Найти тему

Снесла мне крышу кислота – как в советском кино рождались шедевры жанра сюр

Самым кислотным телепродуктом в СССР я всегда считал фильм "Волшебный фонарь" Евгения Гинзбурга, который мне очень нравится. Кажется, что нормальному человеку такого никогда не придумать. Иногда кислота пробивалась и в другие советские кинофильмы, несмотря на строгие худсоветы, и вот пятерка шедевров жанра сюр.

Александр Потапов в фильме "Заячий заповедник", 1973
Александр Потапов в фильме "Заячий заповедник", 1973

Заячий заповедник, 1973
Это фильм
Николая Рашеева, снявшего годом ранее один из популярнейших фильмов про Гражданскую войну "Бумбараш" с Валерием Золотухиным в главной роли. В некоем "заячьем заповеднике" истреблены все зайцы. Руководство решает срочно переквалифицировать объект, чтобы его не закрыли и всех местных тунеядцев не разогнали. Как раз в этот момент на территории заповедника обнаруживается источник минеральной воды, и возникает план начать производство минералки с установкой линии по разливу ее в бутылки прямо на траве. Фильм наполнен песнями на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича. Та же команда авторов создавала отличные песни и для "Бумбараша".

Ирина Соколова и Евгений Лебедев в фильме "Заячий заповедник", 1973
Ирина Соколова и Евгений Лебедев в фильме "Заячий заповедник", 1973

Но в итоге получился фильм, который наряду с картиной "Скворец и Лира" Григория Александрова считается худшим в истории советского кинематографа и уже только этим интересен. Такого горячечного бреда действительно не встретишь больше нигде. Картина доступна для просмотра (в отличии от канувшего в небытие украинского же "Докера"), и у каждого из нас есть шанс посмотреть на танцующий, поющий и кривляющийся актерский ансамбль из отличных исполнителей - Евгения Лебедева, Александра Калягина, Льва Дурова, Александра Хочинского, Владимира Рецептера. Студия им. Довженко славилась производством скучнейших фильмов, но здесь она саму себя превзошла. Однако этот фильм можно посмотреть и даже пересмотреть, ибо он относится к категории "настолько плохо, что даже хорошо", как, к примеру, лента "Комната" американского режиссера Томми Вайсо, где все безобразно и все невпопад, но оторваться нельзя.

Олег Видов в фильме "Стоянка поезда - две минуты", 1972
Олег Видов в фильме "Стоянка поезда - две минуты", 1972

Стоянка поезда - две минуты, 1972
Первый фильм великого кудесника театра и кино
Марка Захарова, что настраивает на определенные ожидания. Увы, они не оправдаются. Во время просмотра возникает ощущение, что будущий главный режиссер Ленкома, создатель "Обыкновенного чуда" и "Формулы любви" явно пребывал не в лучшей форме. Итак, молодой врач-невропатолог (Олег Видов) хочет уехать из маленького городка, где у него нет пациентов, в Москву к своей невесте-певице (Алла Будницкая). Но местный балалаечник-волшебник (Юрий Белов) вместе с горожанами планирует задержать врача всеми правдами и неправдами. В конце концов, происходит даже нападение на поезд, где едет та самая певица, чтобы отцепить ее вагон и прикатить в городок. И похищенная начинает петь где-то на рельсах перед восторженной публикой.

Кадр из фильма "Стоянка поезда - две минуты", 1972
Кадр из фильма "Стоянка поезда - две минуты", 1972

Впрочем, в этом кошмаре поют все – и девушки на почте, и пациенты в поликлинике во главе с главврачом, и русалки (!) в местном болоте, и прочие не самые адекватные персонажи. И не только поют, но еще и крайне похабно танцуют. Среди артистов мелькают знакомые лица (Виктор Сергачев, Людмила Иванова, Борис Сичкин, Владимир Грамматиков, Юрий Саранцев), но их участие ленту не спасает, а делает еще более некомфортной для просмотра. Уровень эксцентрики здесь намного выше планки здравого смысла. А ведь через несколько лет Захаров снимет "12 стульев" также с массой песен и танцев. Но как будто это делал другой режиссер...

Михаил Яншин в фильме "Внимание! В городе волшебник", 1963
Михаил Яншин в фильме "Внимание! В городе волшебник", 1963

Внимание! В городе волшебник, 1963
Сочетание анимации и игрового кино задолго до "Кролика Роджера" и "Марии, Мирабелы". Начитавшись книжки про сказочный город, мальчик погружается в философские размышления о том, что случится с людьми, если они будут думать только о себе. Но его размышления больше напоминают вызванную грибами галлюцинацию. Рождается фантазия города, которым правит волшебник, помогающий хорошим людям и превращающий в куклы людей плохих. Именно куклы идут на поиски лекарства "кукарекун", способного помочь больной девочке Тате.

Владимир Поночевный в фильме "Внимание! В городе волшебник", 1963
Владимир Поночевный в фильме "Внимание! В городе волшебник", 1963

Как и в случае со "Стоянкой поезда", поражаешься тому, что это снимал режиссер Владимир Бычков. Ведь его следующим фильмом будет прекрасная сказка "Город мастеров", а еще он выпустит на экраны "Достояние республики" и "Русалочку". Однако перед нами настоящий тяжелый сюр или трэш - попытка экранизировать больные фантазии, наспех слепленные, причем корявые, нелепые и даже жутковатые. Неловко за хороших актеров (один из которых – корифей МХАТа Михаил Яншин), равно как и за детей. Подобного же уровня кислотности режиссер Бычков, впрочем, сумеет достичь в последнем своем фильме - "Полет в страну чудовищ" 1986 года.

Вадим Андреев в фильме "Баламут", 1978
Вадим Андреев в фильме "Баламут", 1978

Баламут, 1978
Создатель одного из самых знаменитых советских фильмов "Офицеры" режиссер
Владимир Роговой снял ленту о деревенском парне Пете Горохове (Вадим Андреев), который несмотря на отсутствие знаний поступил в московский экономический вуз, влюбился в иностранную студентку из Кубы и за свой упрямый характер получил прозвище Баламут. Сценарий написан Сергеем Бодровым-старшим. У картины достаточно большая армия поклонников, что, признаться, меня очень удивляет. Роговой решил сделать полуэксцентрический фильм, где действия героев временами гиперболизированы. Для того, чтобы это вышло удачно, следует немало потрудиться. К примеру, "Эта веселая планета" также заполнена гротеском, но фильм сделан в жанре веселой новогодней комедии, а "Баламут" местами воспринимается, как кино серьезное. Представьте себе, что в середине фильма "Петровка, 38" герои Юматова и Ланового прямо в кабинете вдруг начинают петь и плясать вместе с уголовниками, после чего продолжается обычный допрос.

Кадр из фильма "Баламут", 1978
Кадр из фильма "Баламут", 1978

В итоге перед нами не живые нормальные люди, решившие запеть (как, к примеру, в "Чародеях"), а какие-то персонажи самодеятельности, устраивающие парад несмешных шуток и гэгов времен "немого" кино с непременной и изрядной дозой кривляний. Вновь песни и пляски невпопад, всеобщая атмосфера "кислотности", иногда исчезающая и снова возникающая. Когда по ходу фильма думаешь, что вот здесь его создателей "отпустило", а тут их снова "накрыло". В отличии от трех фильмов выше, "Баламут" в свое время пользовался популярностью (39,9 млн зрителей в прокате), да и сейчас его активно и с удовольствием обсуждают в интернете. Значит, многим зашло.

Эрнст Романов и Альгимантас Масюлис в фильме "Голубой карбункул", 1979
Эрнст Романов и Альгимантас Масюлис в фильме "Голубой карбункул", 1979

Голубой карбункул, 1979
Выпущенный в один год с первыми двумя частями культового сериала
Игоря Масленникова, этот фильм о приключениях Шерлока Холмса редко повторялся по ТВ и прошел почти незамеченным. Лента Николая Лукьянова - вольная экранизация одноименного рассказа Артура Конана Дойла о похищении драгоценного камня и об оправдании ошибочно обвиненного в этом. Конечно, Холмс и Ватсон блестяще распутают это таинственное дело. Музыку к фильму написал тот же самый Владимир Дашкевич, что работал и с Масленниковым, так что вроде бы все должно быть на уровне.

Борис Галкин в фильме "Голубой карбункул", 1979
Борис Галкин в фильме "Голубой карбункул", 1979

Но создатели решили, что зрителям будет скучно смотреть обычный детектив, а посему сняли музыкальный фильм, где все подряд поют и танцуют. Включая Холмса и Ватсона. Кстати, первого играет Альгимантас Масюлис, прославившийся по ролям разного рода немецко-фашистских негодяев, а второго - Эрнст Романов, также обладающий выраженным отрицательным обаянием. Фильм смотрится тяжело и навевает невеселые мысли о том, что советское кино вообще не умело делать такого рода ленты, добиваясь органичного вплетения в сюжет песен. Но достаточно пересмотреть "Мой нежно любимый детектив" Алексея Симонова на ту же самую тему Холмса и викторианской Англии, чтобы понять - умело очень даже очень неплохо. Просто иногда получалась кислота.

Друзья, а какой советский фильм кажется вам наиболее сюрреалистичным?