Митрополит Видинский Даниил (Болгарская Православная Церковь) выступил по вопросам гонений на Украинскую Православную Церковь и военных действий на Украине. Публикуем, с некоторыми сокращениями, мысли болгарского православного иерарха.
* * *
На Украине наряду со страданиями от войны есть и другая агрессия, другое страдание. Когда фанатичные, сильно перевозбужденные люди, националисты, при соучастии властей выступают против своих соотечественников, тогда кто является агрессором?
Есть и такие украинцы, которые терпят насилие из-за своей веры, потому что власти считают, что УПЦ, возглавляемая митрополитом Онуфрием – проводник интересов России. Это их отношение к людям, чьи дети погибли на фронте, защищая свое отечество, к УПЦ, которая с самого начала осудила агрессию, а прошлой осенью прервала связи с Русской Православной Церковью, которая собирает исключительно большое количество материальной помощи для пострадавших, и рядом со своим народом в его страдании. УПЦ доказала, что она мать этого народа, которая заботится о своих детях. И в то же время власти и бо́льшая часть людей с сильно националистическим сознанием терпеть не могут своих соотечественников, исповедующих православную веру.
Готовятся даже такие законы, согласно которым украинцам невозможно будет исповедовать православную веру. Почему? Потому что есть «церковная» структура, созданная несколько лет назад при существенной роли Константинопольского Патриархата, которая не без оснований не признана большинством Православных Церквей. И которая имеет много проблем с иерархией, состоящей из не рукоположенных лиц, объявленных священниками и архиереями. Сами украинцы видят это и несколько лет терпят гонения. А теперь видят, как те, кто силой захватывает храмы УПЦ, сжигает их, разрушают, молятся потом в захваченных для ПЦУ храмах. Это красноречиво говорит какова их вера, каковы взгляды, поэтому люди не хотят к ним присоединяться - люди видят, что здесь вопрос стоит не о вере, а о сильно выраженном национализме. Это не православная вера, а «Украина превыше всего!»
Этот ярко выраженный национализм, нетерпимый и по отношению к людям, идентифицирующим себя украинцами. А что сказать, о людях, которые связывают себя с Россией, об этнических русских? (…) Святой князь Владимир, который крестил народ, чьим был царем – украинцев или русских? Какой народ крестился в Киеве – украинский или русский, или единый народ, из которого произошли эти два?... Украина создана большевиками, Лениным, в границах, которые не включают и не обособляют никакую этническую территорию. Были стремления к независимости, но есть и множество людей, которые считают себя с русским народом одним целым. И это неудивительно после четырёх веков вместе.
Такая нетерпимость к УПЦ появилась не сегодня. Еще первый после переворота 2014 г. президент Пётр Порошенко задумал создание «церковной» структуры ПЦУ, которая была обособлена при помощи действий Константинопольского патриархата, давшего ей томос. Во времена Петра Порошенко с 2014 по 2019 г. в конце его правления был задуман и обсуждался закон для запрета УПЦ. Это еще тогда дало повод националистически настроенным людям силой захватывать храмы и присоединять их к ПЦУ.
Никакой народ не может принять такое, а на Украине это происходит. Мы видим, что под угрозой не только вера, но и само физическое существование людей, не желающих участвовать в ПЦУ. Тогда зададим себе вопрос: эти люди не нуждаются ли в защите? Почему никто не говорит о происходящем? Почему везде в мире, где подверглись осуждению те, кто сотрудничал с нацистской Германией, в обществе, где подобное не терпится, на Украине не только допускается, но и восхваляется? Это ясно говорит о двуличии и лицемерии политиков, закрывающих глаза на происходящее. И это еще одно доказательство того, что война на Украине идет не за права человека, а совсем с другой целью.
Когда мы поддерживаем сегодняшнее украинское правительство, как и Болгария, которая хочет поддержать с оружием, мы несем ответственность. Люди, которые безоговорочно поддерживают вроде бы жертву и не обращают внимание на все происходящее, несут ответственность вместе с теми, кто совершает преступления. Это хорошо иметь в виду, особенно православным христианам. Потому что закрывая глаза мы поддерживаем и несем ответственность с теми, кто сжигает и разрушает церкви, оскверняет святыни, убивает священников, поддерживаем ненависть к тем, кто не является украинским националистом.
Ситуация на Украине неоднозначна, и о ней нельзя говорить обобщенно. Всякая война – зло, приносит разрушение, смерть, но ситуация на Украине отличается от того, что говорится о ней в СМИ.
Почему украинское государство за эти 8 лет – с 2014 по 2022 годы, до начала войны, не прекращала обстрел двух донбасских республик, при которых были убиты 14 000 человек? Эти люди (думаю, общая численность двух республик около 4 млн) знали, что случится, если к ним войдет украинская армия. Не может быть жизни при таком сильном национализме, при такой ненависти ко всему, что не ставит «Украину превыше всего», включительно и над верой в Бога. Люди поэтому сопротивлялись, потому защищались с оружием в руках.
Я не оправдываю войну. Война – зло, причиняющая разрушение, смерть. Но если мы действительно хотим мира, то нам нужно слышать другую сторону, видеть что происходит, сесть и поговорить, признать свои ошибки. Чтобы невозможно было распространение этого национализма, чтобы была безопасность для всех людей, живущих на Украине, а не только тех, кто считает себя этническим украинцем.
Особенно нам, болгарам, так знакомо происходящее на Украине – когда через страх человека заставляют молчать, принимать эту изливаемую ненависть, становиться другим человеком, становиться другим народом. Потому что человек, подверженный страху, принявший ложь, манипуляции, меняется. В этом отношении есть яркое свидетельство в случае с болгарским народом в Македонии. В начале XX века, после Балканской войны были проведены опросы, которые показывали самоопределение людей в Македонии. Болгарские люди там страдали в тюрьмах, терпели насилие и убийства, потому что они называли себя болгарами и не хотели, чтобы кто-то их переименовывал и считал их кем-то другим. Нет в Болгарии города, где не было бы беженцев из района Адрианополя, из Беломорской Фракии – с территорий, которые сейчас являются Северной Грецией, с населением из области Македония – болгары всегда радушно относились к македонцам. И сейчас, когда в Македонии, в Северной Македонии упоминается имя болгарин, у многих людей это вызывает ненависть, потому что в них вошел страх. А дети рождаются уже в новых условиях, и в школах учат совсем другую историю - как болгары едва ли не завоевали их, творили с ними всякие злодеяния. Ребенок растет со всем этим. В Македонии как только слышат об исторических фактах, событиях, обличающих этот нарратив, как только слышат, что мы с ними один народ, их сознание закипает, уши закрываются, они не могут воспринимать истину, не могут спокойно говорить на эту тему. То же самое происходит на Украине – с запретом языка, с угрозами, убийствами, с провозглашением национальными героями людей, совершивших преступления против человечества.
Слава Богу, что украинский православный народ не безразличен и стоит на защите святынь, на защите своей веры, и пусть Бог поможет ему устоять. В конечном счете Христос торжествует, а силы зла, ненависти, человеконенавистничества (как бы они ни думали, что возьмут верх) не могут завладеть всем. Это только временное заблуждение, поэтому не нужно бояться, беспокоиться – их торжества не будет.