Любовь к родине начинается с семьи. Фрэнсис Бэкон.[1]
Воспитание гражданина (понятие близкое к патриоту), пробуждение гражданственности требует больших временных и прочих затрат. Когда следует знакомить человека с понятием «патриотизм»? Именно знакомить, а не прививать, не учить, и уж тем более не навязывать. Делать это нужно с рождения, именно в семье и только общими усилиями, а не отдав воспитание исключительно на учебное заведение.
«Сейчас в мире и стране происходят глубочайшие изменения в жизни общества и одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина».[2]
Нельзя не затронуть патриотический компонент, который в обязательном порядке сейчас включается в школьную образовательную программу, прописывается в локальных актах учебного заведения, начиная с устава школы, заканчивая ежегодным планом по воспитательной работе классного руководителя. В разнообразных внеклассных мероприятиях: экскурсиях, поездках, классных часах, просмотрах фильмов, во встречах с ветеранами и профессионалами, помимо образовательной и воспитательной целей, присутствует намерение пробудить в ученике гордость за свою школу, город, страну, за себя, в конце концов.
Первые нотки патриотического воспитания появляются ещё в раннем детстве. Мамы пели нам колыбельные перед отходом ко сну, читали добрые книжки. Именно в семье нас знакомят с любимыми сказочными героями, где древнерусские богатыри, демонстрируют свой крепкий дух, любовь к своей земле и предкам, отважно защищают свою обитель, порой жертвуя собственной жизнью. Мы слушали и разучивали песни, в которых повествуется о том, с чего же всё-таки начинается наша Родина.
Не менее важно общение ребенка с дедушками и бабушками, а если повезет, то и с их родителями, которые многое могут поведать о своей личной истории, о тяготах войны или о важности ценить место рождения, природу и богатство своего края, а также могилы своих предков. Полезно послушать рассказы очевидцев о какой-то дорогой сердцу земле, старинной деревне, уникальному месту обитания, где было очень тепло и уютно, где ценилось простое человеческое общение, совместное участие в чем-то и неравнодушие к любому человеку, не зависимо от его происхождения.
При этом желательно рассказать ребенку и о том, насколько изменилась жизнь у людей, не скрывая трудные, переходные моменты, чем занимались раньше и как живут сейчас, как изменились быт, труд, средства передвижения, средства массовой информации. Имея какие-то представления о своих предках и народах нашей Родины, дети начинают осознавать, что все мы равны и свободны. Они стараются принимать друг друга такими какие они есть, при этом быть терпимее, проявлять сострадание к окружению, великодушие, начинают чтить традиции и культуру как своего народа, так и других.
Школьникам наиболее понятны этапы истории, которые они воспринимают через судьбу своих близких родственников. Именно этот этап личностного развития является самым важным и благоприятным для знакомства с понятием «патриотизм».
При условии счастливого детства любой ребёнок, поступающий в детский сад или школу, наделен чувством патриотизма, так как для него в этот момент его страна — это его семья, его близкие, а они безоговорочно одариваются детской любовью, без условий и ограничений.
В развитии патриотизма в характере нет ничего дурного. В новую модель воспитания нужно включить не только учителей с обучающимися, но и родителей, в качестве поддержки. При такой системе важно раскрыть внутренний потенциал каждого участника и сделать его активной частью. Только бы это не превратилось в формальное участие в мероприятиях - как например, поднятие флага, вывешивание герба, исполнение гимна и «словесных баталий» о нравственности. Это не совсем патриотизм, скорей всего ритуал или церемония.
К сожалению, мы можем наблюдать, что такие действия, которые сейчас практикуют в школах, порой приводят к усмешкам и недоверию со стороны детей и созданию очередной волны «мемов». Надо понимать, что патриотизм трудно воспитать в атмосфере давления, страха и «обязаловки». Патриотизм лучше всего привить, показывая свой личный пример, в том числе занимаясь благотворительностью, добрыми делами, оберегая природу и всё живое. Полезно изучать и сохранять историческое наследие, жизненно необходимо облагораживать и защищать свою территорию и почитать свой род.
И самое главное, нельзя воспитать патриотизм, очерняя другие нации, народы, веру. Такими способами можно только создать агрессивную толпу, каждый член которой не уважает ни других, ни себя, ни, уж тем более, свою страну. Мы должны помнить о том, что патриотизм, особенно в многонациональной стране, неотделим от готовности к позитивному межкультурному, межконфессиональному общению и уважению.
В сознании людей из разных культур заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная. И наша с вами общая задача развивать как личностный, так и общественный уровни, пытаться этот процесс сделать и полезным, и эффективным. В каждом школьном предмете, в той или иной степени, присутствует элемент воспитания патриотических качеств. А это значит, учитель и через свой предмет ненавязчиво будет причастен к общему благому делу.
Бывают в жизни моменты, чего уж греха таить, когда мы смотрим на жизнь и поступаем с позиции собственной выгоды, хотя мы и рождены в этой прекрасной стране и любим её. Мы должны помнить, что наши предки отвоевывали и создавали мирную жизнь для нас, наш долг быть им благодарными и внести свой посильный вклад в её целостность и процветание. Очень важно сегодня стараться понять позицию другого, найти компромиссы при точках соприкосновения, словом учиться договариваться, не идти на открытую конфронтацию. От этого не будет проигравших.
Патриотизм, мир и любовь к своей Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Ведь этим мы сможем подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям.
Спасибо за ваше внимание. Если вам было интересно, поставьте пожалуйста лайк и подписывайтесь на мой канал, буду рада.
[1] https://multiurok.ru/index.php/blog/aforizmy-i-vyskazyvaniia-vielikikh-o-patriotizmie.html
[2] : https://gazeta-pedagogov.ru/vospitat-patriota-vazhnaya-pedagogicheskaya-zadacha/ © gazeta-pedagogov.ru
Почта: oksabugrova16@gmail.com