Найти тему
Мама, я снова рисую!

Лошадь в искусстве. К Международному дню конника. Часть 2.

Большие синие кони. Франц Марк.
Большие синие кони. Франц Марк.

Недавно, в беседе, одна моя знакомая затронула тему рисования лошади. Среди ее сослуживцев много дизайнеров, и вот они ей сказали, что нарисовать лошадь – самая трудная задача в изобразительном искусстве. И что есть даже целый отдельный курс для художников, посвященный этой модели.

Честно говоря, я такое слышу впервые. Допускаю, что либо знакомая что-то не так поняла, либо ее сослуживцы преподнесли свои личные трудности как всеобщую проблему. Более того, у меня есть знакомые конники, которые очень неплохо рисуют лошадей, не имея никакого художественного образования. Это неудивительно – они каждый день видят лошадь, знают ее анатомию и характер движений. Лично я не вижу в рисовании лошади ничего сверхъестественного, что выходило бы за рамки изображения других животных. Хотя, безусловно, задача это не простая.

Анатомическое экорше лошади.
Анатомическое экорше лошади.

Вообще, лошадей помещали на полотна чаще других животных. На это влияли и символизм, которым обросла лошадь в человеческой культуре, и тот факт, что именно верхом на лошади, а не на корове или осле, ездили знатные и именитые люди. Есть даже такое понятие в искусстве, как конный парадный портрет. А также, отдельное направление в анималистике – иппический жанр.

Во второй части статьи о лошадях в искусстве я предлагаю вам “пробежаться” по самым разным изображениям лошадей.

В искусстве

Начнем со скульптуры. Античная композиция из позолоченной бронзы, приписываемая авторству Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. Вывезена из Византии во времена крестовых походов, сейчас является одним из символов города Венеция.

Оригинальная скульптура, хранящаяся в музее базилики Св.Марка, Венеция.
Оригинальная скульптура, хранящаяся в музее базилики Св.Марка, Венеция.

Еще одна квадрига, но не такая древняя. Автор - русский скульптор Петр Клодт.

Квадрига Аполлона, украшающая Большой Театр в Москве.
Квадрига Аполлона, украшающая Большой Театр в Москве.

Работа Клодта совсем другого жанра- умилительная статуэтка "Кобыла с жеребенком".

Бронза, 1855 год.
Бронза, 1855 год.

И последняя скульптура в списке - "Конь" Леонардо да Винчи. Сначала эскиз.

Эскиз коня для конной статуи.
Эскиз коня для конной статуи.

Это должна была быть самая большая конная статуя в мире: заказ герцога Сфорца, конный портрет его отца. При жизни Леонардо эта мощная статуя существовала только как глиняный образец и всего несколько лет. В 1499 году она была утрачена, а в конце 20 века, силами филантропа Чарльза Дента была создана компания для реконструкции замысла Леонардо. Сам Дент до окончательного воплощения не дожил, дело продолжил его племянник.

Огромная зверюга, выполненная по эскизам Леонардо.
Огромная зверюга, выполненная по эскизам Леонардо.

Довольно известное полотно: "Любимая лошадь сэра Джорджа Ситвела", кисти художника Фредерика Херринга.

Красавец гнедой, явно английских кровей.
Красавец гнедой, явно английских кровей.

Известный мастер иппического жанра - Джордж Стаббс и его драматический сюжет.

Лев, нападающий на лошадь. Дж. Стаббс.
Лев, нападающий на лошадь. Дж. Стаббс.

Импрессионист Дега писал не только танцовщиц, но и лошадей. Он считал, что изображать стоит только то, что оставляет сильнейшее впечатление. Лично мне не трудно с ним согласиться - лошади это самое "сильнейшее впечатление" однозначно производят!

Жокеи под дождем. Эдгар Дега.
Жокеи под дождем. Эдгар Дега.

Теодор Жерико создал много картин, посвященных лошадям. Одна из самых известных - "Скачки в Эпсоме". Обратите внимание, что лошади буквально парят, распластавшись в воздухе и не касаясь земли ни одной ногой. Жерико специально нарисовал лошадей так, чтобы подчеркнуть стремительность их бега.

Кстати, сам художник очень любил лошадей и продолжал ездить верхом, даже будучи больным. Считается, что падение с лошади усугубило его состояние и привело к смерти.

Скачки в Эпсоме. Художника интересовали только лошади и жокеи, присутствие зрителей на скачках он игнорировал.
Скачки в Эпсоме. Художника интересовали только лошади и жокеи, присутствие зрителей на скачках он игнорировал.

Отец художника Николая Сверчкова служил старшим конюхом в придворных конюшнях. Стало быть, талантливый мальчик с детства мог изучать лошадей и других животных, живших рядом. Впоследствии, знание и умение крайне правдиво изображать лошадей помогли Сверчкову занять место художника Чесменского и Хреновского конных заводов.

Панаева А. Я. на лошади орлово-ростопчинской породы.
Панаева А. Я. на лошади орлово-ростопчинской породы.

Но моя любимая картина Сверчкова вот эта.

Конюх, выводящий лошадь. Известна также как "Лошадь, выскакивающая из конюшни".
Конюх, выводящий лошадь. Известна также как "Лошадь, выскакивающая из конюшни".

И напоследок одна из самых ярких картин с лошадьми - "Купание красного коня". Картина очень необычная, сочетающая в себе иконописные и ренессансные традиции, с тревожным красным центром и странным круглым горизонтом, порождающая массу толкований.

Купание красного коня, Кузьма Петров-Водкин.
Купание красного коня, Кузьма Петров-Водкин.

Дорогие читатели, если вам захочется узнать больше о каком-то из авторов этой подборки, то напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Так вы поможете мне в выборе следующих тем для статей!