Словосочетание «теплый ламповый звук» давно стало мемом.
Большинство людей воспринимает набор слов «теплый ламповый звук» в саркастическом значении.
А часть с уважением, доходящим порой до уровня религиозности. Вплоть до аргумента, — «у транзисторных усилителей нет души». Возразить на это нечем, — транзисторы и впрямь неодушевлённые.
Обратимся к истории вопроса.
Народ нуждался в большей громкости звучания. С целью проведения дискотек, рок-концертов, джаз сейшенов и рейв-пати.
Электроника того времени была не особо совершенной. Жизнь была тяжелой, и всем приходилось слушать «теплый ламповый звук», так как другого не было.
С появлением транзисторов, они очень быстро заняли тоталитарно доминирующее положение. Доля продаваемых сейчас ламповых усилителей точно меньше 1%. Скорее всего она ниже 0.1%.
Одним из важнейших качеств ламповых усилителей является их эстетика. Они красивые, блестящие и в темноте светятся. Вопрос о красоте ламп весьма спорный, но такое мнение существует.
Массово делают даже теплые ламповые часы. И явно не для того, что бы они точнее показывали время.
Следует отметить, что лампы, и изделия с ними, не особо дорого стоят, как некоторые думают. Еще 100 лет назад они были доступны жителям, даже не особо богатых стран.
Финансовых ограничений для того, что бы сегодня покупать и слушать ламповые усилители точно нет. Возможно и вам уже пора приобщится к волшебному миру теплого лампового звука?
оригинал статьи на audioart.ru
Методологически неверно сравнивать транзисторные и ламповые усилители между собой, на предмет, что лучше.
Это различные устройства. Как нельзя определить и постановить, что лучше, бас-гитара или контрабас.
У ламповых усилителей всегда на выходе стоит трансформатор, что дает два результата. Трансформатор является фильтром, отрезающим все ВЧ шлейфы выше слышимого человеком диапазона, отчасти подрезая и то, что человек может слышать. Но фильтр высоких частот стоит и в цифровых усилителях класса D.
Ничто не мешает ставить подобные фильтры в любые транзисторные усилители. Можно даже трансформатор от лампового поставить….. что уже многократно пробовали делать. Но трансформатор только вносит в сигнал специфические искажения, слушать которые нет желающих.
Более важно, — особенностью трансформаторного выхода в том, что он делает выходное сопротивление лампового усилителя около 2 Ом.
В транзисторных же усилителях выходной сопротивление почти нулевое. Некоторые производители даже гордятся минимальным нулевым сопротивлением своих усилителей. Чем оно меньше, тем по их мнению лучше (коэффициент демпфирования — отношение сопротивления АС к выходному сопротивлению усилителя).
Казалось бы, какая разница, какое у усилителя выходное сопротивление. А вот нет. Любой желающий может самостоятельно проделать эксперимент, подключив последовательно к проводам своих АС резисторы 2 Ом.
Для наглядности результата слушать желательно в стерео. Если нет именно 2 ома, можно использовать кратно большие резисторы, 20-50 Ом эффект будет еще большим (резистор будет сильно нагреваться!). Громкость звука с резисторами разумеется будет меньшей.
Разницу в характере звучания услышат даже многие инвалиды по слуху. Усилитель частично перейдет в режим ИТУН (источника тока, управляемый напряжением). Об ИТУНе написано громадное количество статей, существуют множество тем на форумах с дискуссиями в сотни страниц.
Звучание ИТУН усилителей, при первом знакомстве, вызывает у слушателей массу эмоций.
Совсем кратко. Режим ИТУН (большое или бесконечное выходное сопротивление усилителя) имеет множество нерешаемых технических проблем, не позволяющих производить и продавать ИТУН усилители, как универсальный товар для потребителей.
Но при этом, в узком диапазоне задач и жанров, ИТУН усилители позволяют получать невероятные качественные результаты. Искажения звучания динамиков в ИТУНе реально снижаются на порядки. И это именно то, что все сразу слышат, и чему сильно поражаются.
оригинал статьи на audioart.ru
Повторюсь, ИТУН создает массу нерешаемых инженерных проблем. Но можно использовать ИТУН в очень ограниченных количествах, что и делают все повсеместно. Но не в усилительном тракте, а посредством добавления последовательных сопротивлений к динамикам в самих АС.
Резисторы помеченные красным формально предназначены для согласования динамиков по громкости. Громкость действительно снижается. Но зачем снижать громкость сразу ВСЕХ динамиков?
Возможно кто-то из разработчиков знает, а кто то ставит эти резисторы нативно, (так деды всегда делали)….. Это перевод динамиков в частичный ИТУН. Характер звучания динамиков от этого существенно меняется.
оригинал статьи на audioart.ru
Ламповые усилители по умолчанию работают в частичном ИТУНе.
Как следствие, совсем немного сдвигаются настройки фильтров и динамиков АС. Не критично. В большей степени влияние выражается в жанровой ограниченности.
Слушать желательно, что то типа струнных и вокализмов. Искусственно изобретенных жанров типа аудиофильского джаза. Разного звяканья-бульканья и перкуссионного постукивания, так популярных в среде истинных аудиофилов.
Насыщенная инструментами, особенно электронными, плотная динамичная современная музыка для ламповых усилителей обычно является проблемой. В самом лучшем случаи такая музыка не сильная сторона ламповых усилителей. Это и есть основная причина по которой ламповые усилители год от года сдавали свою долю.
Для ламповых усилителей лучше использовать динамики с очень высокой чувствительностью. Желательно если АС будет широкополосной. Или многополосной, но полосы, которой выделяются не жестко, а совсем немного.
Очень распространено, когда к широкополосному не фильтрованному динамику через один конденсатор добавляют твитер. Подробнее о типах сведения можно почитать здесь.
Ламповые усилители насыщают музыкальный сигнал четными гармониками и дают легкую компрессию.
Четные гармоники звучат в унисон, тем самым добавляя в некоторую музыку «красивость».
Внимание! При сравнении графиков учитывайте масштаб. У ламповых усилителей гармоники имеют значение единиц процентов. У транзисторных 0.00…%.
Насыщение четными гармониками, — одна из основных причин по которой вокал и гитару записывают при помощи ламповых предусилителей. Это делается не для повышения качества записи, а для внесения дополнительной обработки (как записывают музыку. Ликбез для аудиофилов).
В студиях эффекты применяют к единичным инструментам, по отдельности, в выверенной для них дозировке. Ламповый усилитель кладет эффект сразу на всю фонограмму без разбору, и регуляторов «теплоты» и «ламповости» у них нет.
Многим жанрам и инструментам такая обработка не нужна. Так ударной установке (барабаны не играют по нотам), унисонные гармоники создают только шлейф мусора. А синтезаторным звукам, на которых и делается весь основной поток современной музыки, унисонные гармоники в лучшем случаи не нужны. Синтезаторные партии и сами по себе запредельно насыщены всеми видами «красивостей».
Ламповые усилители добавляют «красивости» в ряд жанровых фонограмм, особенно в струнные и вокал.
Дают небольшую компрессию, что для ретро музыки из прошлого века очень хорошо. Эти фонограммы и писались с учетом, что их будет слушать в тракте с компрессией (на ламповых усилителях) и на динамиках с высокой чувствительностью.
Адепты лампового звука не любят ламповые усилители с минимальными искажения, они, по их мнению, звучат «холодно», «жёстко». Что позволяет делать вывод, что специфическое окрашивание звука создаваемое ламповыми усилителями и является для них основной ценностью.
Если описанное выше вас не пугает, рассмотрим, какие сейчас существуют варианты покупки ламповых усилителей.
Ламповые усилители в РФ
В российской рознице ламповые усилители начинаются приблизительно от 50000 руб. Более дешевые позиции продавцы не возят. Они работают только с большой наценкой. Обычно вся аудиотехника продается по специальным для России ценам.
Он же в Китае
Он же в Китае
Если вам кажется, что наценка +44 000 руб. это много, то вам это только кажется. Дороже всего на 50%. Бывает сильно хуже. Например, цена на Амазоне и в российской рознице:
Продавцы дружно договариваются об единой цене, и продают в два раза дороже.
Если вас не пугают специальные цены для РФ, то никаких проблем с покупкой у вас не будет.За исключением того, что ассортимент усилителей в российской рознице будет приблизительно в 30 раз меньший.
Ламповые усилители вне РФ.
На Амазоне, Ебаи и тп. площадках вы ничего сейчас не купите. А если будет совершать покупки «хитрыми, окольными» методиками, то существует большой риск, что деньги вы потратите, а к вам ничего не приедет.
Разумнее всего обращаться непосредственно к производителю, а именно в Китай. Их торговые площадки работают огромными объемами. Так в пике, Алиэкспресс отправляет 1млн заказов в день. Зарабатывают они на объеме, а не огромной наценке.
Условно все усилители можно поделить на три группы.
Псевдо ламповые усилители.
Бывает и часто, что лампы вставляют в усилители исключительно для внешнего вида. Лампа может светиться и излучать тепло, но в звуковой тракт она может даже не включается.
Бывает, что лампа стоит в самом начале тракта усилителя. То есть, сигнал через нее проходит и очень небольшой специфический набор набор ламповых эффектов она дает.
В практическом плане это полностью бестолковое устройство в плане звука. Характерного лампового звучания они не дают. Хотя если вам нравится именно дизайн, покупать такое можно.
Продолжение - оригинал статьи на audioart.ru