Найти тему
BK -Story

Элементарно (2023)

В свои лучшие времена компания Pixar не имеет себе равных, создавая умные, очаровательные и яркие оригинальные фильмы, которые трогают сердце и пробуждают воображение. Поэтому было неприятно видеть, как анимационная студия, стоящая за такими эмоциональными триумфами, как "История игрушек", "Рататуй", "Вверх" и "Изнутри наружу" - одними из лучших фильмов своих лет, - в последнее время не соответствует своим прежним стандартам совершенства.

Дело не только в том, что современная Pixar сосредоточилась на повторении своих величайших хитов в виде парада сиквелов ("История игрушек 4", "Невероятные существа 2", "Lightyear"), или в том, что недавние оригинальные фильмы студии ("Soul", "Luca", "Turning Red"), как ни странно, все сосредоточены на персонажах, превращающихся в животных (показательный троп, поскольку он распространен в фильмах о чувстве отличия, чьи изначально разнообразные главные герои неизменно проводят большую часть времени, покрытые мехом или чешуей). Также в последнее время в Pixar, дочерней компании Disney с 2006 года, отсутствует мастерство исполнения, которое отличало студию, - гениальное умение создавать высокие концепции и легко ориентироваться в их деталях.

"Элементарно", последний фильм Disney и Pixar, символизирует борьбу студии за возвращение своей первоначальной магии, делая беспорядок в построении мира в угоду обычной истории, которая не оправдывает таланта аниматоров. Фильм, поставленный в мире, где природные элементы - земля, огонь, вода, воздух - сосуществуют в мегаполисе в стиле Нью-Йорка, каждый из которых представляет различные социальные классы, снят режиссером Питером Соном по сценарию Джона Хоберха, Кэт Ликкель и Бренды Хсуэх, и претендует на высокую метафору, но сразу же выбивается из равновесия своей громоздкостью в качестве расовой аллегории. Эта проблема усугубляется бессистемным темпом и настолько предсказуемым сценарием, что создается впечатление, будто фильм Pixar написан алгоритмом искусственного интеллекта. Временами граничащий с бессмыслицей, фильм кажется скорее недоразвитым, чем универсальным, что является красочной упущенной возможностью.

Фильм "Элементарно", представленный в качестве заключительного вечера 76-го Каннского кинофестиваля и выходящий в прокат в середине июня, представляет собой густонаселенный город, похожий на антропоморфную диснеевскую "Зоотопию", в которой идеи расовой дискриминации были с трудом сведены к динамике "хищник и жертва", что позволило сконцентрировать сюжет на разрушении личных предрассудков, а не на системном расизме. В "Городе элементов" действует такое же неоправданное упрощение (хотя Сон объяснил, что его корейское наследие и желание снять фильм об ассимиляции подтолкнули некоторые творческие решения), и здесь даже можно поднять бровь в отношении законной опасности, которую представляют друг для друга эти контрастные элементы, как лисы для кроликов.

В "Элементале" социально привилегированные люди воды курсируют взад и вперед по блестяще спроектированным высоткам и без проблем спускаются по грандиозным городским каналам и монорельсам, которые были созданы для их студенистых тел, в то время как люди огня изолированы в Городе Огня, где их сплоченная община отражает традиции Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы, а акценты варьируются от итальянского до ямайского, иранского и вест-индского, что неудобно позиционирует огонь как представителя всех иммигрантов, а воду - как представителя белого высшего класса. Земля и воздух, тем временем, почти не упоминаются; мы видим землян, которые проращивают маргаритки из своих грязно-коричневых подмышек, и облака, похожие на сахарную вату, играющие в "воздушный мяч" на стадионе "Циклон", но фильм удивительно несерьезен в представлении химии взаимодействия элементов внутри города. Фоновые гэги, такие как "горячие поленья", которыми питаются огненные люди, изобилуют, но реальные особенности Города Элементов исследуются лишь поверхностно, например, открытие, что все эти элементы пользуются одним и тем же общественным транспортом. Насыщенная сгенерированными на компьютере жителями и типовыми модернистскими строениями, среда города больше похожа на концепт-арт, который будет детализирован в какой-то момент анимационного процесса, чем на полностью продуманную, обжитую среду.

В центре сюжета "Элементарно" - вспыльчивая Эмбер Люмен (Лиа Льюис, из "Половинки"), иммигрантка во втором поколении, работающая помощницей в винной лавке своего отца. Эмбер и ее отец Útrí dár ì Bùrdì (Ронни дель Кармен) - хотя он и его жена Fâsh ì Síddèr (Шила Омми) получили англизированные имена Берни и Синдер на "Элементальном" эквиваленте острова Эллис - поддерживают близкие отношения, пока он готовит ее к тому, чтобы взять на себя семейный бизнес. Однако Эмбер сомневается, действительно ли она хочет унаследовать магазин, как ожидает ее любимый "ашфа", или ее дары - например, способность нагревать воздушный шар и лепить стекло руками - могут направить ее в другое русло.

Не в силах контролировать свои эмоции, которые могут переходить от раскаленного до более зловещего фиолетового оттенка, Эмбер однажды прорывает трубу в магазине своего отца, и в этот момент туда врывается городской инспектор Уэйд (Мамуду Ати). Уэйд исследует ветхую систему городских каналов в поисках источника утечки, которая продолжает затапливать подвал Эмбер, но угрожает всему Файертауну. Решив не допустить краха бизнеса своего отца, Эмбер преследует Уэйда, а затем быстро объединяет свои усилия с ним. Между ними завязывается роман, и они становятся особенно странной парой, учитывая одно из менее чем убедительных правил фильма: "стихии не смешиваются", по причинам как практическим, так и парадоксальным, в Городе стихий. Эмбер может погасить Уэйда, а он может погасить ее пламя, но их неизбежный парный роман скорее запрещен, потому что ее отец никогда не одобрит его, что ставит "Элементаля" в положение межрасовой истории любви, которую Pixar еще не рассказывал с человеческими персонажами.

С этого момента фильм работает как контрольный список клише Pixar: две противоположности сначала действуют друг другу на нервы, но постепенно образуют тесную связь, а затем расстаются из-за элементарного недопонимания, которое разрешается в кульминационный момент, когда двое спасают друг друга от нависшей угрозы и возрождают свою любовь. И все же, поскольку цепная реакция событий в бешеном темпе держит Эмбер и Уэйда вместе, их отношения становятся небольшим, но милым центром фильма, желанной передышкой от смешанных метафор и неправильной концептуальной механики, которые часто угрожают нарушить внутреннюю реальность истории. (Почему, например, то, что произойдет, если Эмбер и Уэйд соприкоснутся, является такой загадкой для них обоих, в городе, чьи керамические и терракотовые стеклянные конструкции указывают на взаимодействие других элементов?)

Льюис озвучивает Эмбер с игривой теплотой, которая приятно дополняет кипучую приветливость, которую Ати привносит в Уэйда, а анимация обоих тел - ее мерцающего, а затем внезапно вспыхивающего эмоциями, поднимающегося вверх жаром; его текучего и прозрачного, склонного рухнуть в лужу на земле - всегда захватывает взгляд, подчеркивая податливость и увлекаясь абстракцией.

Но даже многообещающее использование цвета, формы и движения в фильме кажется ограниченным из-за невообразимого повествования. Лишь несколько выдающихся эпизодов - посещение подводного сада цветов вивистерии, отступление в ручную анимацию, рассказывающее историю любви в минимальных, вихрящихся линиях, - отличают "Элементаль" от любого другого фильма Pixar, в котором герои - фосфоресцирующие маленькие шарики, путешествующие по реалистично анимированным городским пейзажам, и как бы быстро ни развивался фильм, он никогда не становится неожиданным.

В "Элементале" также нет ничего, что напомнило бы о чудесном эстетическом воображении современных классиков Pixar, таких как "В поисках Немо" и "Валл-И", за исключением богатой партитуры композитора Томаса Ньюмана, которая берет свои подсказки из попурри мировых музыкальных традиций и представляет более полное видение межкультурного обмена, чем нечеткое изображение иммигрантских общин в фильме. Возможно, это вполне уместно для фильма, который было бы правильнее назвать "Когда огонь встретил воду...", "Элементарно" достаточно горюч от минуты к минуте, но он испаряется из памяти, как только вы выходите из кинотеатра.