Почему неудачи конкурентов могут сыграть с поклонниками PlayStation злую шутку
Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать)
В апреле 2023 года антимонопольная комиссия Великобритании заблокировала сделку между Blizzard и Microsoft. И хотя корпорация из Редмонда будет оспаривать решение в суде, а многие другие регуляторы одобрили покупку стоимостью почти $70 млрд, нет никаких гарантий, что сделка состоится. По крайней мере, в ближайшие 10 лет — Британия пока не намерена уступать.
Все это происходит на фоне неудачного начала 2023 года для игрового подразделения компании. На третий год после запуска нового поколения фанаты Xbox все еще не получили больших и качественных эксклюзивов, недовольство растет, а продажи PlayStation ощутимо выше. Венчает это все релиз Redfall, который обернулся настоящей катастрофой. Игра от некогда уважаемой студии Arkane уже попала в списки худших по мнению геймеров.
На этом фоне появились опасения, что и со Starfield, одной из самых ожидаемых игр 2023 года, может случиться нечто подобное — и это уже похоронит Xbox как игровую консоль. Масла в огонь подливает инсайдер Джефф Грабб, намекающий на недовольство высших менеджеров Microsoft игровым направлением компании. Сам Фил Спенсер хоть и обещает не допустить повторения провала Redfall, но одновременно распространяет упаднические настроения и косвенно подтверждает, что в этом поколении консольную гонку уже не выиграть.
Конечно, трудно представить, что Microsoft в одночасье возьмет и закроет игровое подразделение, в которое на протяжении двух десятилетий вливались деньги и которое было вполне успешным в середине нулевых, когда Xbox 360 уверенно конкурировала с PlayStation 3. Даже при том, что в доходах Microsoft основную роль играют операционные системы и облачные технологии, а на прибыль куда больше влияют колебания продаж Windows, чем падение показателей Xbox.
Но давайте чисто гипотетически предположим, что на фоне всех трудностей Microsoft если и не закроет направление совсем, то хотя бы откажется от выпуска отдельного игрового устройства — консоли. И переформатируется в издателя, то есть — в продавца программного обеспечения, которым в всегда в первую очередь и являлась. А интересные функции Xbox перенесет в Windows. Может, даже выпустит специальную версию ОС для геймеров.
В случае отказа от собственной консоли, Microsoft могла бы расширить сервис GamePass на PlayStation и таким образом сделать новые части Halo, Forza и Gears на системе Sony. Вряд ли японская компания будет против получать 30% с продаж игр бывшего конкурента, который станет одним из партнеров — вроде Electronic Arts
В таком варианте будущего на рынке игрового железа останется ПК — для тех, кто готов платить по $2000 за одну только видеокарту ради заветных 144 fps в разрешении 8K. PlayStation — для тех, кому просто нужно простое игровое устройство за относительно доступную цену. И какая-нибудь консоль Nintendo, у которой традиционно «свой путь» и по-настоящему эксклюзивные игры.
Спросите себя — останется ли в таком случае для Sony смысл вкладывать сотни миллионов долларов в очередной условный God of War? Ее консоль и так купят десятки миллионов фанатов Call of Duty и EA Sports FC. Не придется даже платить той же Square Enix за временную эксклюзивность очередной Final Fantasy, чтобы продать больше приставок.
У подобного — повторюсь, чисто гипотетического — решения есть и исторические предпосылки. Память человека играет с нами в забавные игры, и сегодня может показаться, что PlayStation всю свою историю выезжала за счет внутренних эксклюзивов, которые были в первую очередь имиджевым продуктом, а не средством максимального заработка. Но на деле это не совсем так. А иногда и совсем не так.
Культовый статус PlayStation 2 обеспечили суперхиты от партнеров, которым толком негде было выпускать свои игры, если они хотели максимальной прибыли. Microsoft едва анонсировала Xbox, а DreamCast умерла во младенчестве.
В первой десятке самых продаваемых игр PS2 только три игры, изданных самой Sony. Одна из них разработана Square Enix и давно не является частью эксклюзивной серии. Две другие — разные выпуски Gran Turismo, уникального цикла, не имеющего конкурентов в плане баланса между доступностью, симуляцией и акцентом на автомобильной культуре. На вершине же GTA, в тот период задавшая стандарты развития целого направления игр — экшенов в открытом мире.
SIE Worldwide Studios, которую мы сегодня знаем как PlayStation Studios — объединение внутренних команд Sony, разрабатывающих эксклюзивы для консолей компании, — появилась только в 2005 году. То есть, когда на рынок уже вышла Xbox 360, готовилась к релизу PlayStation 3, а на индустрию надвигалась гонка бюджетов.
Именно в седьмом поколении появились серии, которые любят и помнят до сих пор. И в которых технологии, графика и кинематографичная постановка начали постепенно отодвигать на задний план игровой процесс. Кто сейчас помнит Twisted Metal и Syphon Filter, кроме ветеранов, что с каждым прожитым годом играют все реже? Зато на Uncharted, Gears, Forza и The Last of Us выросло несколько поколений геймеров, наиболее активных и сегодня.
И появились эти серии именно благодаря конкуренции между Xbox 360 и PlayStation 3, когда компании активно подсматривали решения друг у друга и стремились ответить своим хитом на каждый хит соперника. Все ради того, чтобы переманить покупателей и зарабатывать больше денег с отчислений от продаж игр партнеров. Эксклюзивы были нужны именно потому, что у игроков был выбор из нескольких устройств.
То, что мы видим сегодня, — дорогущие Horizon, The Last of Us, God of War и Spider-Man — это отголосок той войны, которая начала угасать еще в прошлом поколении консолей и практически не проявляет себя в нынешнем. В новых играх Sony все больше акцента на открытых мирах, собирательстве и прочих механиках удержания, которые в перспективе проще монетизировать. Вместо того, чтобы и дальше вливать деньги в сюжеты и постановку.
Помимо частных умозаключений и моего личного мнения, есть и вполне реальные свидетельства повышенного внимания компании Sony к новому формату игр — сетевым мультиплатформенным сервисам. Теперь их будут разрабатывать и ведущие внутренние студии компании.
Вероятно, и у Naughty Dog, которая занимается сетевой игрой по франшизе The Last of Us, и у Guerrilla Games с ее онлайн-проектом Horizon станет чуть меньше средств и людей на отдельные большие сюжетные блокбастеры.
При таком раскладе проектов уровня The Last of Us и Uncharted станет еще меньше, а игр в открытом мире с собирательством вроде Horizon — больше. Но все они, возможно, выйдут с онлайн-составляющей и микротранзакциями.
А одно из последних крупных приобретений игрового подразделения Sony — Bungie. Студия, которая не просто популяризовала лутер-шутеры, но и практически создала MMO-версию жанра, максимально удобную для долгой поддержки и монетизации. Вряд ли она теперь будет делать сюжетно ориентированный боевик для одиночного прохождения.
Недавно эту компанию пополнила еще одна студия с большим опытом создания мультиплеерных игр — и уже работает над новым онлайн-проектом для PlayStation.
Из всех этих размышлений следуют два вопроса, на которые каждый фанат PlayStation должен сам себе ответить. Во-первых, стоит ли ждать теперь больших блокбастеров и покупать новую консоль только ради них? Возможно, главной причиной выбора теперь останутся простота обращения с устройством и его доступная — на фоне современных видеокарт для ПК — цена.
А во-вторых — стоит ли расстраиваться, если PlayStation Studios однажды совсем откажется от сюжетно ориентированных крупнобюджетных одиночных приключений? Ведь хиты от тех же Capcom или FromSoftware, которые отлично продаются и получают главные награды, никуда не денутся и будут выходить везде, где есть аудитория и достаточно производительное железо.
Своими ответами на эти вопросы и мнением о будущем Xbox и PlayStation делитесь в комментариях.