Найти тему
Без музыки совсем не то

Майкл Шенкер – король рока XXI века. Альбом «Temple of Rock», 2011 г. – 15 песен, вышибающих всё вместе с мозгами

В 2011-м году Майкл Шенкер решил завязать со своей откровенно сольной деятельностью, а также своим участием в группе Michael Schenker Group, и создал новый проект - Michael Schenker's Temple of Rock. Дело в том, что в XXI веке он наконец-то научился сочинять шикарную рок-музыку, и, решив прославить себя в веках, набрал в этот проект большую кучу известных и просто хороших музыкантов. И в итоге получился такой шедевр, который и описать трудно, настолько он шедеврален.

Группа Michael Schenker's Temple of Rock на концерте в поддержку своего дебютного альбома, 2011 год
Группа Michael Schenker's Temple of Rock на концерте в поддержку своего дебютного альбома, 2011 год

Без всякого преувеличения Майкла Шенкера можно назвать одним из тех музыкантов, которые не дали опозорить XXI-й век паршивой рок-музыкой, как это постоянно сегодня делают очень многие именитые группы. За прошедшие 23 года этот гений хард-роковой гитары выдал на-гора 20 долгоиграющих студийных альбомов, и не один не был каким-то середнячковым. Мало того – все эти 20 пластинок просто шикарны, и музыка, записанная на них просто убойная без всяких яких.

Интересно, что до 1995 года я вообще Шенкера знать не хотел, кроме одного-единственного его альбома «Assault Attack», записанного в далеком 1982 году с Грэхемом Боннетом на вокале (про этот альбом я писал, ссылка внизу). Не сказать, что я не искал похожих, то есть шикарных альбомов Шенкера, искал, конечно, но не находил. Я перерыл всё, что он играл в UFO, потом в MSG и других проектах, но ни в 70-е, ни в 80-е, ни в 90-е этот Майкл так ничего путного практически не выдал. Ну, я и поставил на нем крест, потому что шикарно играть на гитаре – это еще не значит, что эта игра может вытянуть просто скучные, не скажу что бездарные, песенки.

Но тут на меня совершенно случайно, как гром среди ясного неба обрушился альбом UFO «Walk on Water» 1995 года (ссылка на мою рецензию – внизу), и я подумал, что, наверное, крест на Шенкере преждевременный. Правда, кроме этого альбома в 90-е Шенкер опять ничего нормального не выдал, и я поставил на нем второй крест. Ну, думаю – музыкант двух альбомов, два сапога – пара, а третьему не бывать (с). Ну, или как говорила моя мама, когда кормила меня маленького с ложки – «до пары, чтоб не съели татары» (с).

Так прошли 2000-е и 2010-е, я видел, что этот гений выпускает все новые и новые альбомы, строчит их как из пулемета, но они меня просто не интересовали, мне лень их было даже слушать, кроме Шенкера была музыка и поинтереснее. Но вот к началу 2020-х, когда всё интересное в рок-музыке начало катастрофически заканчиваться, я решил снова обратиться к Майклу, думаю – «Бог любит Троицу» (с), может быть что-то путное и услышу наконец-то.

Все студийные альбомы Майкла Шенкера, которые он записал за 42 года своего сольного творчества
Все студийные альбомы Майкла Шенкера, которые он записал за 42 года своего сольного творчества

Ну, выбрал я первый попавшийся альбом MSG «In the Midst of Beauty» 2008 года (ссылка на рецензию – внизу), но не просто так, а потому что увидел, что там почти полностью играет первый состав группы MSG 1980 года, почти все - мои любимые музыканты – Дон Эйри, Саймон Филлипс и Нил Мюррей, да и Гэри Барден вокалист не совсем пропащий. И вдруг я понял, что Бог и на самом деле любит Троицу, потому что альбом получился просто потрясающий, несмотря на то, что технически был как бы записан «на коленке».

Фу ты ну ты, снова подумал я, а вдруг «в хате четыре угла» (с), и что-то еще из-под пера Майкла появится хотя бы вполовину шикарного от того, что я услышал?

И на тебе – открыл я свеженький на тот момент альбомчик MSG «Immortal» 2021 года (ссылка – внизу), и что вы думаете? Я снова выпал в осадок. Это было не просто гениально, а конгениально, если так можно выразиться о современной рок-музыке.

В общем, я начал шерстить всё 20 альбомов, которые Шенкер записал в XXI веке. И я обнаружил там и «пять – молодец опять» (с), и «шесть – всё надо съесть» (с), и «семь – не встану, пока не съем» (с)… И так буквально до двадцати, не помню уже, чем меня там мама мотивировала, скорее всего, до двадцати ложек не доходило, потому что в моем детстве ложка была огромная, а тарелка – маленькая.

Таким образом оказалось, что Майкл Шенкер решил очнуться от той летаргии, в которой пребывал 30 лет подряд, и которая, в общем-то сделала ему имя, правда, только как гитариста-виртуоза. Я не знаю, что там с ним произошло в 2000-м году, но с этого момента он стал вдобавок к своей виртуозности создавать и самые настоящие музыкальные шедевры. И вот один из них – перед вами.

CD-версия альбома "Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.
CD-версия альбома "Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.

Это альбом называется «Temple of Rock», но это не чисто сольный проект Майкла Шенкера, и не диск группы «Michael Schenker Group», а дебютный альбом одного из последних его проектов – «Michael Schenker's Temple of Rock». Основу проекта составил сам Шенкер, собутыльник его по UFO Пит Уэй на бас-гитаре, бывший барабанщик Scorpions Герман Раребелл, клавишник Уэйн Финдли и вокалист Майкл Восс. Последний стал также продюсером альбома совместно с Шенкером.

Сидюк изнутри
Сидюк изнутри

Однако помимо этих музыкантов для записи альбома Шенкер пригласил еще некоторых звезд, с которыми раньше работал или как-то иначе имел с ними дело. Так, на некоторых композициях вместе с Шенкером на гитарах играли Рудольф Шенкер и Лесли Уэст, на бас-гитарах - Крис Глен и Нил Мюррей, на барабанах - Кармин Эпписи, Саймон Филлипс и Крис Слейд, на клавишных - Дон Эйри и Пол Рэймонд, также в двух песнях спели Робин Маколи и Дуги Уайт. Кроме них были еще некоторые музыканты, я их всех освещу ниже.

В общем, наваяли эти все музыканты просто шикарный диск, состоящий из 15 композиций, одна из которых представляет увертюрное вступление, а одна – другой вариант уже присутствующей на альбоме песни. Таким образом можно выделить 15 композиций, каждая из которых одна за другой не просто нравится, при прослушивании, а буквально сносит мозг.

Помню, как во многих рецензиях на те или иные альбомы Майкла Шенкера делался упор на то, что он прекрасный музыкант, но композитор из него не то что посредственный, в вообще никакой, и блистал он только в составе UFO, где всю музыку придумывали другие музыканты. Ну, с этим я согласен, но только в той степени, когда это касается его творчества в XX веке.

Виниловая версия альбома "Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.
Виниловая версия альбома "Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.

Однако XXI век показал, что он все же и композитор шикарный, правда, непонятно, почему он валял дурака все первые 30 лет своей музыкальной карьеры, а на последних 20 годах в нем вдруг прорезался специалист музыкальных дел уровня Вагнера и Шопена. Но факт остается фактом – практически всё, что Шенкер записал с 2000 по 2022 годы – это очень высокий уровень, возможно даже – высочайший, учитывая то, что большинство прекрасных в прошлом рок-музыкантов, сочинявших такую же прекрасную музыку, в последние 20 лет просто сдохли как явление.

Кто не верит – пусть прослушает последние работы Шенкера и сравнит их с последними работами Оззи Осборна, Дэйвида Ковердейла, Роберта Планта, Иэна Гиллана и многих других их коллег, чьими именами исчерканы буквально все заборы в мире. Без горьких слёз и сведенных скул всю эту «музыку» слушать просто невозможно. Давно прошли те времена, когда эти звезды блистали, и теперь им только и осталось, что закончить все попытки выдавить из себя что-то интересное и валить на пенсию.

Лейблы виниловой версии с двух сторон
Лейблы виниловой версии с двух сторон

И там страннее выглядит тот факт, что некоторые коллеги этих закатившихся «сверхновых» возрастом и поболее блистают и до сих пор, невзирая на свои лета, например, Гленн Хьюз или Грэхем Боннет, выдавшие в последние годы поистине шикарные альбомы, на уровне того, чем они прославились 40-50 лет назад. Можно также привести Элиса Купера, давно разменявшего восьмой десяток, или Сюзи Куатро, которая всего на пару лет младше его – вы слышали их последние диски? Послушайте – это если не шедевры, то полные атасы.

Так что дело тут совсем не в возрасте, а в том, что какие-то звезды могут блистать целых полвека, а какие-то всего лет 10, а потом просто выезжают на своей былой популярности. И феномен Майкла Шенкера тут очень интересен – стартанув со средней по популярности британской рок-группы UFO, он за последующие 20 лет не выдал ничего особо интересного, за небольшим исключением, тем не менее числился одним из самых известных музыкантов.

Внутренний конверт для пластинки
Внутренний конверт для пластинки

А когда он постарел настолько, что пора было подумать о заслуженной пенсии, тут-то в Шенкере и проснулись неведомые ранее композиторские наклонности, и оказалось, что брат известнейшего «скорпа» не только шикарный гитарист, но и еще более шикарный сочинитель очень серьезной музыки!

Интересно, что Майкл и сам не чужд тщеславия, достаточно только поглядеть на конверт альбома «Temple of Rock», на котором он сам себя превозносит до небес. Ранее он такого себе не позволял, но к 2011 году он наверное понял, что стал писать музыку высочайшего класса, и почему бы тут не похвалить себя любимого, разместившись чуть ниже Бога Небесного, и став Богом Рока?

Прослушивая последние альбомы этого маэстро, я допускаю, что Майкл Щенкер этого вполне заслуживает. И если я раньше считал лучшим гитаристом и лучшим композитором Ричи Блэкмора, а потом Дэйва Мастейна, то сегодня эти два идола как-то потеснились. Причем первый вообще исчез с горизонта, сочиняя всякую банальщину, и играя на своей знаменитой гитаре, как абитуриент церковно-приходской музыкальной школы, а второй заметно исписался, хотя и старается держаться молодцом.

Виниловый альбом "Michael Schenker's Temple of Rock" в полном комплекте
Виниловый альбом "Michael Schenker's Temple of Rock" в полном комплекте

А вот Майкл Шенкер, который через пару лет отметит свое 70-летие, по-прежнему жжёт не по-децки, сочиняя и играя так, как он не сочинял и играл, когда ему было 20 лет. И вот, собрав очередную свою группу, он выдал очередной свой шедевр XXI века, который, конечно же, лучше оценивать не по моей писанине, а при прослушивании.

"Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.
"Michael Schenker's Temple of Rock", 2011 г.

В общем, я не буду давать каждой песне развернутые комментарии, просто выделю самые шикарные и не очень, а также приведу состав музыкантов каждой композиции, потому что «костяк группы» - это только «костяк группы», а как минимум в половине песен некоторые музыканты этого костяка вообще не участвовали.

Музыку к песням написал Майкл Шенкер, тексты - Майкл Восс, кроме песни №7, тексты к которой написал Шенкер, №8 – Дуги Уайт, и №12 - Робин Маколи.

Трек-лист:

1). Intro (1:12) «Вступление». Просто симфонизированное вступление, текст читает некий Уильям Шатнер.

2). How Long (3:56) «Как долго». Шикарная «открывашка», могла бы подойти к репертуару Scorpions, правда, вокал Клауса Майна наверняка бы эту прекрасную вещь испортил бы. Играет только половина костяка группы, вместо Пита Уэя на басу лабает Нил Мюррей (Whitesnake, Black Sabbath и др.), а вместо Раребелла - Саймон Филипс (Judas Priest 1977, некоторые альбомы MSG, и вообще это сегодня самый высокооплачиваемый сессионный барабанщик).

3). Fallen Angel (4:10) «Падший ангел». Песня тоже хороша, но не очень серьезная, хотя для разогрева перед прослушиванием хитов альбома подходит прекрасно. Тут работает весь костяк группы без каких-либо «друзей» - Майкл Шенкер, Майкл Восс, Уэйн Финдли, Пит Уэй и Герман Раребелл.

4). Hanging On (4:01) «В ожидании». Первый хит альбома – шикарен сверх всякой меры. На второй гитаре чешет брат Майкла – Рудольф Шенкер, на клавишных - Пол Рэймонд (UFO и MSG), а на бас-гитаре – некий Эллиотт Дин Рубинсон.

5). The End of An Era (3:57) «Конец эпохи». Второй хит альбома. На барабанах – Кармин Эпписи, брат Винни Эпписи, барабанщика Black Sabbath и Dio, на клавишах - Дон Эйри, который в представлении не нуждается.

6). Miss Claustrophobia (4:47) «Мисс Клаустрофобия». Следующий хит. Тут сова играет костяк группы - Майкл Шенкер, Майкл Восс, Уэйн Финдли, Пит Уэй и Герман Раребелл.

7). With You (4:45) «С тобой». Шикарная баллада от Шенкера, тут снова играет на гитаре Рудольф, а на клавишных вместо Финдли – Пол Рэймонд.

8). Before the Devil Knows You're Dead (4:39) «Пока дьявол не узнает, что ты мертв». Ударный боевик с Дуги Уайтом на вокале, бывшим участником Rainbow (1995 г.). На данном треке на басу снова играет Эллиотт Дин Рубинсон, а на барабанах стучит Брайан Тичи, участник группы Билли Айдола в 2000-х и гастрольный музыкант Оззи Осборна, будущий участник MSG.

9). Storming In (4:43) «Буря». Еще один шик и блеск. На данном треке на барабанах стучит Крис Слэйд (Manfred Mann’s Earth Band, Uriah Heep, AC/DC), а на басу – Крис Глен (Sensational Alex Harvey Band, MSG).

10). Scene of Crime (3:56) «Место преступления». И снова хит. Тут опять играет весь костяк группы без каких-либо «друзей» - Майкл Шенкер, Майкл Восс, Уэйн Финдли, Пит Уэй и Герман Раребелл.

11). Saturday Night (3:28) «Субботний вечер». Ну, нельзя так, чтобы весь альбом был в хитах. Песня довольно «проходная», но она все же хороша и без хитовости. И здесь который раз работает весь костяк группы без каких-либо «друзей» - Майкл Шенкер, Майкл Восс, Уэйн Финдли, Пит Уэй и Герман Раребелл.

12). Lover's Sinfony (4:16) «Симфония любовника». И снова хит, и снова шикарный. Поет Робин Маколи, и вокал его тут просто бесподобен. Следует напомнить, что в 80-х Шенкер вместе с этим типом создал проект «McAuley Schenker Group» и выпустил три студийных альбома, которые, впрочем, так отвратительно были записаны и представили такую заштампованную музыку, что я их как не переслушивал, так и не мог понять, зачем они вообще были записаны. Но когда Маколи повторно связался с Шенкером в XXI веке, то их вокально-гитарный дуэт переменился в противоположном направлении, и теперь, на мой взгляд, это один из лучших вокалистов, которые сегодня работают с Шенкером наряду с Гэри Барденом и Майклом Воссом. В данной композиции работает почти весь костяк, кроме вокалиста - Майкл Шенкер, Уэйн Финдли, Пит Уэй и Герман Раребелл.

13). Speed (4:11) «Скорость». Очередной шик и блеск. На барабанах – Крис Слэйд, на басу - Крис Глен. Остальные музыканты без изменений - Шенкер, Восс, Финдли.

14). How Long (5:50) «Как долго». Это другая версия трека №2, имеет подзаголовок «3 поколения гитарно-баттловой версии». Тут можно услышать соло-гитарный джем Шенкера с двумя его корешами-гитаристами - Майклом Эмоттом и Лесли Уэстом. Основная фонограмма, по-видимому, оригинальная, так как тут снова стучит Саймон Филипс и на басу лабает Нил Мюррей.

15). Remember (2:32) «Помни». Это бонус, появился только на японском издании, только непонятно почему только на японском – шикарный типа рок-н-ролл, стучит снова Кармин Эппайс, на басу – снова Эллиотт Дин Рубинсон.

Вот и закончился этот шикарный, трижды хитовый альбом неутомимого Майкла Шенкера. Но расстраиваться не стоит, потому что через год вышел следующий альбом группы – «Bridge the Gap», а в 2015-м – еще один – «Spirit on a Mission» и оба они не менее шикарные. Правда, костяк группы пришлось чуть изменить, и вместо Майкла Восса фронтменом стал Дуги Уайт, вместо прикольного пьяницы Пита Уэя бас-гитаристом стал еще один бывший участник Scorpions – Фрэнсис Бухгольц. Так, состав стабилизировался, и следующие два альбома были записаны без всяких приглашенных музыкантов.

Правда, этот проект просуществовал только до 2018 года, когда Шенкер создал новую группу - Michael Schenker Fest, записал с ней два еще более ударных альбома, а потом вернулся к формату своей родной Michael Schenker Group. Впрочем, музыканты во всех этих проектах менялись мало, их на всех последних альбомах вообще играло целое сонмище, менялись только названия проектов. Но это уже совсем другая история.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАЙКЛЕ ШЕНКЕРЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

MSG «Immortal», 2021 г. Майкл Шенкер показал былым звездам рока, как сегодня надо сочинять шикарную музыку

MSG «In the Midst of Beauty», 2008 г. ~ одно из самых эпохальных произведений Майкла Шенкера

«The Plot», 2003 г. - убойный панк-альбом Майкла Шенкера и его собутылльника по UFO Пита Уэя

UFO «Walk on Water», 1995 г. ~ самый крутой альбом группы, провалившийся во всех чартах

Альбом группы MSG «Assault Attack», 1982 г. – лучшее произведение Майкла Шенкера за всю его сольную карьеру