Найти тему
Военобзор

Истребители: самые опасные воздушные противники для лётчиков ВВС США по версии Мilitary Watch

Истребители Су-30СМ (вверху) и Су-35С ВКС России. Фото из открытых источников
Истребители Су-30СМ (вверху) и Су-35С ВКС России. Фото из открытых источников

Вся история человечества наглядно продемонстрировала, что никогда нельзя недооценивать боевой потенциал противника. Недооценка военной мощи может впоследствии привести к катастрофическим последствиям. Поэтому хорошо, в западных странах помимо "горячих голов" есть эксперты, которые могут провести более или менее адекватную оценку боевого потенциала гипотетического противника. Для США этими гипотетическими противниками традиционно являются Россия и США.

Соединённые Штаты Америки имеют самые мощную боевую авиацию в мире. По данным рейтинга Global Fire Power (GFP) на 2022 год, США имеют в своём распоряжении 13247 различных летательных аппаратов военного назначения, из которых только одних истребителей различных типов 1957 единиц.

Однако в современном технологичном мире роль играет не только количество, но боевые возможности летательных аппаратов. И в США всерьез побаиваются боевых самолётов России и Китая. Вполне обоснованно, ведь в ВВС этих стран довольно совершенные истребители.

Итак, самые опасные воздушные противники для лётчиков ВВС США по версии Мilitary Watch. Издание американское.

J-20

Истребитель Chengdu J-20 ВВС НОАК. Фото из открытых источников
Истребитель Chengdu J-20 ВВС НОАК. Фото из открытых источников

Один из двух истребителей 5-го поколения в мире, которые выпускаются серийно (это по версии американцев). Поставки самолёта в ВВС НОАК начались в 2016 году. С тех пор в конструкции самолёта были произведены значительные улучшения. Китайский истребитель может в течение продолжительного времени совершать полёт в сверхзвуковом режиме без включения форсажа, что недоступно американскому самолёту-невидимке F-35.

По мнению американских экспертов, многоцелевой истребитель J-20 в силу своей универсальности имеет право претендовать на роль самого совершенного самолёта 5-го поколения в мире, в то время как американский F-35 изначально создавался преимущественно для ударных целях. Первоначальная концепция применения F-35 предусматривала его тесное взаимодействие с "чистым" истребителем F-22 Raptor. Последний был снят с производства в 2011 году.

МиГ-31БМ/БСМ

Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. Фото: © Министерство обороны РФ
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. Фото: © Министерство обороны РФ

Советский перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение в 1981 году и уже в то время обладал революционными возможностями. Технологически "Фоксхаунд" опередил любой западный самолёт на два десятка лет, поскольку уже тогда обладал радиолокационной станцией (РЛС) с электронным сканированием, мог применять свои ракеты на экстремальных высотах, а так же обладал способностью к продолжительному полёту на сверхзвуке.

МиГ-31 постоянно модернизировался. В 2010-х годах на вооружение ВВС России были приняты модификации БМ и БСМ, обладающие улучшенными возможностями по поражению воздушных целей за пределами видимости. РЛС "Заслон-М" обеспечивает экипажу перехватчика такой уровень ситуационной осведомлённости, которым не обладает ни один боевой самолёт в мире. РЛС обладает огромным (по меркам истребителей) радиусом обнаружения.

Новые ракеты Р-37М, имеющиеся в арсенале перехватчика, являются самыми дальнобойными ракетами класса "воздух-воздух" в мире. Их дальность поражения составляет 400 километров. Скорость полёта ракеты – 6 чисел Маха, масса боевой части – 60 килограммов.

МиГ-31 может нести шесть ракет Р-31М и несколько ракет меньшей дальности. Высокая скорость и большой практический потолок полёта делают этот перехватчик практически незаменимым даже без учёта его противоспутниковых возможностей, а так же способностей перехватывать крылатые ракеты и нести гиперзвуковое оружие.

J-16/J-15B

Многофункциональный истребитель J-16 ВВС НОАК. Фото из открытых источников
Многофункциональный истребитель J-16 ВВС НОАК. Фото из открытых источников

Китайский истребитель J-15, являющийся усовершенствованной копией советского Су-27 Flancer, может похвастаться рядом технических решений, отсутствующих в базовом самолёте. К ним относятся стелс-покрытие отдельных частей фюзеляжа, широкое использование в конструкции композитов и возможность нести новейшие дальнобойные ракеты PL-10 и PL-15 (обе класса "воздух-воздух"). Данный истребитель отличается высокой манёвренностью и высокой скоростью полёта, большим практическим потолком. Кроме того самолёт получил радар с АФАР, усовершенствованные нашлемный прицел и каналы передачи данных.

Среди других китайских вариантов "Фланкера", выпущенных в гораздо меньших количествах, следует выделить J-11BG. Этот самолёт является усовершенствованным вариантом J-11B, который выпускался ранее. Летательный аппарат имеет радар с АФАР, улучшенную авионику и может применять ракеты PL-10 и PL-15. По своим боевым характеристикам он максимально близко приближен к J-16.

J-15B – палубная версия "Фланкера", которая обладает теми же характеристиками, что и перечисленные самолёты, но обладает усовершенствованной конструкцией планера и, возможно, более мощными двигателями.

Су-35/Су-30СМ

Пара истребителей Су-35С ВКС России. Фото: mil.ru
Пара истребителей Су-35С ВКС России. Фото: mil.ru

Многофункциональный тяжёлый истребитель Су-35С разрабатывался более 25 лет. На вооружение ВВС России был принят в 2014 году. На данный момент построено около 150 самолётов, из которых не менее 2/3 поступили на вооружение российских Су-35С представляет собой наиболее совершенную модификацию советского "Фланкера" и является прямым конкурентом китайского J-16. Не в пользу российского истребителя применение устаревших ракет Р-77, Р-27 и Р-73 (все класса "воздух-воздух"), а так же низкие возможности ведения сетецентрических боевых действий.

Основными преимуществами Су-35С являются большая дальность полёта, сверхманёвренность, а так же наличие сразу трёх радаров, оснащённых АФАР. Один ("Ирбис") в носовом обтекатели и два в плоскостях крыла. Ожидается, что в ближайшем будущем, истребитель получит на вооружение новые ракеты Р-37М и К-77М, что существенно повысит его боевые возможности.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ ВКС России. Фото: mil.ru
Многофункциональный истребитель Су-30СМ ВКС России. Фото: mil.ru

Истребитель Су-30СМ является более бюджетным вариантом "Фланкера" по сравнению с Су-35С. Самолёт обладает меньшими возможностями ведения воздушного боя, но улучшенными возможностями в работе по наземным и надводным целям. В то же время в модификации Су-30СМ реализованы технологии, использованные в Су-35С. К последним относится двигатель АЛ-41Ф.

J-10С

Лёгкий однодвигательный многоцелевой истребитель J-10C ВВС НОАК. Фото из открытых источников
Лёгкий однодвигательный многоцелевой истребитель J-10C ВВС НОАК. Фото из открытых источников

Китайский лёгкий однодвигательный истребитель поколения 4++ в настоящее время является одним из самых массовых боевых самолётов в мире. Начиная с 2018 года на вооружение ВВС НОАК принято более 200 таких самолётов. В машине сочетается авионика пятого поколения с ракетами PL-15 и PL-10, разработанными специально для тяжёлых J-20 и J-16. Во время учебных воздушных боёв J-10C прекрасно показал себя против производных "Фланкера", таких как Су-35 и J-16. Самолёт отличается отличной манёвренностью и высокими возможностями в ведении радиоэлектронной борьбы.

Несмотря на то, что J-10C является лёгким истребителем и не может нести столько боеприпасов и не обладает такой дальностью полёта как J-16 или J-20, его отличает простота технического обслуживания и низкие эксплуатационные расходы. Соответственно, эскадрильи J-10C всегда поддерживаются на высоком уровне боевой готовности.

В перспективе рассматриваются возможности экспорта этих машин.

В качестве резюме. Более или менее взвешенная оценка боевого потенциала современных истребителей со стороны американских экспертов. Уважают советскую и российскую авиационную техник. Значит, есть за что. Но не обошлось и без пары неточностей.

Первой заявлено наличие радаров с АФАР на российском Су-35. Не слышали... Согласно открытым данным, самый совершенный российский истребитель оснащён радаром Н035 "Ирбис" с ПФАР, что никак не отражается на возможностях самолёта по обнаружению целей.

Вторая неточность касается того, что китайские "Фланкеры" заметно лучше российского Су-35С. А с чего же китайцы тогда поспешили прикупить 24 таких самолёта сразу же после того, как машина была предложена на экспорт? Значит, китайские самолёты вряд ли лучше российских.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!