Маша растет не по дням, а по часам. У нее нет проблем с коммуникацией среди членов семьи. Говорит она пока по-своему и все домашние ее давно научились понимать. Но скоро предстоит идти в садик, а там (ну вдруг!) публика не настолько осведомленная.
Поэтому мы всем коллективом решили дать ребенку образование. Дети активно включились в процесс под кодовым названием “Поможем Маше заговорить”. Теперь каждый день по 20 раз можно услышать из самых неожиданных мест: “Маша, скажи ми-ша”, “Маша, а кто это там? Са-ша” и т.п. Но это так, мелочи.
Я пошуршала по психологическим и логопедическим сайтам и поняла, что игры - это самое верное решение. В процессе игры, желательно подвижной и приносящей радость, у ребенка зашкаливает эмоционалка, и звуки, слоги, слова просто фонтанируют. Именно в такие моменты начинает формироваться лексическая база малыша.
Поэтому мы планомерно внедряем игры старые бородатые и новые, которые мы подсмотрели у кого-то, и они нам понравились. Причем стараемся играть в них каждый день.
1.“Шел Ивашка за водою”
Игра-пестушка из моего детства. Конечно, я об этом забыла напрочь. Но когда прочитала ее текст в мамском чате, я явственно вспомнила, что мама со мной в нее играла. Даже не знаю, сколько лет мне тогда было.
Игра эта непростая, лечебная. Она задействует “легочный меридиан” и способствует профилактике простудных заболеваний. Описание можно легко найти в интернете, но кратко опишу.
Малыша берут за руку и начинают рассказывать, массируя большой палец (как будто обходя вокруг него).
“Шел Ивашка за водою, встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы”. И дальше друг за другом мягко прожимаются точки:
- пульс на запястье (“В этом вода холодная”);
- внутренняя поверхность локтевого сгиба (“В этом вода теплая”);
- плечевой сустав (“В этом вода горячая”);
- а потом ныряем подмышку и щекочем ребенка (“А в этом кипяток-кипяток”).
Машка обычно хохочет-заливается при последнем действии, а мне того и надо, ведь помимо позитивных эмоций, это хорошее дыхательное упражнение.
2.Игра "Волшебная песенка"
Эта игра придумалась как-то непроизвольно. У нас в семье поют все - и взрослые, и дети, и Маша не исключение. Понятно, что с текстом у нее пока не клеится, а вот мелодию она пропевает очень старательно на "ля-ля-ля".
В один прекрасный момент я стала говорить ей: "Маша, "ля-ля" мы спели, теперь давай "та-та". Она с удовольствием включается, используя уже привычные звуки. Потом мы стали добавлять неизвестные, невыговариваемые или плохо выговариваемые слоги: бо-бо, гу-гу, ши-ши… Получаются пока не все, но процесс идет в гору.
3.“Догонялки-щекоталки”
Игра простая, как прическа Федора Бондарчука, и восторг вызывает абсолютно у каждого индивида младше 10 лет. Правила такие: кричишь “Ух догоню, ух защекочу-ууу!”, бежишь за карапузом, догоняешь и щекочешь.
Потом можно поменяться местами, если ребенок не против. Как правило, ребенок счастлив бегать за кем угодно и от кого угодно. А если детей много, игра становится вполне себе масштабным шоу. Тут главное не превратить игру в вакханалию, чтобы они не травмировали друг друга.
Для разнообразия можно добавить условие: бегаем, как лисички, прыгаем, как зайчики, топаем, как мишка…
4. “Сосиска в лаваше”
Я эту игру нашла среди логопедических, но оказалось, что мы в нее уже давно играем. Происходит это обычно по утрам, когда я заправляю постель и никуда не спешу (это важное условие, потому что иначе нужного настроения не будет, а следовательно и “лечебного” эффекта от игры).
Машка любит забраться на кровать и активно мешать мне заниматься процессом приборки. Она ложится на одеяло, которое я хотела свернуть и убрать в шкаф, а я начинаю ее заворачивать в это одеяло, как шаурму и приговариваю:”Сейчас съем сосиску. Ням-ням, вкусная сосиска”. Пока ребенок лежит в коконе, можно похлопать его по бокам, пощекотать, поворошить волосы и т.п.
Маруся, конечно, смеется, аж до икоты, а после этого пытается выбраться без посторонней помощи на свет божий. Я даже не представляла, насколько разговорчив мой ребенок, пока не стала играть в “Сосиску”.
5.“В ямку бух”
Если не хочется чересчур активных игр, можно просто посадить малыша на колени и прочитать стишок, известный, наверное, всем. Подкидывая ребенка коленями, произносим: “Поехали, поехали за грибами, за орехами! (ровно), “По кочкам, по кочкам!” (здесь нужно активнее “подкидывать” его ). В ямку - бух! Раздавили 40 мух” (и ребенок проваливается между коленок).
Мне полюбилась и запомнилась именно эта интерпретация, и я с удовольствием ее использую.
К этому добавляю еще:
- “Сороку белобоку”, которая пошла у Маши совсем недавно (еще полгода назад она выдергивала руку при первых словах и убегала);
- “Мальчик-пальчик, где ты был?” - массаж пальчиков и стимулирование мозговых центров;
- и сказки Чуковского, достойные отдельного хвалебного поста за огромное количество “логопедических шедевров”.
Звезд мы пока не хватаем, но за полгода есть серьезные подвижки в речи, лексикон значительно расширился. Появились новые звуки. Маша старается выговаривать “з”, “ш”, “х”, более чисто произносит “у”, “о”, “ы” (до этого у нее преобладали плавающие звуки, что-то между “у” и “о”, например).
На самом деле Маша - случай уникальный. До сих пор в нашей семье никто из детей так не говорил, не был на такой промежуточной стадии становления речи, когда используется небогатый набор слов, и даже не слов, а Машкиных обозначений чего-либо (машина - “би-би”, собака - “ава”, кошка - “мяу”, стукнулась - “ай”, спать - “хррр”), но предложения выстраиваются логично и понятно. И я твердо знаю, что у нас все будет хорошо. Продолжаем работать!
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Если есть, что добавить к сказанному, пишите в комментарии.
Вот еще статья про Машин словарный запас: