"Следующая война в Европе будет между Россией и фашизмом, с той лишь разницей, что фашизм будут именовать демократией".
Фидель Кастро, 1992 год
В последнее время что-то часто стали цитировать это высказывание Фиделя. Трудно сказать, сам ли он пришел к такому выводу, или натолкнуло что-то его на эту формулировку, но есть еще два человека из враждебного лагеря, казалось бы, которые сказали аналогичное намного раньше него.
Они революционерами не были, просто писатели. И сформулировали эту мысль намного раньше 1992 года, один вообще умер в 1950 году, когда Фидель был в самом расцвете. Второй тоже долголетия Фиделя не выдержал, но он человек с юмором был, так что вряд ли бы расстроился.
Когда тебе 17 лет, и ты читаешь свежевыпущенную в свободной России книжку Оруэлла 1984, то думаешь: "Какой бред, такого не бывает! Если правда обозначена, её уже не уничтожишь, не запретишь, не перепишешь. Типа эту песню не задушишь не убьешь." Нда, поживи лет тридцать, и это уже реальность.
Кто не читал Оруэлла. Он британский писатель. Краткое содержание: один чел живет в Лондоне, он госслужащий, у него в квартире есть монитор, который за ним следит, выключить его нельзя. Напоминаю, Оруэлл умер в 1950 году. Работает чел в Министерстве Правды, в котором новости каждый день переделывают под текущий момент, меняя публикации в газетах: старые изымают и сжигают, новые пишут. Так каждый день. При этом есть такое объединение стран Океания, включающая в себя Британию, США, Австралию и Южную Америку. Они воюют то с Вестландией (Россией, которая в себя еще и всю Европу взяла), то с Остландией (Китай плюс Индия). Правды особо никто не знает, кто с кем воюет. Есть еще министерство Мира, которое этой войной занимается. Ничего не напоминает? Есть у нынешней Европы фонд Мира, который выделяет деньги на оружие Украине. Спойлерить не буду, вдруг кто-то захочет почитать, Книга о демократии очень показательная.
А второй писатель из Америки. Обожаемый мной Курт Воннегут. Правда, он из этнических немцев, но реальный американец. Он уже не стеснялся, без метафор прямо писал про демократию. Он фантаст необыкновенный, но и философ почему-то. Мне кажется, он и сам не знал, что он философ. Что думал, то и писал. С юмором своим чернушным, с размышлениями, с догадками. Дружил с нашей советской восхитительной переводчицей Ритой Райт-Ковалевой. И он очень не любил фашистов. Его Бойню номер пять, или крестовый поход детей нужно прочитать обязательно, как и 1984 Оруэлла.
Про Бойню отдельно хочу сказать, там не про демократию, а про обычную мировую войну, в которой некоторые люди немного равнее других (Тут уместно еще раз вспомнить Оруэлла "Скотный двор" - одни животные равнее других). Немцы к пленным американцам относились хорошо, за это американцы разбомбили кружевной совершенно мирный немецкий город Дрезден, сожгли дотла. Извинились? Ну примерно так же, как за Хиросиму и Нагасаки, то есть никак. Как говаривал главный герой Бойни Билли Пилигрим: Такие дела...
Но вернемся к демократии. Когда в юности Воннегута читала, то воспринимала, как фантастику - ну нереально это. Недавно решила перечитать. В одном из ранних романов Сирены Титана натыкаюсь на такое:
"В госпитале им пришлось объяснять Дядьку даже то, что у него под черепом вживлена антенна и что ему будет очень больно, если он сделает что-нибудь такое, чего хорошему солдату делать не положено. Антенна будет передавать ему и прочие команды, и дробь барабана, под которую ему надо маршировать.
Они объяснили Дядьку, что такая антенна вставлена не только у него, а у всех без исключения – в том числе и у врачей, и у медсестер, у всех военных, вплоть до полного генерала. Они сказали, что армия зиждется на полной демократии."
Год написания 1959.
И ещё один роман Воннегута хочу упомянуть. Мать-тьма в нашем переводе (Mother Night в оригинале). Сюжет трудно пересказать, надо читать. Там главный герой то ли бывший фашистский пропагандист, то ли двойной агент нашел прибежище в США, на него выходят подпольные фашисты, среди которых негр-фашист, который рассуждает:
— Цветные будут иметь свою собственную водородную бомбу. Они уже работают над ней. Японцы скоро сбросят ее. Остальные цветные народы окажут им честь сбросить ее первыми.
— И на кого же они собираются сбросить ее? — спросил я.
— Скорее всего, на Китай, — сказал он.
— На другой цветной народ? — сказал я. Он посмотрел на меня с сожалением.
— Кто сказал вам, что китайцы цветные? — спросил он.(с)
Роман написан в 1961 году.
Ну что тут комментировать? Такая вот у нас на Земле демократия, как говаривал Билли Пилигрим...