Оформление нарушения в патрульном автомобиле: чем это выгодно инспектору? Можно ли отказаться и остаться в своей машине? В каких ситуациях придется выполнить требование?
Плохая погода или слабое освещение
Мы помним, что после остановки водитель не обязан покидать свое транспортное средство. Сотрудник ДПС должен сам подойти к нему. Автомобилист в такой момент может просто опустить стекло, чтобы передать стражу порядка документы. Причем неважно, были нарушены Правила дорожного движения или нет. Инспектор ГИБДД получает на руки то, что потребовал, а после оформляет постановление или протокол. Если же водитель чист перед законом, после проверки он спокойно едет дальше.
Действующий порядок вынуждает полицейских заполнять бланки под открытым небом. Это не всегда удобно, так как погодные условия могут быть неблагоприятными. Если идет дождь или снег, документы от влаги придут в негодность. В сильный мороз возникают проблемы с шариковой ручкой, которая отказывается писать. А как же быть ночью? Сотрудник ДПС должен использовать фонарик? Да и держать на весу планшет с бумагами не совсем удобно.
Чтобы быстрее оформить документы, инспектор может предложить сделать это в патрульной машине. Сидя в ней, автомобилист контролирует весь процесс от начала до конца. Полицейский в это время спокойно делает свою работу, не боясь осадков, сильного ветра и холода. Взаимовыгодное решение проблемы.
«Развод» на взятку?
Многие опасаются, что в машине ДПС есть скрытая камера или диктофон, и этот факт недобросовестный инспектор может использовать в корыстных целях. Например, он прибегает к психологической уловке: общается почти по-дружески, шутит. Водитель, потеряв бдительность, ненароком признается в чем-то, о чем говорить не следовало. И тут ему сообщают, что диалог, оказывается, записывался.
Еще одно опасение автомобилистов – «развод» на взятку, а потом – уголовная статья (291 УК РФ). Инспектор ГИБДД может подвести водителя к тому, чтобы тот сам предложил ему некоторую сумму в качестве «благодарности». После передачи денег человеку объявляют, что он только что совершил преступление. На место вызывается следователь, который фиксирует случившееся и изымает отснятые видео- или аудиофайлы. Результат – судимость и сопутствующие ей проблемы.
Реальны ли такие сценарии? Несколько лет назад они действительно были актуальны, но теперь ситуация изменилась. Каждый инспектор ГИБДД носит на груди персональный видеорегистратор – так называемый «Дозор»». Он постоянно работает во время несения службы, и выключить его страж порядка не может. После окончания дежурства видео сохраняется на ПК. Его просматривают руководители сотрудника ДПС и проверяющие, которые контролируют сам отдел полиции. Все это делается для того, чтобы несение службы было максимально прозрачным.
Где бы ни велась беседа с водителем, она автоматически записывается. Инспектору не нужны ни скрытые камеры, ни спрятанные диктофоны. Каждый его шаг теперь отслеживается.
Когда выйти придется?
Есть условия, при которых требование выйти из машины является законным. Эти ситуации прописаны в Административном регламенте ГИБДД (пункт 93). Страж порядка может предложить покинуть салон:
- если у человека за рулем есть явные признаки опьянения;
- при необходимости досмотреть водителя или саму машину;
- если проводится процедура, для которой нужен понятой;
- при неправильной транспортировке груза;
- если поведение водителя представляет опасность для полицейского.
Еще одно основание – просьба о помощи. При устранении последствий аварии сотрудники ДПС могут искать тех, кто окажет им содействие. И тогда они обращаются к водителям. Если вы оказались в такой ситуации – не оставайтесь равнодушным. Помогите, сделайте то, что в ваших силах.