Найти тему
Книжные дети

Памяти Пастернака

Глава 3


30 мая 1960 года умер Борис Пастернак. Что мы знаем о нем? За что его любим?

На могилу Пастернака можно легко попасть - от Москвы приезжаете в поселок писателей Переделкино, построить который предложил сам Сталин, чтобы писатели жили спокойно, и ничего не отвлекало их от работы.

Могила Пастернака - очень умиротворенное место. Туда приезжают читать его, свои стихи. В его доме сохранился стол, за которым он писал доктора Живаго. Кровать, на которой он умер.

Во время террора 30х годов Пастернак был одним из немногих поэтов в Переделкине, который отказывался подписывать групповые письма с одобрениями расстрелов и не переставал общаться с родственниками арестованных деятелей искусства.

Пастернак в один момент был самым известным поэтом СССР, ему подражали даже больше, чем Маяковскому. Но вступал в писательские ряды изначально как футурист. Главный прием раннего Пастернака - сложная, развернутая метафора. Чтобы ее понять, надо нормально так поднапрячься. Чем старше становится - тем больше уходит в простоту, очищается от ранней специально созданной сложности.

Главный текст жизни - роман "Доктор Живаго" - о революциях, писательстве, жизни людей, глобальных изменениях и о любви. Роман сложный и многослойный, но когда его читаешь, создается ощущение, что все это уже где-то слышал, видел. Эти образы настолько в нас, вокруг, что не мешает даже временной разрыв в 100 с лишним лет.

Стихи доктора Живаго похожи на самого Пастернака, Блока, немного Есенина и Маяковского. Собирательный слог поэта 20х годов. Мое любимое стихотворение из стихотворений Юрия Живаго:

Не плачь, не морщь опухших губ.
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки.

Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

Но как ни сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.