Муса Акъегетзаде (1865-1923) у нас известен, прежде всего, как писатель – основоположник татарской реалистической прозы, автор знаменитого романа «Хисаметдин мелла» (Казань, 1886, 1901), и как журналист, сотрудничавший с Исмаилом Гаспринским в издаваемой им газете «Тарджуман-Переводчикъ». Владея греческим, латинским, русским, арабским, персидским, турецким, немецким и французским языками Акъегетзаде проявил себя и как литератор-переводчик. Таким образом, составление полного собрания работ Акъегетзаде (публицистики, переводов, научных трудов) – дело будущего.
Менее известен Акъегетзаде, как педагог. Оно и понятно, ведь эта страница его жизни связана с жизнью в Турции, куда он перебрался в 1888 году с целью получить высшее образование, которое в России для него было недоступным, несмотря на окончание им русской школы в родном городе Чембар Пензенской губернии и даже лицея в самой Пензе. Акъегетзаде также малоизвестен, как государственный служащий и ученый-экономист. На этом поприще он проявил себя, опять-таки, проживая уже в Османской империи.
Благосклоннее родной страны оказалась чужбина поскольку там были востребованы амбициозные молодые люди со знанием иностранных языков. В итоге Акъегетзаде приехал в Стамбул и поступил в «Мектеб-и Мулкийе» (Высшую школу гражданских чиновников). После окончания четырехлетнего курса обучения в 1888-1891 гг. он был назначен преподавателем русского языка и экономики в Военном училище в Стамбуле. Неплохой карьерный старт для вчерашнего иностранца, не так ли?
На благодатной турецкой земле расцвел и научный талант Акъегетзаде: за короткое время (с 1888 по 1890 гг.) он издал ряд трудов по экономике: двухтомник «Икътисад йахуд гыйлме-ме сәрвәт: азадегийе тиҗарәт вә ысул-ы химайә» (Экономика или наука о капитале: достоинство торговли и способ сохранения), «Аурупа мәдәниятенең әсасына бер назар» (Взгляд на основу европейской культуры), и «Гыйлем-е сәрвәт вәйахуд гыйлем-е икътисад» (Наука о капитале или наука об экономии).
Эти его работы оказались крайне актуальными для Османского государства, которое в те годы ступило на путь радикальных экономических преобразований и развития торговли. Об ощутимом влиянии взглядов татарского экономиста на развитие экономики Османской империи, к примеру, пишет турецкий исследователь Хюлья Озтюрк в статье «Критика политики свободной торговли в османской экономике: взгляды и оценки Мусы Акъегетзаде» (Öztürk, Hülya. Osmanlı Ekonomisinde Serbest Ticaret Politikasına Yönelik Eleştiriler: Akyiğitzâde Musa Bey’in Görüş Ve Değerlindermeleri. İktisadi ve İdari Bilimler: Araştırma, Metodoloji ve Değerlendirme. 2022. 390 s.).
В наши дни в Турции экономические взгляды Акъегетзаде активно изучаются, о чем свидетельствует и масса соответствующих научных публикаций, и переиздание книг татарского ученого, и экономические успехи страны, в целом. В России же научно-экономическое наследие Акъегетзаде было рассмотрено только одним исследователем – Г. Н. Хадиуллиной в монографии «Экономические идеи в наследии Мусы Акъегетзаде (1864-1923)» (Казань, 2003. 354 с.).
Акъегетзаде принимал активное участие в общественной жизни Турции. Так, в 1908 г. вместе с видным татарским интеллектуалом Йусуфом Акчурой и другими единомышленниками участвовал в основании организации «Тюрк дернеги» (Тюркская ассоциация), которая существует до сих пор но под другим названием. В 1908-1910 гг. татарский журналист издавал газету «Метин», а после ее закрытия основал газету «Уч газетэ», которая, однако, также была закрыта. В дальнейшем Акъегетзаде был направлен на административную работу в различных городах и провинциях империи, в том числе и таких отдаленных провинциях, как Шам и Хиджаз.
Последние годы жизни (1916-1923) Акъегетзаде провел в Стамбуле, куда был вынужден вернуться по состоянию здоровья. Однако опыт государственной службы татарского интеллектуала и его высокая образованность были сполна востребованы османским государством, поэтому в 1918 г. Акъегетзаде был назначен первым директором только что основанной Библиотеки Сулеймание. На этом посту Акъегетзаде оставался до конца жизни.
Стамбульская Библиотека Сулеймание была основана в русле решения более масштабной серьезной проблемы, заключавшейся в том, что многочисленные библиотеки Стамбула, а также различных провинций Анатолии не могли защитить свои собственные здания и хранившиеся в них рукописи, или же не могли их обслуживать должным образом. поэтому Министерство вакуфов приняло решение собрать бесценные рукописи в одном здании. После ряда попыток подобрать соответствующее здание было решено собрать манускрипты в медресе Сулеймание, являющейся частью грандиозного архитектурного комплекса Мечеть Сулеймание, построенную в XVI веке по распоряжению султана Сулеймана Великолепного.
Таким образом, в 1918 году появилась Публичная библиотека Сулеймание и возглавил ее наш соплеменник – выдающийся интеллектуал, ученый и педагог Муса Акъегетзаде.