Найти тему
AudioArt.ru

Ламповые усилители. Их еще покупают?

Оглавление

Словосочетание «теплый ламповый  звук» давно стало мемом.

Большинство людей воспринимает набор слов «теплый ламповый  звук» в саркастическом значении.

А часть с уважением, доходящим порой до уровня религиозности. Вплоть до аргумента, — «у транзисторных усилителей нет души». Возразить на это нечем, — транзисторы и впрямь неодушевлённые.

Обратимся к истории вопроса.

Народ нуждался в большей громкости звучания. С целью проведения дискотек, рок-концертов, джаз сейшенов и рейв-пати.

Электроника того времени была не особо совершенной. Жизнь была тяжелой, и всем приходилось слушать «теплый ламповый  звук», так как другого не было.

С появлением транзисторов, они очень быстро заняли тоталитарно доминирующее положение. Доля продаваемых сейчас ламповых усилителей точно меньше 1%.  Скорее всего она ниже 0.1%.

Одним из важнейших качеств ламповых усилителей является их эстетика. Они красивые, блестящие и в темноте светятся. Вопрос о красоте ламп весьма спорный, но такое мнение существует.

Массово делают даже теплые ламповые часы. И явно не для того, что бы они точнее показывали время.

-2
-3
Следует отметить, что лампы, и изделия с ними, не особо дорого стоят, как некоторые думают. Еще 100 лет назад они были доступны жителям, даже не особо богатых стран.
Аудіофилы слушаютъ ламповый звукъ. Лѣто 1924
Аудіофилы слушаютъ ламповый звукъ. Лѣто 1924

Финансовых ограничений для того, что бы сегодня покупать и слушать ламповые усилители точно нет. Возможно и вам уже пора приобщится к волшебному миру теплого лампового звука?

оригинал статьи на audioart.ru

Ригонда 102, теплая и ламповая.
Ригонда 102, теплая и ламповая.
Ригонда 102, ламповый звук, вид внутри.
Ригонда 102, ламповый звук, вид внутри.
Методологически неверно сравнивать транзисторные и ламповые усилители между собой, на предмет, что лучше.

Это различные устройства. Как нельзя определить и постановить, что лучше,  бас-гитара или контрабас.

У ламповых усилителей  всегда на выходе стоит трансформатор, что дает два результата. Трансформатор является фильтром, отрезающим все ВЧ шлейфы выше слышимого человеком диапазона, отчасти подрезая и то, что человек может слышать. Но фильтр высоких частот стоит и в цифровых усилителях класса D.

Ничто не мешает ставить подобные фильтры в любые транзисторные усилители. Можно даже трансформатор от лампового поставить…..  что уже многократно пробовали делать. Но трансформатор только вносит в сигнал специфические искажения, слушать которые нет желающих.

Более важно, — особенностью трансформаторного выхода в том, что он делает выходное сопротивление лампового усилителя около 2 Ом.

В транзисторных же усилителях выходной сопротивление почти нулевое. Некоторые производители даже гордятся минимальным нулевым сопротивлением своих усилителей. Чем оно меньше, тем по их мнению лучше (коэффициент демпфирования — отношение сопротивления АС к выходному сопротивлению усилителя).

Казалось бы, какая разница, какое у усилителя выходное сопротивление. А вот нет. Любой желающий может самостоятельно проделать эксперимент, подключив последовательно к проводам своих АС резисторы 2 Ом.

Для наглядности результата слушать желательно в стерео. Если нет именно 2 ома, можно использовать кратно большие резисторы, 20-50 Ом эффект будет еще большим (резистор будет сильно нагреваться!). Громкость звука с резисторами разумеется будет меньшей.

Разницу в характере звучания услышат даже многие инвалиды по слуху. Усилитель частично перейдет в режим ИТУН (источника тока, управляемый напряжением). Об ИТУНе написано громадное количество статей, существуют множество тем на форумах с дискуссиями в сотни страниц.

Звучание ИТУН усилителей, при первом знакомстве, вызывает у слушателей массу эмоций.

Совсем кратко. Режим ИТУН (большое или бесконечное выходное сопротивление усилителя) имеет множество нерешаемых технических проблем, не позволяющих производить и продавать ИТУН  усилители, как универсальный товар для потребителей.

Но при этом, в узком диапазоне задач и жанров, ИТУН усилители позволяют получать невероятные качественные результаты. Искажения звучания динамиков в ИТУНе реально снижаются на порядки. И это именно то, что все сразу слышат, и чему сильно поражаются.

оригинал статьи на audioart.ru

Повторюсь, ИТУН создает массу нерешаемых инженерных проблем. Но можно использовать ИТУН в очень ограниченных количествах, что и делают все повсеместно. Но не в усилительном тракте, а посредством добавления последовательных сопротивлений к динамикам в самих АС.

Схема типичной трехполосной АС
Схема типичной трехполосной АС

Резисторы помеченные красным формально предназначены для согласования динамиков по громкости. Громкость действительно снижается. Но зачем снижать громкость сразу ВСЕХ динамиков?

Возможно кто-то из разработчиков знает, а кто то ставит эти резисторы нативно, (так деды всегда делали)…..  Это перевод динамиков в частичный ИТУН. Характер звучания динамиков от этого существенно меняется.

оригинал статьи на audioart.ru

Ламповые усилители по умолчанию работают в частичном ИТУНе.

Как следствие, совсем немного сдвигаются настройки фильтров и динамиков АС. Не критично. В большей степени влияние выражается в жанровой ограниченности.

Слушать желательно, что то типа струнных и вокализмов. Искусственно изобретенных жанров типа аудиофильского джаза. Разного звяканья-бульканья и перкуссионного постукивания, так популярных в среде истинных аудиофилов.

Насыщенная инструментами, особенно электронными, плотная динамичная современная музыка для ламповых усилителей обычно является проблемой. В самом лучшем случаи такая музыка не сильная сторона ламповых усилителей. Это и есть основная причина по которой ламповые усилители год от года сдавали свою долю.

Для ламповых усилителей лучше использовать динамики с очень высокой чувствительностью. Желательно если АС будет широкополосной. Или многополосной, но полосы, которой выделяются не жестко, а совсем немного.

Очень распространено, когда к широкополосному не фильтрованному динамику через один конденсатор добавляют твитер. Подробнее о типах сведения можно почитать здесь.

Ламповые усилители насыщают музыкальный сигнал четными гармониками и дают легкую компрессию.

Четные гармоники звучат в унисон, тем самым добавляя в некоторую музыку «красивость».

Гармоники усилителей. Слева лампа, справа транзисторный усилитель.
Гармоники усилителей. Слева лампа, справа транзисторный усилитель.

Внимание! При сравнении графиков учитывайте масштаб. У ламповых усилителей гармоники имеют значение единиц процентов. У транзисторных 0.00…%.

Насыщение четными гармониками, — одна из основных причин по которой вокал и гитару записывают при помощи ламповых предусилителей. Это делается не для повышения качества записи, а для внесения дополнительной обработки (как записывают музыку. Ликбез для аудиофилов).

В студиях эффекты применяют к единичным инструментам, по отдельности, в выверенной для них дозировке. Ламповый усилитель кладет эффект сразу на всю фонограмму без разбору, и регуляторов «теплоты» и «ламповости» у них нет.

Многим жанрам и инструментам такая обработка не нужна. Так ударной установке (барабаны не играют по нотам), унисонные гармоники создают только шлейф мусора. А синтезаторным звукам, на которых и делается весь основной поток современной музыки, унисонные гармоники в лучшем случаи не нужны. Синтезаторные партии и сами по себе запредельно насыщены всеми видами «красивостей».

Ламповые усилители добавляют «красивости» в ряд жанровых фонограмм, особенно в струнные и вокал.

Дают небольшую компрессию, что для ретро музыки из прошлого века очень хорошо. Эти фонограммы и писались с учетом, что их будет слушать в тракте с компрессией (на ламповых усилителях) и на динамиках с высокой чувствительностью.

Адепты лампового звука не любят ламповые усилители с минимальными искажения, они, по их мнению, звучат «холодно», «жёстко». Что позволяет делать вывод, что специфическое окрашивание звука создаваемое ламповыми усилителями и является для них основной ценностью.

Если описанное выше вас не пугает, рассмотрим, какие сейчас существуют варианты покупки ламповых усилителей.

Ламповые усилители в РФ

В российской рознице ламповые усилители начинаются приблизительно от 50000 руб. Более дешевые позиции продавцы не возят. Они работают только с большой наценкой. Обычно вся аудиотехника продается по специальным для России ценам.

Он же в Китае

Ссылка
Ссылка
-11

Он же в Китае

Ссылка
Ссылка

Если вам кажется, что наценка +44 000 руб. это много, то вам это только кажется. Дороже всего на 50%. Бывает сильно хуже. Например, цена на Амазоне и в российской рознице:

-13
Продавцы дружно договариваются об единой цене, и продают в два раза дороже.
-14
Если вас не пугают специальные цены для РФ, то никаких проблем с покупкой у вас не будет.За исключением того, что ассортимент усилителей в российской рознице будет приблизительно в 30 раз меньший.

Ламповые усилители вне РФ.

На Амазоне, Ебаи и тп. площадках вы ничего сейчас не купите. А если будет совершать покупки «хитрыми, окольными» методиками, то существует большой риск, что деньги вы потратите, а к вам ничего не приедет.

Разумнее всего обращаться непосредственно к производителю, а именно в Китай. Их торговые площадки работают огромными объемами. Так в пике, Алиэкспресс отправляет 1млн заказов в день.  Зарабатывают они на объеме, а не огромной наценке.

Условно все усилители можно поделить на три группы.

Псевдо ламповые усилители.

Бывает и часто, что лампы вставляют в усилители исключительно для внешнего вида. Лампа может светиться и излучать тепло, но в звуковой тракт она может даже не включается.

Бывает, что лампа стоит в самом начале тракта усилителя. То есть, сигнал через нее проходит и очень небольшой специфический набор набор ламповых эффектов она дает.

В практическом плане это полностью бестолковое устройство в плане звука. Характерного лампового звучания они не дают.  Хотя если вам нравится именно дизайн, покупать такое можно.

Продолжение - оригинал статьи на audioart.ru