В период с 1 по 2 июня 2021 года в Кузбассе прошел Первый Всероссийский форум «Вектор детства», при инициативе уполномоченного при президенте по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой и поддержке Минпромторга России.
Цель мероприятия – поддержка инновационных социальных государственных и общественных проектов в сфере защиты семьи и детства. В Инициативе принимают участие проекты, реализуемые на территории Российской Федерации. «Вектор детства-2021» приурочен к объявленному в России Десятилетию детства.
Представитель НРООМСиСД "Вектор" выступил с докладом по теме Социализация или Интеграция детей инвалидов и с Ограниченными Возможностями Здоровья.
Спустя два года мы решили снова вернуться к проблеме социализации и (или) интеграции.
Проблема социализации и интеграции инвалидов остается актуальной по нескольким причинам. Например, не во всех регионах России оснащены предприятия и учреждения, чтобы обеспечить равные возможности для инвалидов. Есть проблемы с доступностью транспорта, общественных зданий, архитектурной доступности. Кроме того, в обществе все еще существуют стереотипы и предрассудки по отношению к людям с ограниченными возможностями, что может приводить к социальной изоляции инвалидов. Все это может создавать дополнительные трудности для инвалидов и затруднять их социальную адаптацию и включение в общество. Однако правительство и общественные организации продолжают работать над улучшением ситуации, чтобы обеспечить возможности и поддержку для инвалидов в России.
Социализация для инвалидов включает создание условий для общения, участия в социальной жизни, дружбы и любви. Инвалидам необходимо иметь возможность общаться с другими людьми и находиться в окружении людей, которые их поддерживают и понимают. Социальное взаимодействие помогает инвалидам чувствовать себя увереннее и поддерживает психологическое здоровье.
Интеграция в свою очередь, означает создание равных возможностей для всех людей, в том числе для инвалидов, чтобы они могли принимать участие во всех сферах жизни. Интеграция ставит целью открыть доступ к образованию, работе, спорту, культуре и другим областям для людей с инвалидностью. Это помогает инвалидам чувствовать себя полноправными гражданами общества и развивать свои способности.
Спорт - как средство интеграции и социализации.
Безусловно занятия спортом могут помочь в интеграции и социализации инвалидов. Спортивные мероприятия и клубы могут предоставлять инвалидам возможности для физической активности, социальных контактов, развития навыков, а также формирования чувства уверенности и самооценки. В России также существуют специальные паралимпийские команды, которые помогают инвалидам достигнуть высоких результатов в спорте. Кроме того, запуск инклюзивных спортивных программ, где все участники могут заниматься спортом вместе, вне зависимости от их инвалидности, также могут способствовать интеграции и социализации.
Так же занятия спортом для людей с Ограниченными Возможностями Здоровья могут помочь выходу из зоны КОМФОРТА.
При этом сама методика по выходу из зоны комфорта может быть очень полезной в процессе интеграции и социализации инвалидов. Этот метод заключается в том, чтобы постепенно выходить за пределы своей обычной зоны комфорта, чтобы расширить свой опыт и научиться преодолевать трудности.
Для инвалидов, такой методика может означать попытку участия в новых активностях, таких как спорт или культурные мероприятия, а также попытку установления новых социальных связей, например, посещение групп, которые независимо от инвалидности.
Подводя итог можно сказать, что учитывая не уклонный рост количества детей инвалидов и с Ограниченными Возможностями Здоровья необходим поиск методов включения данной категории людей в жизнь общества.
Для этого необходимо в первую очередь расширить права и возможности особенных детей. Потому что это имеет решающие значение для их успеха в школе и за ее пределами. Учителя и родители должны использовать определенные стратегии для эффективного обучения детей с особенностями здоровья.
Родители не должны терять надежду и должны изучить свои варианты, поскольку эффективные стратегии обучения могут помочь их детям добиться успеха в школе. В некоторых случаях сами родители потенциально могут быть эффективными учителями для своих детей. Поэтому важно найти правильного учителя, который понимает потребности ребенка и использует различные инструменты с правильным отношением.
Расширение прав и возможностей ОСОБЫХ детей может быть чрезвычайно позитивным и полезным для всех участников, особенно когда есть успешные примеры учеников с особенностями здоровья, преуспевающих в общеобразовательных школах.
Цель состоит в том, чтобы помочь этим детям завести друзей и преуспеть в школе, для чего могут потребоваться упражнения и стратегии для укрепления доверия и коммуникативных навыков.
Однако у Особых детей могут возникнуть проблемы с социальными навыками, такими как расшифровка выражений лица, установление зрительного контакта и отсутствие социальных сигналов, что может повлиять на их социальные взаимодействия.