Найти тему

Рынок лизинга охватил демпинг

По итогам 2023 года сегмент вырастет на 10-15% в денежном выражении после 13-процентного падения в 2022 году

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Треть лизингодателей считают демпинг наиболее эффективным методом конкурентной борьбы на текущем рынке. Преимущество в такой ситуации у лизинговых компаний (ЛК), близких к государственным или финансовым группам. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитиков «Эксперт РА».

История вопроса:

В прошлом году размер среднего аванса в отрасли сократился до 16,7% от полной стоимости лизингового договора, тогда как ранее показатель составлял 21%. Такая динамика наблюдается на фоне роста аппетита ЛК к риску. Так, 83% участников рынка лизинга считают рынок высококонкурентным, 33% уверены, что основным методом конкурентной борьбы в 2023 году будет демпинг.

В I-м квартале объем нового бизнеса в количественном выражении вырос на 27%, до 131 тыс. (со 103 тыс. годом ранее), следует из данных НРА. Данных по объему нового бизнеса в денежном выражении по итогам первого квартала пока нет. По итогам 2022 года – 1,98 трлн рублей, по данным «Эксперт РА». Это на 13% ниже, чем годом ранее, но значительно лучше изначальных прогнозов в 40%. По итогам 2023 года участники рынка ожидают роста этого показателя на 10-15%.

По словам замгендиректора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александра Сараева, демпинг будет особенно характерен для лизинговых компаний, близких к государству или входящих в финансовые группы, то есть имеющих более дешевое финансирование. В среднем они смогут предлагать дисконт в 2 процентных пункта (п. п.) к тем ставкам, которые могут себе позволить рыночные ЛК. Такая ситуация связана с вынужденным разворотом крупнейших компаний отрасли на работу с малым и средним бизнесом на фоне стагнации корпоративного сегмента.

– Крупнейшие компании сейчас стремятся увеличить долю рынка, маржинальность бизнеса пока отходит на второй план, – уточнил он.

Средние ставки на рынке лизинга сейчас находятся на уровне 15-17% в сегменте транспорта и спецтехники для качественных клиентов МСБ, сообщил управляющий директор ИГ «Инсайт» Михаил Гонопольский.

– Рыночным средним компаниям надо учиться работать в узких сегментах, в регионах. Если компания хочет выдавать дорого, она должна принимать риски, – советует гендиректор «Интерлизинга» Сергей Савинов.

Доля первой десятки компаний в объеме нового бизнеса в этом году продолжит расти, предполагает Александр Сараев. По итогам прошлого года доля топ-10 компаний в объеме нового бизнеса составила 75% против 63% в 2021 году. На рынке лизинга может начаться новый передел, уже не связанный с уходом иностранных игроков. При этом средние акторы предположительно будут объединяться между собой в рамках одной ниши.

Особенно актуальна проблема демпинга может проявиться на рынке в следующем году, полагают эксперты одной из крупных ЛК. С 2024 года все лизингодатели будут обязаны подавать данные в бюро кредитных историй. Тогда информация о лизингополучателях и их кредитном качестве станет абсолютно прозрачной для всего рынка, и монополисты смогут выбирать лучших клиентов.

– Лимиты, одобряемые компаниями, растут, все процедуры становятся быстрее и проще. Клиентам нужно сочетание выгодных условий и отличного сервиса – как при оформлении сделки, так и в последующем, – рассуждает гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Компании все чаще сталкиваются с ситуациями, когда один и тот же предмет лизинга может быть куплен несколькими ЛК. Вероятно, наращивание объемов обмена данными между участниками отрасли могло бы снизить подобные риск.

– Трудно совмещать розничный подход и те риски, которые предполагает для компании лизинг оборудования. Как найти, изъять, хранить и реализовать автомобиль – понятно. Его можно маяковать. Оборудование маяковать труднее, иногда невозможно. Его нужно правильно отключить и демонтировать, правильно транспортировать и хранить, – резюмирует предправления «Альфа Лизинга» Вероника Новикова и добавляет, что все это требует дополнительных ресурсов от компании и создает дополнительные уязвимости.

Напомним, в 2023 году предметом лизинга могут стать не только новые грузовые вагоны, но и бывшие в употреблении. LR