Часто, когда в нашей жизни что-то идёт не так, мы обращаемся, в первую очередь, к нашим близким. У них мы ищем поддержки, сочувствия и понимания, а если вдруг не получаем их – обижаемся и злимся.
Но надо ли обижаться и гневаться? Обязаны ли мы помогать своим близким?
Конечно, Спаситель учит нас поддерживать тех, кто слаб и угнетён, говорит, что своих ближних надо любить. Однако же мы, люди, сильно различаемся между собой. Кому-то и вовсе незнакомы такие понятия, как «милосердие», «участие» или «сочувствие».
Кроме того, каждый из нас живёт, прежде всего, именно своей жизнью: нас волнует то, что происходит с нами, а уже после – чужие проблемы и неурядицы.
Рассмотрим несколько житейских примеров и попробуем понять, стоит ли надеяться на помощь ближних, а уж тем более – требовать её?
Одна молодая девушка, выйдя замуж, стала жить отдельно от своей матери, однако всё равно надеялась на её помощь. Особенно остро она в ней нуждалась после появления на свет первого ребёнка.
Девушка ждала, что мама станет часто приезжать и во всём помогать ей, однако же женщина навестила дочь всего пару раз, когда у неё выдалось свободное время в промежутке между работой и забой об огороде.
Бросить всё и посвятить всё своё время внуку она не могла. Тогда девушка обиделась на свою мать – она не могла понять, почему не получает от неё никакой помощи.
Ведь ещё недавно она с таким пылом просила подарить ей внука, а теперь, когда он появился, заботы о грядках стали важнее…
Однако через некоторое время девушка научилась справляться с малышом сама. После появления второго ребёнка ей было уже гораздо легче – она знала, что делать. И именно в тот момент, когда перестала надеяться на других, она научилась справляться сама.
А простой человек, к сожалению, не всемогущ. Мы, как бы ни старались, остаёмся бессильны перед лицом судьбы.
Так, например, одна женщина потеряла ребёнка, ещё не успевшего появиться на свет. Малыш, запутавшись в пуповине, погиб в утробе матери. Возможно ли обвинить в его гибели врачей?
Ведь даже самый умелый, самый опытный врач – не Бог. Наша жизнь – непредсказуема, и иногда с нами происходят события, решения о которых были приняты свыше. В таких ситуациях нам может помочь исключительно наше смирение.
Другая женщина лишилась уже подросшего сына – ему успело исполниться пять лет. Однако, вместо молитв о его душе, она озлобилась и решила отомстить врачам – писала жалобные письма и требовала увольнений.
Пыталась достучаться даже до министра здравоохранения. Безусловно, эта несчастная женщина уже не вернула бы сына, но таким образом она пыталась отвлечься от ужасной, трагической реальности.
Однако надеяться и уповать нужно только на Господа, так как мы, люди, часто оказываемся слабыми и бессильными в тех или иных жизненных обстоятельствах. Но когда мы, напротив, надеемся на исключительно на ближних или на самих себя, мы неизбежно начинаем унывать.
Конечно, воспитать в себе такую добродетель, как трезвение (или упование на одного лишь Господа), очень непросто.
Некоторые священнослужители называют трезвение духовным мужеством. А противоположностью этого мужества как раз и является уныние – или, как его ещё называют, «болезнь воли», утрата смысла и желания жить.
Высшим проявлением подобной страсти является самоубийство – грех, совершённый Иудой и олицетворяющий предательство Небесного Отца.
Давно известно, что основой как наших страстей, так и наших добродетелей являются потребности. Если говорить о страстях, то можно с уверенностью сказать, что ту или иную потребность мы используем неправильно.
Например, источником уныния является неудовлетворённая потребностью в умственной деятельности и общении. Наш разум постоянно находится в поисках пищи, и, по мнению преподобного Нила Синайского:
«Также, как хлеб служит пищей для наших тел, так и добродетели служат пищей нашим душам, а молитвы – уму».
В том случае, когда мы уповаем на Господа и в общении, близости к Нему ищем утешения, мы взращиваем в себе добродетель. В противном случае мы начинаем унывать и страдать.
По мнению Петра Дамаскина, главное свойство духовного мужества заключается в следующем:
Победы над греховными помыслами и их искоренение и являются основой трезвения. А когда о человеке говорят, что он живёт «нетрезвенной жизнью», это означает, что он не владеет самым простым духовным навыком – он не научился видеть дурное и греховное и отсекать его.
Подобный навык является основой правильной духовной жизни – людей, не обладающих им, даже запрещено постригать в монахи.
Но как этот навык приобрести?
Например, у нас в голове зарождается какая-то мысль. Мы тотчас принимаем её за свою, не задумываясь, от ангела она или от нечистого. А отличить праведный помысел от греховного просто: если мы ощущаем любовь и теплоту, значит, мысль от Господа.
Если же помысел греховный, мы чувствуем страх, осуждение или начинаем смущаться.
Любое нарушение мира, царящего в нашей душе – это уже сигнал о том, что нас посетила греховная, дурная мысль.
Старец Порфирий Кавсокаливит жил, руководствуюсь таким принципом: когда он хотел что-то сделать, то начинал молиться – ежедневно и подолгу, пока задуманное не воплощалось.
Например, задумал он строительство кельи рядом с Афинами – и тут же за молитву:
«Боже, если Тебе угодно, сделай это».
После этого вдруг появлялись люди, готовые предоставить материалы для строительства или деньги. Когда просьба его воплощалась, Старец Порфирий неизменно благодарил Отца Небесного.
Он не возлагал надежд на самого себя, хотя ему очень хотелось иметь место, где он мог бы уединиться, но всей душой уповал только на Господа.
Старец Паисий рекомендовал в любой ситуации уметь видеть благое и благодарить за это Бога:
Часто мы живём в спешке – суетимся, легко раздражаемся, гневаемся на окружающих, поддаваясь греховной страсти. Но так ли нам нужна эта спешка? Ведь, уповая на Господа, мы понимаем, что любая непредвиденная ситуация или задержка зачем-то нужна. Подобное упование делает нас спокойнее и мудрее.
Необходимо жить, понимая, что подобные незначительные на первый взгляд мелочи – тоже Промысел Божий.
В нашей жизни ничего не происходит случайно – всё во власти воли Господней.
И, когда мы осознаём это, то приобретаем совершенно иной образ мышления, а также иной, наиболее правильный и богоугодный образ жизни.
Также читайте: