку. Выбранная Гинзбургом схема силовой установки с двумя параллельными двигателями была симметричной и очень красивой. Вдобавок она позволяла продолжить движение на одном двигателе в случае выхода второго из строя. Но оказалась очень сложной в управлении.

№1 Первый недостаток

Ветераны, которым довелось повоевать на первых машинах, заметили и достоинства и недостатки подобной схемы:

«На первой машине, на которой нас сожгли, один двигатель разбило, так другой тянул. Правда, еле-еле, но все равно полз» (Поляков Юрий Николаевич).
«Первый вариант СУ-76 (СУ-12) имел по два шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 мощностью 75 л.с. каждый - со своими радиаторами, своими муфтами сцепления, своими коробками передач, своими главными передачами. Эти агрегаты располагались в передней части корпуса машины, а между ними находилось место механика-водителя. Можно себе представить, как сложно было управлять двумя коробками передач, двумя муфтами сцепления?» ( Уланов Рем).

К сожалению, Гинзбург не учел, что в подобной схеме неизбежно возникают сильные крутильные колебания (проблемы циркуляции мощности опишет Чудаков на несколько лет позже), которые разрушали механические коробки передач. В принципе схема могла быть реализована на другом техническом уровне, что и доказала фирма "Cadillac" построив танк М3 по схеме с параллельными моторами, но автоматическими коробками передач с гидромуфтами и гидравлическим управлением. Эта ошибка оказалась роковой для Гинзбурга. Его отстранили от проектирования и отправили на фронт, где он и погиб.

Самоходка СУ-76. Моя модель. Фото в свободном доступе.
Самоходка СУ-76. Моя модель. Фото в свободном доступе.

Самоходку «вылечил» Астров, предложив спарку из последовательно расположенных двигателей, которая и устанавливалась на всех последующих машинах. Проблем с надежностью КПП больше не возникало.

№2 Второй недостаток

Вторым серьезным недостатком СУ-76 традиционно считается легкое противопульное бронирование и открытая сверху рубка. Справедливости ради надо сказать, что в классе легких САУ у СУ-76 была самая серьезная броня. Дальнейшее наращивание не имело смысла, так как адекватной противоснарядной защиты добиться все равно бы не удалось, а от стрелкового оружия и осколков этого было вполне достаточно. Пробовали сделать самоходку и с полностью закрытым корпусом, но быстро отказались. Он стеснял работу экипажа и при ведении интенсивного огня на подавление (скорострельность 15 выстрелов в минуту) самоходчики при отсутствии вентиляции просто угорали от пороховых газов.

Причиной всех прозвищ, которые получала самоходка на фронте, была как раз слабая защита экипажа. Каких только вариантов не встречается в воспоминаниях ветеранов: «собака женского пола прим. автора», «Фердинанд с неприкрытой задней частью прим. автора», «прощай Родина», «БМ-4 (братская могила на четверых)». Основной причиной потерь самоходок было попадание снаряда, который пробивал тонкую броню, вызывая детонацию боекомплекта, размещенного вдоль бортов машины. Усугублялось это и бензиновым двигателем, при отсутствии средств пожаротушения (даже огнетушители были не на всех машинах). Меньше всего шансов остаться в живых было у мехвода, который сидел рядом с топливным баком.

А вот воспоминания ветеранов, чтобы не сказали, мол Володь, ты всё выдумываешь, хорошая самоходка ведь была!

«Броня все же была слабая. Любой снаряд ее пробивал… а по стене, значит, этой самоходки снаряды стоят... И вот чуть попадает снаряд, броня тонкая все же — и взрываются снаряды». (Рассадников Михаил Иванович).
«Когда горят 200 литров авиабензина в баках, да еще 80 снарядов внутри самоходки, то вы сами можете себе представить, что творится». (Востров Владимир Борисович).
«Самоходка СУ - 76 имеет два двигателя, последовательно работающих на авиационном бензине. Эта машина от искры могла взорваться, что и было на Днестре, когда я чуть не сгорел. Только раз мы так в атаку ходили, несколько человек погибло». (Зонов Арсений Николаевич).
«Вообще, первое ощущение от самоходки осталось неприятное – сильно страшновато было. Особенно смущали 200 литров авиационного бензина 1-го сорта. И действительно, если снаряд попадал, редко, кто выживал». (Корнев Григорий Сергеевич).
Самоходка СУ-76 с закрытой рубкой. Фото в открытом доступе.
Самоходка СУ-76 с закрытой рубкой. Фото в открытом доступе.

Если на слабое бронирование жалуются практически все ветераны, то отсутствие крыши частенько считали даже благом. Помимо снятия загазованности у экипажа улучшался обзор и связь с сопровождающей пехотой, возможность использования гранат и личного оружия при необходимости. А в случае подбития, из нее легче было выскочить.

«Плохое было то, что на ней стояли параллельно два бензиновых двигателя. Бензин Б-70 сразу вспыхивал. А хорошо было, что можно сразу выскочить - без люка». (Поляков Юрий Николаевич).
«Вылезать из нашей самоходки элементарно: просто одно движение, ногами выскочил и уже на земле, там просто махнул рукой. Может, видели когда-нибудь, в кино показывают, как человек подбегает к забору и раз, в забор упирается и перелетает через забор ногами вперед, вот схожим образом мы из самоходки вылезали». (Фоменко Дмитрий Евстеевич).
«Там задняя стенка - она маленькая, поэтому ее можно не открывать, а просто перепрыгнуть. Ну или перевалиться через борт справа или слева». (Писарев Александр Тимофеевич).
«Открытость ее могла быть и хорошим свойством, когда меня однажды взрывной волной выбросило из нее. А если бы не открытая была, то, может быть, так бы в ней и остался». (Зонов Арсений Николаевич).

К вооружению претензий практически не встречается. У пушки ЗИС-3 был довольно разнообразный боекомплект. В него входили осколочно-фугасные, бронебойные, и подкалиберные снаряды. Она была достаточно эффективна при поддержке пехоты для подавления огневых точек и стрельбе по траншеям. Хороша была и для разрушения зданий. Поляков Юрий Николаевич вспоминает, что даже в Восточной Пруссии удавалось разваливать кирпичные строения бронебойными снарядами. Стреляли, в основном, прямой наводкой, о стрельбе с закрытых позиций нет ни одного упоминания. Более того, большинство ветеранов утверждает, что этому их даже не обучали.

«БМ-4 (братская могила на четверых)». Фото в открытом доступе.
«БМ-4 (братская могила на четверых)». Фото в открытом доступе.

Поначалу пушка могла поражать немецкие танки Pz.III и Pz.IV. Против немецких танков во второй половине войны, особенно «Тигров» и «Пантер», она была уже слабовата. Поэтому борьбы с танками старались избегать. Большинство ветеранов пишут, что с танками в бою им встречаться не доводилось. На боевом счету самоходчиков бронетранспортеры или легкие САУ.

Отсутствие курсового пулемета тоже не очень беспокоило ветеранов. На этот вопрос большинство отвечали, что хватало штатного ППШ и личного оружия, которое они дополняли трофейными автоматами и пулеметами.

№1 Третий недостаток

Гораздо больше их волновала слабость шестивольтовых аккумуляторов, особенно в холодное время года. Если они садились при запуске, то, как вспоминает Уланов Рем:

«оставалась надежда запустить двенадцатицилиндровую спарку вручную, с помощью огромной рукоятки, рассчитанной на приложение силы двух, а то и трех человек… Нужно было думать, как обогреть машины. На тридцатьчетверках было проще - под днищем разжигали костер из двух, трех бревен и они, медленно прогорая, грели всю машину. Масло на днище шкварчало и пузырилось, в машине стояла вонь, но было тепло. С бензиновой "Коломбиной" такие штучки не проходили…».

В оценке достоинств СУ-76 все ветераны, практически единодушны. Все отмечают ее маневренность, высокую проходимость и малую массу, позволяющую ей двигаться рядом с пехотой по лесисто-болотистой местности, легким гатям и слабым мостам. Простота эксплуатации и ремонта, высокая надежность и малошумность тоже высоко ценились.

⚡Сталин посмотрел на танк с двумя башнями, подумал и спросил: «Сколько эта башня весит?»- его вердикт был гениальным!

Малый вес самоходки был одним из ее преимуществ. Фото в открытом доступе.
Малый вес самоходки был одним из ее преимуществ. Фото в открытом доступе.

В бою они тоже зарекомендовали себя с лучшей стороны. Как пишет Станислав Горский в своей книге «Записки наводчика СУ-76», батареи его дивизиона были приданы полкам и действовали вместе со стрелковыми подразделениями. И благодаря их скорости и маневренности их удавалось быстро перебрасывать с фланга на фланг в зависимости от обстановки, что очень нравилось командирам. Орудие так не перебросишь, а самоходка с боекомплектом, да еще и прикрытая хоть какой-то броней с успехом решала боевые задачи.

Если все подытожить, то самой главной проблемой СУ-76 было то, что в среде командного состава РККА не вполне понимали особенности тактического применения легких самоходок. Их приравнивали к танкам и ставили одинаковые задачи. И именно это зачастую становилось причиной больших и неоправданных потерь.

«Самоходка не предназначена ходить в атаку, как тридцатьчетверка потому, что у них броневая защита, а наша пушка сзади открыта. Но у Григорьевки под Одессой командование приказало нам идти в атаку вместе с танками. К счастью наша батарея в ту атаку не ходила, а так много погорело из полка», вспоминает Зонов Арсений Николаевич.

«Придумали САУ умные люди. Они предназначались для сопровождения пехоты, подавления немецких огневых точек и артиллерийских батарей, уничтожения ДЗОТов и борьбы с танками. Наши САУ для этого были эффективны и необходимы. Вся беда заключалась в том, что наши СУ-76 всегда гнали в атаку, в одном ряду с Т-34, где мы горели, как свечки. Нередко эти атаки были на сплошное "ура!", без должной поддержки и разведки» подводит итог Сокольский Виктор Лазаревич.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы думаете, насколько хороша была СУ-76?