У Европы первое серьёзное достижение за последние 2 года – цены на газ вернулись к докризисному уровню. То есть что, получается, хорошо всё-таки было при матушке-Меркель?.. Низкие цены, стабильные поставки?.. Вдруг начали ценить?..
Вот только эксперты ничего хорошего об этом «снижении» почему-то не говорят! Например, замдиректора "Центра экономики отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов заявил следующее:
«Если в прошлом году шоковые высокие цены на газ были обусловлены в большей степени ожиданиями будущего дефицита газа в зимний период 2022-2023 годов, то в настоящее время у европейских потребителей появилась некоторая уверенность "в завтрашнем дне" и текущая цена отражает баланс "спрос — предложение". Сейчас для европейского газового рынка сложились вместе несколько благоприятных факторов. За счет введенных мер экономии в регионе упало потребление газа, теплая погода прошедшей зимой и весной позволила сохранить большие запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ), "ветер дует и солнце светит — ВИЭ вырабатывает много энергии", жара, требующая больше энергии для кондиционеров, еще не началась, появилось несколько СПГ-терминалов, а спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии не восстановился до планируемых уровней».
То есть, чем гордится Европа? Что она угробила значительную часть своей промышленности + перевела людей на принципиально более низкий уровень потребления, и только благодаря этому временно стабилизировала цены?
Возможно, кто-то сочтёт преувеличением, что всё так плохо, и начнёт искать альтернативные причины. Ну что же, есть факт и поинтереснее: например, всего пару дней назад на европейкой бирже Epex Spot SE цена на электричество достигала… отрицательных значений! Впрочем, это действительно биржа, и надо пояснить. То есть кто-то накупил такое количество фьючерсов на электроэнергию, что теперь не знает, что с ними сделать. Продать эти фьючерсы, а следовательно – и обязательство купить энное количество Мегаватт-часов вместе с ними – он попросту никому не может, потому что электричество в Европе стало никому не нужно. И что же продавец делает? Он уже не хочет продавать, он уже готов сам ПРИПЛАТИТЬ – лишь бы хоть кто-то избавил его от этого актива, потому что пройдёт время и из финансового инструмента он превратится в юридическое обязательство, которое придётся исполнять, а именно – купить энное количество Мегаватт-часов, как и было прописано во фьючерсе. А что делать с этими Мегаваттами финансовому спекулянту – непонятно, они ему не нужны. Вот он и готов даже не за бесценок продать, а вообще – сам приплатить тому, что избавит его от этой обязанности. Да вот беда: никому не нужна энергия в ЕС! Докатились, что называется…