Найти тему
KAPRAZ

Политэкономия-26. Записки дилетанта

ПОЛИТЭКОНОМИЯ И СИСТЕМНЫЕ КРИЗИСЫ

УРОКИ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА

УРОК ПЕРВЫЙ: ПРИМЕТЫ КРИЗИСА (Продолжение)

РАЗРЕШЕНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ КРИЗИСА

Казалось бы, очевидно, что разрешение кризиса зависит от того, по какой причине он возник – путём устранения этой причины. Вполне логично. Давайте посмотрим, как это происходит.

Кризис, возникший из-за форс-мажора, разрешается с завершением форс-мажора и устранением его последствий. Форс-мажор не зависит от воли людей, и потому приходится ожидать, когда он закончится. Последствия иногда можно начать устранять раньше, но обычно устранение стартует после окончания форс-мажора.

Если кризис возник из-за эпидемии, то придётся дождаться её окончания и снятия запрета на выезд из города. После этого нужно очистить улицы города от накопившегося навоза. Продать его не удастся, ибо он уже добротно перемешан с грязью и пылью. Значит, понадобится где-то его захоронить или складировать. Но как только это проделано, можно возвращаться к прежним правилам: собирать навоз с улиц города, грузить его на телеги, вывозить за город и продавать фермерам.

Так что кризис, возникший из-за форс-мажора, завершается восстановлением докризисного статус-кво.

Кризис, возникший из-за ошибочного решения, разрешается, когда устранена ошибка и её последствия. А это означает, что сначала нужно эту ошибку выявить, найти, и принять другое, противоположное решение.

Когда до владельцев компаний, убирающих навоз с улиц, дойдёт (или им кто-то со стороны укажет), что их бизнес застопорился из-за их собственной глупости, когда они найдут в себе мужество признать ошибку и договорятся вернуть цену к прежнему уровню, а потом сумеют убедить фермеров, что такие ошибки впредь не повторятся, им, как и в случае форс-мажора, понадобится сначала устранить последствия ошибочно принятого решения – убрать с улиц накопившийся навоз и захоронить. Эти расходы им придётся списать. По какой графе? Вряд ли они решатся в бухгалтерских документах указать: «Оплата нашей глупости». Ну да что-нибудь они придумают – им не впервой. Ну а когда последствия ошибочного решения ликвидированы, можно вернуться к привычной бизнес-модели: убирать, грузить, вывозить и продавать.

Как видим, и кризис, возникший из-за ошибочного решения, завершается возвращением к докризисному статус-кво.

Кризис, возникший из-за противоречия, разрешается, естественно, устранением противоречия. Все попытки компромиссных решений не позволяют разрешить кризис. Ведь именно о такой ситуации Эйнштейн говорил: «Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». Успешное решение находится не в кругу сущностей, создавших проблему, а в совершенно другом измерении.

Помните? В ответ на кризис лондонский Сити принял ряд мер, чтобы попытаться смягчить проблему. Город установил ряд правил, призванных контролировать количество навоза, производимого лошадьми, в том числе запрет на ночное содержание лошадей в центре города и требование, чтобы владельцы лошадей убирали за своими животными. Увы, побороть кризис этими мерами не удалось.

Решение стало возможным благодаря изобретательности изобретателей и предпринимателей, таких как Готлиб Даймлер и Генри Форд. А главное, Генри Форд сделал легковые автомобили доступными и более рентабельными, чем повозки, запряженные лошадьми.

Кризис, возникший из-за противоречия, завершается принципиальным изменением ситуации. Это – главное отличие кризиса, возникшего из-за противоречия, от других кризисов.

* * *

Итак, кризис форс-мажора и кризис ошибочного решения разрешаются с завершением вызвавших их причин и устранением их последствий. При этом обычно жизнь возвращается «на круги своя», к предкризисному статус-кво.

С другой стороны, кризис, вызванный противоречием (его мы будем называть системным или структурным кризисом) завершается устранением этого противоречия. При этом успешное решение находится не в кругу сущностей, создавших противоречие, а в совершенно другом измерении. О том, как найти это успешное решение, мы поговорим позже. Здесь пока важно отметить, что жизнь по завершению кризиса изменяется коренным образом. Не сразу, постепенно – но жизнь перестаёт быть такой, как до кризиса. Это главное отличие системного кризиса от других кризисов.