Это трудно понять: зачем многие летом едут на байкальский остров Ольхон, создавая жуткие пробки на пароме и максимально усиливая нагрузку на эту заповедную территорию.
Ведь если рассудить трезво, то материковый берег – напротив самого острова – вообще ничем не отличается. Те же косые степи, тот же Байкал. И очередь на паром не надо занимать с вечера, ночуя при этом в ней же, посреди степи…
Но многие жители Иркутской области упорно ставят своей целью на отпуск – съездить на Ольхон. И на вопрос гостей региона: «Чтобы у вас посмотреть интересного?» обязательно ответят: «Поезжайте на Ольхон»…
К примеру, в июне 2022 года на остров переправились 11,2 тыс. туристов, то есть примерно по 400 человек в день!
А в июле прошлого года Ольхон посетили 16147 туристов (данные ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»).
16 тысяч человек за месяц переправились!
Есть в этом притяжении туристов какая-то загадка острова, не понятная автору этих строк. А если же сейчас от кого из наших подписчиков поступит мне дельный совет: «Так съезди сам – всё поймешь», отвечу, что бывал и не раз. И еще можно съездить. Но вот все эти очереди паломников, излишний ажиотаж…
И тем не менее, что новенького ждет в этом сезоне туристов и автотуристов на острове? Удобств и комфорта там немного, поэтому радуемся даже мелочам.
- Во-первых, на причале в МРС открыли здание автовокзала, которое было закрыто много лет. В нем теперь действуют благоустроенные туалеты – теперь часами стоящим в очереди на паром не надо до ветру бегать в степь.
Сейчас, по информации региональной пресс-службы, прорабатывается вопрос о передаче здания в аренду частному инвестору. Задачей арендатора станет создание более комфортных условий для людей, ожидающих паром, - это открытие кафе, зала ожидания.
- На другой стороне пролива – на причальных сооружениях на Ольхоне – сейчас также подбирается место установки дополнительного туалета.
Теперь о паромах. Помню времена, когда ходил только один. Это было ужас. Как-то простояли, чтобы вернуться на материк, десять часов в очереди. И вот стоит огромный хвост автомобилей, а местные (согласно правилам) идут без очереди и друзей своих проводят… До драк доходило.
Но с этой проблемой тут более-менее справились. Последние годы на переправе работает три парома. Сейчас «Дорожник» и «Семен Батагаев» уже ходят. А третий – «Ольхонские ворота» завершает техническое обслуживание и начнет работать в июне.
Строительство дорог на острове, за которое не так давно отсидел мэр района Копылов, продолжается.
В этом году планируют начать капремонт двух участков: в селе Хужир 1,7 км и от Хужира до села Харанцы длиной пять километров.
Кстати, гравий, песок и другие материалы для строительства дорог будут возить с материка через паромную переправу. Места их складирования согласованы с администрацией Прибайкальского национального парка.
Поэтому туристам надо иметь в виду: явно многотонные самосвалы со щебнем будут переправляться на остров без очереди. А вместимость действующих паромов совсем небольшая. К примеру, в «Дорожник» за раз входит всего десять легковых авто, и за сутки он делает не более 15 рейсов.