Общественные слушания о судьбе памятников культурного наследия надо проводить регулярно, а не от случая к случаю
В минувший понедельник у ворот сада имени Аксакова по улице Пушкина состоялся сход граждан, организованный администрацией Уфы и управлением по государственной охране объектов культурного наследия РБ. Поводом стали слухи о том, что ворота, построенные в 1955 году, дали крен и их лучше снести, воспользовавшись начавшимися работами по обновлению всего сада.
Как правило, подобные сходы под открытым небом проходят по схожему сценарию: активисты-общественники, влюбленные в родной город, в его старину, задают разговору с представителями власти эмоциональный тон, забрасывают вопросами, которые давно назрели и даже уже перезрели. Так происходило и сейчас. Когда в перепалке наметился спад температуры, стали формироваться идеи, к которым невольно прислушались обе стороны. Давно бы так. В конце концов здравый смысл — самый надежный фундамент при разрешении споров.
Теперь о сути. Ворота, которые стали предметом горячих дискуссий, отнесены к объектам культурного наследия, причем отдельно от самого сада. О том, что они незначительно просели, причем с уклоном, первым заговорил, как заметили организаторы, глава республики Радий Хабиров в ходе выездного совещания со строителями, занятыми реконструкцией сада.
Встал вопрос: как поступить с воротами? Снести и заново построить один-в-один? Реконструировать? Или реставрировать? В Уфе немало примеров, когда архитектурный оригинал заменяли блеклым новоделом. Взять хотя бы лестницу в холле театра оперы и балета, снесенную по велению первого партийного лица Башкирии в 80-х годах. Через годы возвели новую лестницу, но ее материал и формы уже не источали дух истории. Вот и сейчас активисты-общественники настаивали на одном — реставрации ворот.
Историк Павел Егоров заметил, что два-три процента высотных сооружений в мире имеют уклон. Та же Пизанская башня. Или Невьянская в Свердловской области. Теперь вот и ворота Аксаковского сада пополнили сей список, хотя им, с шестиметровым «ростом», далеко до статуса башни. «Со временем крен таких объектов становится изюминкой, достопримечательностью местности», — подчеркнул Егоров.
Как высказался депутат Уфимского горсовета Валериан Гагин, необходимо под аркой провести изыскания на предмет изучения грунтов, затем заказать проект реставрации ворот, чтобы закончить работы одновременно с реконструкцией сада. По мнению депутата, институт общественных слушаний надо расширить и проводить регулярно. Мнения должны быть разные, их надо анализировать.
И. о. начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Салават Кулбахтин после схода выразил сожаление, что диалоговая часть собрания, которая наметилась вначале, сошла на нет. Пошли негодования, недовольства. «Эмоции — это хорошо, общественники должны быть такими, — согласен Кулбахтин. — Но еще нужна юридическая грамотность, нельзя забывать о факторе безопасности для посетителей сада. Вначале надо провести геологические изыскания грунтов, по результатам разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.
Автор: Ринат Файзрахманов