Найти в Дзене
PortNews

Санкции не срубили СУГ

Оглавление
Комплекс "Таманьнефтегаз". Фото с сайта ОТЭКО
Комплекс "Таманьнефтегаз". Фото с сайта ОТЭКО

Санкции не привели к катастрофическим последствиям для рынка производства и экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России. Российский газ продолжает успешно идти на экспортные рынки как Азии, так и Европы, хотя направления экспорта несколько изменились.

Морем и землей

Морские терминалы для перевалки СУГ в России находятся в портах Усть-Луга, Тамань и Темрюк. В Усть-Луге это терминал «Портэнерго». По данным за 2022 год, объем перевалки СУГ через терминал в 2022 году вырос на 42% - до 856 тыс. тонн (здесь и далее данные Минтранса РФ). Кроме того, в Усть-Луге работает Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата (НОВАТЭК), объем производства СУГ на комплексе, по данным НОВАТЭК, в 2022 году составил 78 тыс. тонн.

Через терминал в порту Тамань - «Таманьнефтгегаз» (
ОТЭКО) объем перевалки СУГ за 2022 год также вырос, на 4% - до 313 тыс. тонн. А вот в Темрюке (терминал «Мактрен-Нафта») объемы, напротив, снизились на 40% - до 144 тыс. тонн.

Всего, по данным ГК «Импэкснефтехим», за 2022 год Россия экспортировала 3,5 млн тонн СУГ, а в первом квартале 2023 года - около 1 млн тонн (-12% в сравнении с первым кварталом 2023 года).

Терминал "Портэнерго" в порту Усть-Луга. Фото "ПортНьюс"
Терминал "Портэнерго" в порту Усть-Луга. Фото "ПортНьюс"

В целом, по сведениям директора департамента стратегического развития «РМ Ритейл» Георгия Зобова, приведенным в ходе отраслевой Конференции «Рынок СУГ: новые реалии», проводившейся с участием ИАА «ПортНьюс», железнодорожные перевозки СУГ в 2022 году выросли на 2% — до 15,3 млн тонн, в том числе внутренние увеличились почти на 14% — до 10,6 млн тонн. А вот перевозки на экспорт, напротив, сократились на 14%. Лидером рынка железнодорожных перевозок является НХТК (27% парка). При этом доля транс-контейнеров на рынке оценивается в 3,5-4,5%.

Таким образом, за 2022 год через морские порты было экспортировано около 37% от общего объема экспорта СУГ, а по итогам первого квартала 2023 года – около трети.

Как прокомментировал в ходе отраслевой Конференции «Рынок СУГ: новые реалии» заместитель директора по маркетингу «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин, ограничения, наложенные внешним рынком, не привели к катастрофическим последствиям для ресурсной базы рынка СУГ.

«
В 2023 году она полностью восстановилась на уровне 2021 года (и даже немного больше). Логистические проблемы в целом сохранились, но потеряли свою остроту. Самая «острая» на сегодня проблема – плохое движение вагонов-цистерн на юге. За год мы наблюдали нетривиальную ценовую динамику, но как-то ее пережили... Рынок балансировался на начальном этапе за счет роста потребления в сегменте нефтехимии, затем следовало падение объемов не более чем на 10%, а после перенаправления потоков экспорта произошло частичное восстановление прежней структуры рынка»,  рассказал эксперт.

По прогнозам Леонида Кручинина, в 2022 году в условиях ограничений на экспорт объемы перераспределились между сферой коммунально-бытовых услуг и нефтехимией. По итогам первого квартала 2023 года видны восстановление экспорта на уровне не ниже 2021 года, рост потребления в коммунально-бытовом секторе и возврат потребления в нефтехимии на прежний уровень.

Диаграмма на основе данных РЖД
Диаграмма на основе данных РЖД

Куда течет российский газ

Направления экспорта СУГ из России меняются. Так, по словам выступившего в ходе Конференции руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов: исследовательский и консалтинговый центр Сергея Кондратьева, поставки СУГ из России в Европу в целом (включая Западные Балканы и Турцию) в 2022 году снизились на 3,1%, однако отдельно в Турцию увеличились в семь раз.

При этом направления экспорта в Финляндию, Румынию и Украину оказались в течение прошлого года потерянными. На этом фоне поставки в Польшу остаются стабильными: страна по-прежнему является основным экспортным направлением для российского СУГ (65% от общего объема экспорта в Европу).

Тем не менее Польша проводит политику диверсификации поставок и поиска альтернативных поставщиков из других стран. Для этого, впрочем, ей придется перестраивать инфраструктуру, однако соответствующая работа уже ведется.

Диаграмма на основе данных РЖД
Диаграмма на основе данных РЖД

Между тем Россия в 2022-23 годах вышла на новые рынки сбыта: Центральную Азию, Турцию, Китай, Афганистан. Что, в свою очередь, диктует и смещение логистических маршрутов на Юг и Дальний Восток. И если на Юге морские терминалы для экспорта СУГ имеются («Таманьнефтегаз» и «Мактрен-Нафта»), то на Дальнем Востоке с этим пока все сложно. Отметим в этой связи, что в Дальневосточном бассейне имеется проект по созданию морского терминала СУГ ООО «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация». В настоящее время ведется разработка технико-экономического обоснования проекта, его конкретные параметры пока неизвестны.

В целом, говоря о перспективах перевалки СУГ на Дальнем Востоке, следует отметить, что они ограничены провозной способностью железнодорожных подходов.

Россия в настоящее время находится на восьмом месте в списке крупнейших экспортеров СУГ после США, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и Норвегии. Крупнейшими импортерами СУГ в мире являются Китай, Индия, Япония, Южная Корея.

Учитывая, что основные рынки сбыта находятся в Азии, стоит ожидать роста доли южных портов в экспорте СУГ, а также появления специализированных портовых мощностей на Дальнем Востоке.