С коллегами в последние недели много работаем над видео, я отсматриваю черновые и чистовые варианты. Это очень интересно, потому что за каждым высказыванием в ролике стоит масштабная эрудиция и многолетний опыт работы.
Так я открыла для себя новый термин «рекурсия». Процессы, стоящие за ним до недавнего времени об'ясняла простецким словом «накручивать себя». Но в моем объяснении возвратность глагола оставляет человеку возможность регуляции интенсивности и даже вовсе прекращения процесса, однако внутри рекурсии у человека такой возможности нет аффикс «ре» загоняет его в крун бесконечных повторений.
Это напомнило мне о любопытном сказкотерапевтическом инструменте профилактики рекурсии прекрасной сказке братьев Гримм «Умная Эльза». Сказка демонстрирует очень нагладный пример рекурсии страха неопределенного будущего, довереденный до абсурда.
Героиня сказки, отправившись в погреб за пивом для сватов, оступается на лестнице. Этот факт становится отправной точкой для раскручивания страха, а если бы я была уже замужем, и у меня был ребенок, и я бы его отправила в погреб за пивом, это он бы оступился… Я-то большая - ухватилась за перила, а он маленький, полетел бы кубарем с лестницы…
В сказке есть еще несколько эпизодов рекурсии, доводящей ситуацию героини до полного абсурда, что вызывает у читателя улыбку и сталкивает эпитет в заглавии сказки с описываемым в ней фактическим положением дел, обусловленным поведением героини.
Апеллирование к сказке в ситуации неполной утраты контроля клиента над собой дает хороший результат. Например, когда клиент говорит, я понимаю, что переживать об этом странно, но ничего не могу поделать: мой сын в восьмом классе, а я боюсь, что мобилилзация не закончится к тому времени, когда ему предстоит идти в армию. Сына призвать могут еще только через пять лет, мир меняется стремительно, но женщина переживает и тревожится уже сейчас так, как будто эти события могут случиться в любой момент. Качество ее жизни снижается уже сейчас, хотя прямо сейчас ее сыну ничего не угрожает.
Если клиенту напомнить о существовании «Умной Эльзы», можно позволить увидеть абсурдность собственных действий в метафорическом зеркале. Название сказки, картинки, стоящие за ним могут стать своего рода якорем, который будет заземлять клиента, возвращать его из мира фантазий в текущий момент - здесь и сейчас.
Но, повторюсь, это возможно только. в том случае, если клиент сохраняет некоторую критичность: я думаю об этом и это странно для меня…В ситуации, когда любое упоминание об армии применительно к сыну и призыву, запускает паническую атаку, в острой фазе говорить о сказках бесполезно, однако профилактически также может работать.