Уникальный монгольский балет о перерождении душ представит на сцене Оперного театра Бурятии монгольская труппа. Неоклассическую постановку под названием «Душа» бурятскому зрителю презентует продюсерский центр «Номадик балет», художественным руководителем которого является заслуженная артистка Монголии Хоролдаваа Гэрэлчимэг. Подробности – в материале Восток-Телеинформ.
Как отметила госпожа Гэрэлчимэг в ходе визита в холдинг New Media Group, «Номадик балет» был основан в 2016 году и за это время выпустил пять крупных проектов. Хоролдаваа Гэрэлчимэг 42 года работает в театре, она обучалась в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, с 1981 по 1996 годы была ведущей солисткой Монгольского академического театра оперы и балета, с 1996 по 2022 годы — педагогом-репетитором, главным балетмейстером Монгольского академического театра оперы и балета. С 2022 года она — художественный руководитель продюсерского центра «Номадик балет», приглашённый репетитор-педагог и балетмейстер Монгольского академического театра оперы и балета.
Балет «Душа» — мистическая история
Балет «Душа» — мистическая история о любви и дружбе, о важности и ценности семейных отношений и счастье. Долгие годы юноша и девушка живут вместе, но не могут завести ребенка, что является для обоих большой трагедией. В какой-то момент погибает близкая подруга жены и ее душа не успокаивается, а остается на земле. Супруг, отчаявшись завести ребенка, уходит от безысходности в горы, встречает там эту неприкаянную душу, принимает ее за живую девушку и влюбляется. В какой-то момент Душа понимает, что перед ней муж ее близкой подруги и тогда она перерождается в дитя в этой семье. Таким образом, она обретает покой, а семья вновь воссоединяется и обретает долгожданного ребенка. Как отмечает Гэрэлчимэг, в Монголии есть традиция – кусок шерсти лисы кладут под подушку ребенка в качестве оберега. И эта традиция обыгрывается в балете — в финале появляется изображение маленького лисенка.
Балет «Душа», является плодом совместного творчества хореографа-выпускницы ГИТИСа Э.Долгормаа, монгольского артиста, профессора искусств Э.Эрдэнэжаргала, получившего образование в Корейском институте культуры и ведущих артистов балета государственного академического театра оперы и балета Монголии. Главные партии исполняют заслуженная артистка Монголии Б.Саруул (в роли Призрака), Б.Баасансүрэн (исполняет партию Жены) и А.Өлзий-Орших (играет в постановке Мужа). Балет впервые был показан в 2019 году и прошел с большим успехом, затем был долгий перерыв из-за эпидемии коронавируса и лишь в 2023 году зрители снова увидели этот спектакль. В Монголии прошло два показа в апреле этого года, и на один из них приехал директор академического театра оперы и балета Бурятии Дмитрий Дылыков – благодаря этому спектакль смогут теперь увидеть и зрители в республике у Байкала.
— В Монголии спектакль получил высокие оценки публики, — говорит г. Гэрэлчимэг. – Он поднимает очень сложную тему, которая касается многих пар, каждой женщины, дает ответы на то, что таое любовь, что такое дружба, что такое семейные ценности. Но моей мечтой было показать балет зрителю за пределами Монголии. Мне будет очень интересно посмотреть, какие он получит отзывы. Я сразу хотела вывести этот балет за пределы Монголии, а у театров Бурятии и Монголии долгая история совместной дружеской работы, они неоднократно ездили друг к другу с гастролями. Когда я танцевала, не пришлось ни разу выступить на сцене театра Бурятии, а теперь здесь станцуют артисты из нашего спектакля.
В спектакле практически нет декораций, сам по себе неоклассический стиль предполагает фокус на танцорах – в центре их тела, движения, музыка, танец, свет на сцене, но не на тяжеловесные декорации. Это – еще одна причина, по которой спектакль легко адаптировать буквально на любой профессиональной сцене и поэтому проще вывезти на гастроли. «Нашим театрам довольно сложно выехать на гастроли, ведь нужно везти огромное количество декораций, костюмов, а неоклассический балет – сам по себе минималистичный», — отмечает Дмитрий Дылыков.
По его словам, визит артистов из Монголии с их спектаклем в Бурятию стал возможным благодаря хорошим отношениям между Россией и Монголией и поддержке министерства культуры Бурятии. У театров действительно давние связи, отмечает Дылыков, певцы и артисты балета из Бурятии часто ездят на выступления в Монголию, там знают голоса знаменитых бурятских исполнителей Дугаржапа Дашиева, Линховоина, Даримы Шойдагбаевой.
— В «Номадик балете» все артисты из академического театра, так что нам, безусловно, интересно, — отмечает директор театра Бурятии, — интересно познакомиться с ними, увидеть их на нашей площадке. В сегодняшних реалиях Монголия является ближайшим дружественным государством, чем необходимо пользоваться и мы сейчас прорабатываем вопросы о наших гастролях в Улан-Батор. Тем более, Театр оперы и балета Монголии готовится к 65-летнему юбилею, у нашего театра 85-летний юбилей, есть хорошие поводы для возобновления совместного творчества. Буквально сегодня Гэрэлцэцэг Туулайхуу из Монгольского театра оперы и балета выступит в качестве дирижёра симфонического оркестра Бурятского театра оперы и балета в постановке «Дон Кихот». (прим. показ балета «Дон Кихот» состоялся 25 мая).
Балет Монголии
Балет в Монголии сегодня очень популярен: когда ставят «Лебединое озеро», билеты раскупают за 20 минут. Неоклассический балет два дня подряд собирал полный зал в 1600 мест. Каждый артист балета Монголии – действующий хореограф и имеет свою действующую студию танцев. Балетное искусство испытывает небывалый подъем.
— У истоков балета Монголии стоят артисты, которые обучались еще в советской школе, — говорит Гэрэлчимэг. – Они учились в Пермском училище, в Москве, Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, других городах. Каждые два года из Монголии отправляли студентов на обучение в Россию, затем они возвращались и становились оплотом родных театров. И мы стараемся сегодня сохранить это, ведь советская школа балета – номер один в мире, этого никто не моет оспорить.
В репертуаре монгольского академического театра 30 классических и 26 национальных балетов и столько же опер. Идут традиционные «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Спартак», но, как говорится, не классикой единой — танцорам хочется попробовать себя не только в классических постановках, но и в контемпорари, в неоклассицизме и все это востребовано публикой. Именно эти, новые и современные жанры, более популярны у молодежи, возможно, поэтому неоклассическая «Душа» с таким успехом идет на сцене Улан-Батора.
— Мы надеемся, что зритель в Бурятии тоже хорошо его воспримет. Зритель в Бурятии довольно искушенный, к нам часто приезжают на гастроли разные труппы, в этом году ожидаем музыкально-академический театр, единственный в России детский театр. Но такой балет будет впервые и это очень интересно — посмотреть на неоклассическую постановку, каких пока немного в репертуаре театра Бурятии. По моим ощущениям, это очень глубокий и красивый спектакль, очень воодушевляющий, жизнеутверждающий.
Показы неоклассического балета «Душа» в Бурятском театре оперы и балета состоятся 27 и 28 июня. Билеты в продаже на сайте uuopera.ru и в кассе театра. Действует «Пушкинская карта».
Марина Денисова, Восток-Телеинформ.
Ссылка на публикацию: https://vtinform.com/podrobnosti/191474/