Недавно наткнулась в Дзене на статью, в которой автор распределял фильмы о Гарри Поттере от худшего к лучшему.
В принципе, формулировка «от худшего к лучшему», как мне кажется, - удивительный выбор, так как, в целом, все фильмы Поттерианы - довольно-таки качественные. Ещё бы, это ведь чуть ли не самая популярная франшиза в мире.
Другой вопрос: какие части саги понравились подавляющему большинству зрителей меньше всего, а какие, напротив, - больше? Вот тут уже можно заметить хоть какое-то чёткое разделение.
Но удивила меня в этой статье даже не сама формулировка, а распределение, которое фильмам дал автор - а оно весьма отличалось от рейтингов на платформах.
Скорее всего, он выражал своё личное мнение, и я подумала - почему бы мне точно также не сделать собственный рейтинг? Тем более, что некоторые места в нём могут удивить читателей.
Короче говоря, сегодня я составлю свой личный топ фильмов о Гарри Поттере и объясню свою позицию.
8) Гарри Поттер и Дары Смерти, часть 1
Очень многие зрители посчитали этот фильм довольно скучным, «ни о чём». Не могу сказать, что я абсолютно точно из их числа, но сама гнетущая атмосфера Даров, - честно сказать, не моё.
Главная претензия - это, конечно, крестражи. За целый фильм герои не продвинулись в своих поисках дальше одного медальона, в то время как за вторую часть Даров Смерти - успели сразу и вычислить, где находятся части душ Волан-Де-Морта, и добраться до них, и уничтожить. С одной стороны, понятно, для чего это было сделано - передать то самое угнетающее чувство бессмысленности и безысходности, когда герой хочет действовать, но вынужден ждать и залечь на дно, и которое часто испытывают люди в реальной жизни. И получилось это, как всегда, на отлично. Но всё равно избавиться от чувства дисбаланса не удаётся.
Фильм, действительно, будто обо всём и ни о чём - происходили важные для сюжета события, но при этом не было какого-то связующего звена и главного конфликта, на котором бы завершились все их скитания - он ещё только впереди, во второй части, и это оставляет чувство незавершённости. Может быть, всё же не надо было разделять две части Даров?
7) Гарри Поттер и Орден Феникса
Казалось бы, ну как можно не любить этот фильм? В этом плане, как говорится, сам себя не понимаешь. Как можно не любить фильм, в котором экранизирована сюжетная линия Амбридж, дуэль Дамблдора и Волан-Де-Морта, был создан Отряд в тайной комнате и произошла трагичная смерть Сириуса? Тем более, что в этом моменте Рэдклифф просто превзошёл сам себя.
Но как-то так случилось, что отдельные куски фильма мне нравятся, а в целом - опять же, он будто не имеет какой-то связующей линии для всех этих событий. Сначала Гарри отправляется в дом Блэков, потом конфликтует с Амбридж, затем вдруг откуда ни возьмись выясняется, что Волан-Де-Морт всё это время искал пророчество и команда отправляется в отдел тайн.
В общем, соединение отличных частей фильма, но без проходящей сквозь них линии основного противостояния, которая неожиданно выплывает только под конец. Как для зрителя фильма, мне так и осталась не понятна причина резкой смены настроения Дамблдора и его отстранение от Гарри, - разговор в конце ничего особо и не разъяснил. В общем, фильм хороший, как и вся Поттериана, - но на фоне других частей выглядит не столь целостной историей.
6) Гарри Поттер и Принц Полукровка
Один из самых нелюбимых фильмов всей саги для многих зрителей, - и у этого есть основания.
То, что этот фильм не полюбился, - было даже закономерно. Шестая книга Роулинг сама по себе была наполнена отчаянием, трагическими событиями, в том числе смертью одного из знаковых персонажей сюжета, наставника учеников - профессора Дамблодора. Учитывая, что в предыдущем «Ордене Феникса» погиб крёстный отец главного героя, а до этого, в «Кубке Огня», - ни в чём не повинный Седрик Диггори, - книгу можно считать апогеем боли для Гарри. Фильм же ещё больше усугубил положение - картинка в нём была крайне мрачная, блеклая и резко выделялась на фоне других, к тому же, цветокоррекция, сменившаяся с холодных тонов на жёлто-тёплые и выцветшие, устроила далеко не всех. В самой постановке сцен опять удивил их разброс, - как будто разные, не связанные между собой эпизоды, объединили в один фильм. Основная цель продолжения истории - открытие правды о крестражах и необходимость найти их, - раскрывается только к середине - что, как мне кажется, опять с запозданием. Также, удивил в этот раз и Рэдклифф, у которого Гарри после смерти Сириуса почему-то не в такой уж глубокой депрессии, а даже наоборот. Или, может, это он так изобразил реакцию на стресс?
Однако, со временем, я, что называется, прочувствовала своеобразную прелесть этого фильма - действительно очень выделяющегося из всей остальной саги. Это был символичный переход от подросткового периода Гарри к мрачному взрослому будущему и той борьбе, которая произойдёт в последних двух фильмах.
Фильм, не смотря на всю мрачность, обладает настолько шикарными новыми персонажами и потрясающими сценами, что не полюбить его становится трудно. Спасибо Алану Рикману и Майклу Гэмбону.
5) Гарри Поттер и Кубок Огня
Да, я - одна из тех зануд, которые ждали большего от экранизации самой насыщенной части саги. И всё же это не отменяет то, что фильм всё равно получился очень интересным и передал всю нужную в тот момент атмосферу.
Основной вопрос, мучающий зрителя на протяжение всего фильма: кто же бросил имя Гарри в Кубок Огня? И ответ на него выдался таким, каким и должен был быть - протянувшись красной нитью через все неожиданные повороты истории, он открывается под самый конец и объясняет происходящее до этого. В общем-то, как и во всех последующих частях этого списка, завязка удалась.
Что было странно, так это полное отсутствие объяснения происходящего для тех, кто не читал книгу. Ну вот как, допустим, зритель должен догадаться, что особняк в начале фильма - дом Реддлов? И зачем там вообще этот сторож?
Хотя, возможно, это и не важно в контексте данной истории - многие сюжетные линии были вырезаны, чтобы сократить хронометраж, и в этом, кстати говоря, основная претензия к фильму. И всё же, самое начало Кубка Огня оставляет желать лучшего. Даже поездку на матч по квиддичу как будто впопыхах вместили под конец.
4) Гарри Поттер и Дары Смерти, часть 2
Главный плюс этого фильма для меня, как ни странно, в том, что он заключительный. Эпический финал всей истории о Гарри. Как он может не запомниться? Конечно же, режиссёры, сценаристы и сама писательница тоже это понимали и наполнили финальную часть такими трогательными моментами, которыми ну просто невозможно не проникнуться.
Сначала зритель готов разрыдаться на сцене смерти Снейпа и открытии правды о нём, затем на сцене встречи Гарри с мертвыми близкими, потом на смерти самого Гарри, потом над его воскрешением. Над тем, как Невилл убивает змею и становится героем, как воссоединяются Рон и Гермиона. Ну и завершает весь этот потоп, конечно же, финальная сцена 19-ть лет спустя, в которой друзья провожают уже своих детей в школу магии. Все события происходили достаточно динамично, чтобы не заскучать, но и не впопыхах, - можно было прочувствовать каждый трагичный или счастливый момент. Основная цель финала уж точно была чёткой и понятной - а уж во времена выхода фильма, когда зрители, не читавшие роман, боялись, что создатели отправят главного героя на тот свет, за Гарри болели всей душой. Не смотря на всю мрачность фильма и его полное противопоставление той волшебной сказке, с которой начиналась самая первая часть, - его нельзя назвать откровенно плохим или не характерным, а даже наоборот.
3) Гарри Поттер и Узник Азкабана.
Очень неоднозначная часть среди фанатов. Возможно, из-за самой первой, на тот момент, смены режиссёра с Криса Коламбуса на Альфонсо Куарона, - и, соответственно, смены атмосферы с сказочно-детской на игриво-подростковую. Кому-то такое изменение понравилось, кому-то - совсем нет.
Лично мне фильм очень понравился, даже местами странные шуточки вполне вписались в общую атмосферу. Интрига с Сириусом раскрыта прекрасно - кто не оценит мем про 12 лет в Азкабане? Сам волшебный мир, хоть и стал мрачнее и взрослее, но не потерял своей загадочности и особого духа, погружающего в магические разборки.
Музыкальные темы этой части заслуживают отдельной награды, как и работа актёров. Дэниэл Рэдклифф хорошо исполняет роль импульсивного подростка, как и его коллеги Эмма Уотсон и Руперт Грин. И хотя линия с маховиком времени - явная сюжетная дыра, особенно в фильмах, в целом, притягивания за уши какой-либо линии истории, по крайней мере, не заметно. Кроме, разве что, факта о том, что близнецы Уизли всё это время владели картой мародёров, и соответственно, знали о том, что их брат Рон ходил подмышкой с Питером Петтигрю. Это был ляп даже в книге. Сама Роулинг, конечно, пыталась объяснить фанатам такую странность особыми магическими свойствами карты, но ей никто не поверил).
2) Гарри Поттер и Философский камень.
Самый любимый фильм зрителей, согласно общему рейтингу, - это, конечно, первый. И не удивительно - уж он-то точно навсегда останется в памяти, ведь именно первая часть зацепила нас всех настолько, что мы посмотрели остальные шесть и захотели узнать, что произойдёт с Гарри в дальнейшем.
До боли простая и действенная завязка - обычный мальчик из реального мира попадает в мир магии и волшебства. Но это сейчас зрители уже привыкли к такому «попаданчеству», а в те годы данный сюжет довольно-таки освежал общую картину - и, более того, был отлично исполнен, как в самом романе, так и на экране. Гарри в начале истории - даже не просто «обычный», он - сирота, не знавший любви родителей, и предмет насмешек со стороны ближайших родственников. В волшебном мире же он - звезда, победившая Тёмного Лорда. Все зрители прекрасно понимают, за что и почему главный герой сходу так полюбил мир магии и совсем его не боялся, но и это ещё не всё.
Гарри предстояло снова встретиться с убийцей родителей и показать, прежде всего самому себе, что да, он - в действительности тот самый герой, а не случайно оказавшийся там мальчик. «Гарри Поттер и Философский камень» выполнил почти невозможную задачу: заставил подростков читать, причём с удовольствием. И режиссёры отнеслись к экранизации с той же теплотой, какая чувствовалась от самой книги. Да, в сравнении с другими частями саги, первая, как это часто бывает, кажется пустоватой и простоватой. Но не полюбить её, тем не менее, трудно.
1) Гарри Поттер и Тайная Комната
Любимая часть Дэниела Рэдклиффа, и по совместительству, моя тоже. Редкий случай удачного сиквела, который одновременно сохранил все достоинства первой части, где-то даже их приумножив, - и привнёс совершенно новый сюжет, углубляющий вселенную.
В основном, данную часть не любят за лёгкий уклон в хоррор и пугающие детей моменты. Но это - уже вкусовщина, кому-то такое нововведение, наоборот, показалось очень удачным и придавшим истории совершенно новое лицо. Тайная комната, хотя и имеет всё ту же сказочную атмосферу, что и Философский камень, отличается более серьёзным и развёрнутым конфликтом, затрагивающим не только Гарри, но и напрямую других учеников Хогвартса, включая Гермиону и Джинни.
Отлично проведена детективная линия истории, интрига раскрывается в последний момент и завершается финальной битвой. Удачная музыкальная тема создаёт именно ту нагнетающую и даже пугающую атмосферу, которая и привнесла этой части особую прелесть. Подозрения лучшего друга Гарри, Хагрида, - привносят драматическую нотку.
Тот же Волан-Де-Морт начинает приобретать более объёмные черты, раскрывающие его, как обычного человека, а не сферический дух зла. В общем, лично для меня, Тайная Комната - лучшая часть франшизы.
Как всегда, ещё раз поясню: я выражаю исключительно своё личное мнение, и ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции.
Пиши в комментариях свой личный топ фильмов Поттерианы.
.
И не забывай поставить лайк и подписаться на канал.