Сначала часовые стреляли и убили нескольких людей. Потом стрелять перестали. Отгоняли от проволоки плетьми и палками.
Никак не ожидал увидеть опубликованную статью Михаила Зощенко в КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ. Кинулся читать на этот счёт всё, что мог добыть. С некоторыми фактами я поделюсь с читателями после статьи воина-патриота.
"День в день 80 лет назад". Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...
Легко судить о том, что было с позиции прошедшего времени, всё кажется ясным, легко и отчётливо разбираются просчёты, но как видит это время современник здесь и сейчас - сегодня представляется удивительным. Он вкладывает живые камни строк в стену "плача", любви и ненависти - и это становится чрезвычайно актуально и парадоксально!
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 28 мая 1943 г., пятница:
Портрет
Лагерь был обнесен колючей проволокой. И к этой проволоке нельзя было подходить. Часовые стреляли.
Четыреста человек томилось в этом лагере.
Условия жизни были самые ужасные.
Люди лежали прямо на земле и в дождь и в непогоду.
Кормили жутко. Какая-то бурда один раз в день. Кусок сырого хлеба.
И тогда люди стали подходить к проволоке, чтоб их часовые убили.
Сначала часовые стреляли и убили нескольких людей. Потом стрелять перестали. Отгоняли от проволоки плетьми и палками.
И вот однажды приходит в лагерь немецкий офицерик. Подтянутый. Душистый. Чистенький. С камышовой тросточкой в руках.
Построили людей. И офицер им так сказал:
— Господа! Судя по регистрации, среди вас имеются художники. Господа художники, выйдите вперед.- Мне надо с вами поговорить.
А в лагере действительно была группа студентов Академии Художеств.
Их было 11 человек. Они работали на поле. И попали в окружение.
И вот выходят 11 человек. Все. — молодые, третьекурсники.
Офицер говорит им:
— Кто из вас, господа, берется выполнить ответственную задачу — написать портрет нашего генерала? Этот портрет мы повесим в штабе по случаю пятидесятилетия со дня рождения нашего высокочтимого начальника.
В ответ было полное молчание.
Пожав плечами, офицер сказал:
— Господа, вы меня удивляете. Я же не требую от вас чего-нибудь колоссального. Я требую от вас профессионального умения запечатлеть образ нашего генерала на полотне. Ну?
Тогда один из студентов сказал:
— Среди нас нет портретистов, господин офицер. Мы рисуем вазы, сады, тюльпаны. Изредка домашних животных — кур, петухов, собак. Но портрет, и тем более генерала, нет, это нам не под силу.
Нахмурившись, офицер сказал:
— Вздор, господа. В ваших словах я слышу нежелание, протест. Поверьте, я мог бы приказать вам, заставить вас. Но я не сделаю этого, ибо нам нужен прекрасный портрет, произведение искусства. Говорят, искусство не любит принуждения. Поэтому я хочу услышать доброе согласие художника, творца, которому, кстати скажу, будет выдано повышенное питание, плюс денежное вознаграждение, плюс стакан водки в неделю.
Из рядов художников неожиданно вышел Сережа К. Это был молодой студент. Высокий. Бледный. Из всех студентов он тяжелее всего переносил заключение.
Он вышел вперед, еле передвигая ноги от голода. Он сказал:
— Господин офицер, я берусь написать этот портрет.
Все с изумлением посмотрели на Сережу. Кто-то тихо ему сказал: — Подлец.
Улыбаясь, офицер сказал:
— Я хвалю вас, господин художник, за ваше благоразумие.
И с этими словами офицер увел Сережу в штаб.
Вечером Сергей вернулся в лагерь. Он вернулся сытый, довольный. В руках у него была белая булка. Эту булку он хотел поделить между своими товарищами. Но они не стали кушать эту булку. Они отказались. Они сказали:
— Лучше голод, чем жрать твою булку, которую ты получил благодаря своему холуйству перед генералом.
На другой день Сережу снова увели в штаб. И снова вечером он вернулся в лагерь.
На этот раз он вернулся сияющий, сытый, немного даже подвыпивший.
И тогда один из студентов, подойдя к Сереже, сказал:
— Нам мерзко на тебя глядеть. Ты морально разложился. Ты продажная шкура. Не протягивай нам больше своей руки — мы ее не будем пожимать.
И на эти слова Сережа ничего не ответил. Он только закрыл свое лицо руками: И отвернулся.
Теперь каждый день Сережу уводили в штаб. Он там писал портрет генерала. И генерал был так доволен его работой, что велел перевести Сережу из лагеря в избу. И приказал выдавать ему из еды всё, что он пожелает. Этим он хотел улучшить качество портрета.
В короткое время Сережа отъелся, поздоровел, окреп. И это действительно пошло на пользу его дарованию. Он теперь с огромной силой писал портрет генерала.
На последнем сеансе, когда оставалось дорисовать какие-то незначительные детали, Сережа убил генерала. Он убил его, когда тот, позируя, сидел, развалившись, в кресле.
Он убил его пресс-папье, которое он взял со стола.
После этого Сережа незаметно вышел из штаба. Его никто не задерживал. Его тут все знали.
Сережа скрылся в лесу. И там вскоре примкнул к партизанскому отряду.
Он и до сих пор среди партизан. И говорят, что своими смелыми операциями он буквально наводит ужас на немцев.
Вот эту подлинную историю мы вам и рассказываем.
Искусство и ненависть побеждают. Искусство и любовь делают чудеса. (Михаил ЗОЩЕНКО).
Михаил Зощенко в 1917 году отказался от предложения эмигрировать во Францию.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Михаил Зощенко подал в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, как имеющего боевой опыт. Получил отказ: «К военной службе не годен». Зощенко поступил в группу противопожарной обороны и со своим сыном дежурил на крыше дома во время бомбёжек. Написанные Зощенко антифашистские фельетоны публиковались в газетах и исполнялись по радио. По предложению главного режиссёра Ленинградского театра комедии взялся за написание пьесы «Под липами Берлина». И это было в 1941 году (!) - когда фашисты рвались к Москве.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта "День в день 80 лет назад". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1943 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.