Найти тему
Ермакова Светлана

Диссертация неоплаченная "Управление инновационными проектами на примере муниципального округа г Москвы"

Оглавление

эту Диссертацию мне заказала некая Инна ватсап 89118101132

вышла на меня через Юду, заказывала для клиента, якобы у нее крупная фирма по написанию работ.

Автор: innakutsokon@gmail.com

я делала для нее кучу доработок, учитывая, что проверка на антиплагиат вуз моя - каждый раз 500 р

оригинальность то ли 75% то ли 85%, но огромная. технический подъем - не вариант.

в итоге эта непорядочная женщина платить мне отказалась остаток - 2000 (а я писала часть диссера за 6500!) - при этом ПРИЧИН НЕТ как таковых.

есть невнятные лицемерные типа "доработки", которые мне прислали после 20-30 напоминаний.

и есть совсем неострые фразы - "ой, чего вы скандалите",

"Светлана, успокойтесь , оплаты не будет"

и прочее!,

"типа"- замечания, - нумерация рисунков нарушена- это ложь,

в параграфе об инновационных практиках в России - на примере Адлера!

странно, да?!

написано, что нет расшифровки 1 аббревиатуры и нет ссылки на сайт администрации Адлера. но это не стоит 2000!

Инна мне НЕ ОТВЕЧАЕТ!

РАБОТУ я посылаю в вуз, на кафедру

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

и на форумы ВУЗа

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы управления инновационными проектами. 5

1.1 Роль инновационных проектов в экономическом развитии. 5

1.2 Характеристика и стадии управления инновационными проектами. 13

1.3 Инновационные проекты в области государственного управления. 21

Глава 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления инновационными проектами в области государственного и муниципального управления. 26

2.1 Развитие инновационных проектов в области государственного управления в России. 26

2.2 Анализ управления инновационными проектами в области государственного и муниципального управления в г. Москва. 26

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления инновационными проектами в г. Москва. 26

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 28

Глава 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления инновационными проектами в области государственного и муниципального управления

2.1 Развитие инновационных проектов в области государственного управления в России

В ходе подготовки нашего исследования, нами была произведена проверка развития разных инновационных проектов в области государственного управления в России, затрагивающего нормативно-правовую базу, организационную базу, а также сферу взаимодействия муниципалитета с субъектами малого и среднего бизнеса на примере Администрации района Адлер г. Сочи.

Можно сказать, что у каждого источника и автора свое представление о малом бизнесе и предпринимательстве в целом. По мнению автора, малый бизнес – это специфический вид деятельности или форма существования и функционирования организации.

Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ установлены критерии, по которым предприниматель может быть определен как малый, в том числе: доля участия государственных организаций в уставном капитале малого предпринимательства, численность работников в бизнесе не должна превышать 100 человек. Есть критерий дохода от продаж. Правительство Российской Федерации установило свои критерии для каждой категории малых и средних предприятий.

Малый бизнес является фундаментальной частью рыночной экономики. Это наиболее совершенная форма производственно-экономических отношений, при которой предприниматель становится настоящим хозяином.

Бизнесмен – это человек, вернее, - организатор, который из имеющихся у него ресурсов может создать товар. Товар, - это продукт или услуга, на которые есть спрос, и которые могут быть обменяны на деньги.

При этом необходимо раскрыть понятие ресурсов. Сегодня под ресурсами, - в отличие от времени Карла Маркса, - подразумевают труд, землю, капитал, а также, - информацию.

Сегодня именно информация способствует преумножению капитала предпринимателя, и именно информация (вместе со временем) становится большим дефицитом, и очень редким ресурсом.

Предприниматель может купить эти ресурсы в полуфабрикатном виде или создать их сам. В ходе экономического развития у потребителя появляются новые ценности, на основе которых возникают новые потребности в полезности, и задача предпринимателя состоит в том, чтобы удовлетворить эти потребности в товарах или услугах. При этом общество и само предприятие находятся в постоянном развитии.

В мировой практике основным критерием, на основании которого предприятие может быть определено как малое, является численность работников, занятых в рассматриваемый период. В ряде научных статей под малым бизнесом понимается деятельность небольшой группы лиц или частный бизнес. Малый бизнес в основном выполняет экономическую функцию, бизнес выступает в роли работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, посредника в рыночных отношениях.

Основной функцией малого бизнеса (да и среднего) является удовлетворение потребности населения в тех видах продукции или услуг, которые не предлагаются (не предоставляются) крупным бизнесом в силу нецелесообразности и низкой рентабельности.

Таким образом, малые предприятия должны быть отнесены к достаточно специфической отрасли, создающей материальные блага при минимальных затратах природных, материальных и энергетических ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала. Малый бизнес является сферой самореализации и самодостаточности граждан в рамках предоставленных законом прав.

В рамках написания работы по анализу инновационных проектов в области государственного управления в России нами были произведены следующие мероприятия:

Изучены регламенты предоставления услуг субъектам малого и среднего бизнеса с целью проведения их анализа на соответствие федеральному и региональному законодательству[1]. Часто малый бизнес состоит из самого предпринимателя, иногда – нескольких помощников. И времени на длительное получение справок – нет.

Также были рассмотрены проблемы как в предоставлении услуг в электронном виде, так и проблемы использования их предпринимателями в цифровом варианте (такие проблемы тоже есть).

По состоянию на IV квартал 2022 года мы проверили регламенты по оказанию услуг малому и среднему бизнесу. 77% административных регламентов МСЗУ подлежат доработке. А сравнение показателей показано на рисунке 6.

Рис. 6. Доля услуг МСБ с приведенными в соответствие регламентами

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, созданных или используемых в качестве поставщиков для закупки товаров, работ, услуг для удовлетворения потребностей государства и муниципальных образований, в реализации государственных программ (подпрограмм), по созданию условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и его поддержки.

Государственные программы финансирования малого бизнеса могут быть разработаны для всех категорий отечественных предприятий. А некоторые - лишь для одной сферы или выборочно для малых и средних предприятий отрасли. Программы могут учитывать дополнительные требования к претендентам на государственную помощь, например, есть программы только для тех, кто впервые начинает собственное дело, или так называемое молодое предпринимательство, речь идет об индивидуальных предпринимателях до тридцати лет и в том числе компаниях, где не менее половины уставного капитала принадлежит молодёжи, или взято в банке на развитие бизнеса.

Государственная поддержка имеет несколько уровней. По федеральной программе Минэкономразвития РФ средства выделяются регионам на основе конкурса или по определенным критериям. Местные власти распределяют средства по приоритетным направлениям для своего региона. Есть и специальные программы поддержки малого бизнеса, например, от Минсельхоза.

Подробно бизнесмены узнают все на порталах, посвященных малому и среднему бизнесу. Там есть списки текущих конкурсов и программ для каждого региона. Такие Интернет-порталы есть во всех регионах Российской Федерации. С помощью федерального портала региона или города гражданин, решивший начать свой малый бизнес, найдет нужные ему программы и конкурсы, эта информация размещена в разделе «поддержка в регионах».

На сайте Минэкономразвития нужного региона можно найти программы финансирования малого бизнеса, также эту информацию можно найти на сайтах городов и районов в разделе для предпринимателей. На этих страницах публикуются различные документы, контактные данные и ссылки на бизнес-порталы и профессиональные ассоциации в разных регионах. Необходимая для предпринимателей информация, в том числе о программах финансирования, размещена на сайте «Навигатор малого бизнеса», здесь же собраны контактные данные государственных и муниципальных организаций, поддерживающих малый бизнес. Пособие от Минсельхоза будет полезно предпринимателям, занимающимся развитием сельского хозяйства. Для предпринимателей, чья деятельность связана с научно-технической сферой, наверняка будет полезно следить за обновлениями на сайте Фонда содействия инновациям.

Как видно, цифровой вариант предоставления информации сегодня популярен. Люди могут не только прочесть информацию электронно, но и подать документы. Но лишь если это технически доступно в регионе, где находится предприниматель.

Цифровизация услуг пришла к нам с Запада, и первоначально охватила коммерческие организации. На примере них государство увидело возможность сэкономить и деньги в виде бюджета и человеческие силы в виде персонала. Сегодня даже правильность установки мусорного ящика определяется дистанционно в цифровом виде, - производится фото со стационарной камеры, а затем эта фотография пересылается человеку, который оценивает правильность установки мусорного контейнера дворниками. А раньше для этой функции нанимался бы отдельный работник, которому надо было бы платить заработную плату.

Однако сегодня перевод услуг в цифровой вид тормозится не только проблемами с отсутствием возможности грамотно все оцифровать, но и проблемами с нормативным регулированием. Которые гораздо сложнее, чем проблемы оцифровки. Но Администрация предпринимает меры по переводу услуг в цифровой вид (рисунок 7).

Рис. 7. Меры по переводу услуг в электронный вид, которые предпринимает Администрация района Адлер г. Сочи (меры были выполнены)

Применив матрицу оценки цифровой зрелости, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 8.

Рис. 8. Доля услуг в соответствии с условиями цифровой зрелости на сайте Администрации района Адлер г. Сочи

Как видим, позитивные изменения за 3 квартала 2022 года есть.

Для малого бизнеса мы рассмотрели услуги «действия с землей», - в зависимости от её формы можно получить ее через электронные сервисы, сайт Администрации района Адлер г. Сочи, МФЦ. Услуги включены в реестр МСЗУ:

- Услуга 1. «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» - РС;

- Услуга 2. «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» - РВ;

- Услуга 3. «Выдача градостроительного плана земельного участка» - ГПЗУ;

- Услуга 4. «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров ….» - Уведом. о планируемом;

- Услуга 5. «Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов ….» Уведом. об окончании строит.

Также мы рассчитали долю подачи граждан заявлений в ОМС в электронном виде по каждой из МСЗУ. Результаты указанного расчета пяти МСЗУ представлены на рисунке 9.

Рис. 9. Доля услуг с приведенными административными регламентами в соответствие с требованием

Отметим, что за 3 квартала 2022 года заявления граждан выросли примерно на 5% по сравнению с началом года.

В рамках данных услуг Администрация планирует завершить еще 3 мероприятия (рисунок 10).

Рис. 10. Меры по переводу услуг в электронный вид, которые предпринимает Администрация района Адлер г. Сочи (в планах)

Аналог информации к размещения отображена рисунке 11.

Рис. 11. Пример размещения информации о сервисе Госуслуг на сайте Администрации района Адлер г. Сочи

Для того, чтобы оценить действенность принимаемых мер, мы проанализировали объем заявителей, обратившихся снова в I и IV кварталах 2022 года (рисунок 12).

Рис. 12. Сравнительный анализ объема заявлений, поданных повторно

На графиках видно, что за 3 квартала число обратившихся упало по сравнению с началом текущего года. Это можно объяснить работами на сайте Администрации района Адлер г. Сочи.

Необходимо понять, - какие проблемы препятствуют желанию субъектов МСБ получить услуги электронно. На рисунке 13 мы выделили причины.

Рис. 13. Причины нежелания субъектов МСБ получать услуги в цифровом виде, в %

Большинство граждан сомневаются в юридической силе цифрового документа (23%). С этим негативом нужно «работать» государственным органам. Также 20% уже сталкивались с некачественным оказанием услуг. Негативный опыт граждан необходимо анализировать, снижать количество таких случаев.

Неосведомленность о возможности заказа цифровой услуги дистанционно (14 %), и сложный интерфейсы сайта Администрации, - это те два момента, на которые, в том числе, направлены перечисленные нами выше меры Администрации района Адлер г. Сочи

Также, Администрация района Адлер г. Сочи пытается бороться с низким уровнем ИКТ-компетенции населения, и опасениями людей по поводу защиты персональных данных.

К сожалению, у 9% опрошенных нет возможности заказать услугу электронно. Но в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» в 2021 году Краснодарский край в качестве пилотного региона по разработке и внедрению передовых цифровых технологий, и теперь услуги Интернета можно получить во многих библиотеках района. Там же могут помочь и зайти на сайт, найти нужную информацию.

Также, анонимно был проведен опрос о проблемах при получении цифровых услуг, результаты представлен на рисунке 14.

Рис. 14. Проблемы при получении услуг через сеть Интернет, в %

По результатам этого опроса тех, кто получал дистанционно услуги в Администрации района Адлер г. Сочи, основными проблемами были: «некорректная работа портала» - эту причину выбрали 40% граждан, «неясная информация об услуге» - 26% заявителей на это пожаловались, «трудности с заполнением форм» - 17% граждан ощутили проблемы при введении нужной информации.

Еще 11% не поняли причину отказа в не предоставлении услуги, а 6%, по всей видимости, больше не будут стараться получить услугу дистанционно в электронном виде, - они не смогли найти в перечне услуг для предоставления нужную им.

Но, не смотря на это, Администрации района Адлер г. Сочи планирует развивать предоставление услуг в цифровом виде, в том числе, обеспечит место с компьютерами и (или) планшетными устройствами с доступом в Интернет с одновременной возможностью помощи от консультанта для подачи заявлений в цифровом виде.

Рассмотрим еще инновационный проект в социальной сфере. Автономная некоммерческая организация «Комплексный центр социального обслуживания граждан»[2] (будем далее именовать его АНО «КЦСОГ») было создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации[3], Федеральным законом от 12. 01. 96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[4] и постановлением администрации Люберцы Московской области от 04.12.2000.

АНО «КЦСОГ» создана для вовлечения организации к реализации национальных проектов: «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Наука»[5].

Это позволяет АНО «КЦСОГ» оптимизировать государственную поддержку не только на уровне законодательного закрепления дополнительных прав АНО, но и усилить финансовую поддержку со стороны государства, в которой АНО так нуждается.

Организационная структура АНО «КЦСОГ» построена по линейно-функциональному принципу и отражена на рисунке 15.

Услуги предоставляются на территории:

Предметом деятельности АНО «КЦСОГ» является оказание помощи гражданам в целях улучшения их жизнедеятельности.

Учреждение оказывают услуги гражданам в форме на дому.

Объем предоставляемых социальных услуг определяется в соответствии с нормативными документами Правительства Московской области.

Общее количество социальных услуг в месяц, предоставляемых за счет средств бюджета Московской области, составляет в среднем - 584 273 услуги.

Контролирующий орган - Министерство социального развития Московской области[6].

Организация создана для обслуживания людей пенсионного возраста и инвалидов.

Организация предоставляет социальные услуги получателю социальных услуг на основании Договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, заключаемого между АНО «КЦСОГ» и гражданином в соответствии с его индивидуальной программой предоставления социальных услуг (или ИППСУ), выданной в установленном правительством порядке соответствующим территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (или ТСП).

Чтобы ее получить, надо подать в Многофункциональный центр документы, а также зарегистрировать на государственном портале uslugi.mosreg.ru заявление: «признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании». Далее подается заявление через портал, с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. Также можно обратиться с пакетом документов в МФЦ Московской области и воспользоваться бесплатным доступом к РПГУ.

Информация о принятом решении и размере платы передается ТСП гражданину вместе с ИППСУ для заключения Договора.

Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому может осуществляться постоянно, временно сроком до 6 месяцев и на разовой основе.

Срок социального обслуживания получателю социальных услуг определяется ТСП при определении нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому и разработке ИППСУ.

В деятельности казенных и бюджетных учреждений возникают свои проблемы финансового обеспечения, которые заключаются в следующем:

- неэффективном распределении бюджетного финансирования;

- недостатков финансов для обеспечения всех потребностей.

Самыми популярными услугами является (рисунок 16, цена высчитана в среднем по районам):

Рис. 16. Список наиболее востребованных услуг.

По этим причинам, важнейшим элементом механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений на государственном, региональном и муниципальном уровне выступает составление плана финансов-хозяйственной деятельности организации.

Для того, чтобы понять, чем именно занимается организация, рассмотрим ее смету доходов и расходов (таблица 1).

Таблица 1. Объемы финансирования АНО «КЦСОГ» за счет бюджетных денег за 2022 год (тыс. руб.)

...

Исходя из этого, актуальными проблемами финансового характера в деятельности некоммерческих организаций России выступают:

- недостаток бюджетного финансирования и государственных грантов для обеспечения обязательных потребностей и расходов некоммерческих организаций;

- отсутствие эффективного привлечения коммерческих способов получения финансов в результате прибыли от своей хозяйственной деятельности (речь, скорее всего, идет именно про сочетание некоммерческой с коммерческой деятельностью);

- неэффективность механизма финансового планирования и бюджетирования некоммерческих организаций, из-за чего фактические расходы не покрываются, а текущего финансирования оказывается недостаточно для достижения всех целей.

Сложившийся правовой механизм государственного регулирования деятельности АНО «КЦСОГ» не достаточен, так как организация не находится в ведении Министерства, а лишь сотрудничает с ним на основании договора, что не позволяет Министерству социального развития Московской области в полной мере осуществлять распорядительные функции и осуществлять эффективное государственное регулирование.

Проблемы в нормативно-правовом регулировании государственной поддержки со стороны вышестоящих органов, в частности Министерства социального развития Московской области, в частности отсутствия действенного механизма осуществления государственной поддержки АНО, наличие усиленного контроля, который, в конечном итоге, только мешает осуществлению АНО своих функций.

1. Для устранения этой проблемы предлагается совершенствовать законодательство, позволяющее вовлекать АНО, в том числе и АНО «КЦСОГ» в оказание услуг в социальной сфере.

Кроме того, в целях оптимизации государственной поддержки АНО предлагается распространение на социально ориентированные АНО мер поддержки, идентичных мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Отсутствие финансовой поддержки в совокупности с нестабильной экономической ситуацией способствуют повышению цен на социальные услуги и лишают возможности потенциальных получателей социальных услуг обратиться в АНО за поддержкой и социальной помощью.

Дальнейшие действия в этой сфере позволят существенным образом повысить уровень финансового обеспечения АНО.

3. Недостаточное финансирование и государственная поддержка мешают оказанию помощи в том объеме, в котором в ней нуждаются получатели услуг, о чем свидетельствует желание получателей социальных услуг расширить их перечень, включить дополнительные виды услуг.

Формируется ряд актуальных проблем, препятствующих развитию деятельности некоммерческих организаций в современных условиях. Кроме того, по аналогии с микропредприятиями АНО «КЦСОГ» будут вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права. Это позволит АНО «КЦСОГ» упростить систему заключения трудовых договоров с дополнительными штатными единицами сотрудников, что поможет расширить перечень оказываемых услуг, как этого хотят получатели социальных услуг. В итоге в АНО «КЦСОГ» можно будет взять дополнительные штатные единицы медицинской сестры и психолога, что позволит оказывать и медицинские услуги, а также расширить психологическую помощь всем желающим.

Все эти мероприятия, в конечном итоге, призваны увеличить список прав АНО, повысить уровень государственной поддержки, в том числе увеличение объема финансирования, наличие льгот, а также позволит расширить перечень оказываемых услуг.

Основные меры, конечно, направлены на решение финансовых проблем, получения дополнительных льгот и повышения уровня «свободы» в принятии решений относительно повышения качества оказываемой социальной помощи.

2.2 Анализ управления инновационными проектами в области государственного и муниципального управления в г. Москва

Для анализа инновационных проектов в Москве мы возьмем относительно недавний проект, который полностью переделал отрасль. Потому что предоставление цифровых или дистанционных услуг в Москве, - это уже норма. Грандиозный проект, который мы рассмотрим, - это модернизация библиотек, которые не были никому нужны после появления цифровой литературы (тут автор не берет узконаправленные библиотеки, или же грандиозные хранилища, - например, библиотека Иностранных языков, либо Библиотека им. Ленина).

В малых населенных пунктах (например, «Новой Москвы») и даже в отдаленных районах Москвы, библиотеки зачастую остаются единственными учреждениями культуры. Эффективно выполняя функции «третьего места» для окружающего сообщества, муниципальная библиотека доказывает свою социальную значимость и востребованность, повышая, тем самым свой, престиж.

Анализ культурно-просветительских практик библиотек, который осуществляется в национальных библиотеках, а также во многих региональных библиотеках, говорит о переходе на новый уровень предоставления качественно новых услуг населению. Поэтому очень важно обобщить накопленный колоссальный опыт для внедрения инновационной модели в муниципальные библиотеки, которые составляют основную инфраструктуру учреждений культуры.

Модернизация инфраструктуры библиотечного обслуживания может изменить традиционный набор функций ЦБС, в результате которого библиотеки, собирающие и хранящие фонды, превратились в своеобразные информационные центры. Особенно в Москве.

Рис. 17. Библиотека № 234, Москва, улица Габричевского, 8

Оказывая влияние на культуру человека, эти учреждения сегодня выполняют функции по распространению знаний и информации с гуманитарным и нравственным началом.

В качестве подобных факторов предлагается рассматривать, в частности, социокультурные приоритеты, которые связаны с уровнем доступности библиотечных услуг, объемом и качеством библиотечных фондов, количеством потенциальных услуг и числом пользователей.

И.М.Фрумин в конце 70-х гг. обосновал статус библиотеки как социокультурного института. Применение системного подхода в исследованиях библиотеки Ю.Н. Столяровым стало важным вкладом в отечественное библиотековедение.

Базовой основой инноваций в современном мире является информатизация. Труды современного социолога М. Кастельса посвящены теме особой роли информации и знаний в развитии современного общества. Этой теме посвящена его фундаментальная монография[7].

Рассматривая статистические данные с позиции оптимизации деятельности библиотечной сети Москвы и модернизации библиотечной деятельности, был проведен ряд аналитических исследований состояния различных позиций библиотечного обслуживания Москвы, с целью выявления динамики функционирования библиотек.

Методы:

- анализ динамики статистических показателей деятельности библиотечной системы Москвы за последние годы.

Анализ состояния библиотечного обслуживания Москвы отражает количество библиотек, охват библиотечным обслуживанием, книговыдачу и число посещений общедоступных муниципальных и государственных библиотек Москвы.

По данным статистики рассмотрим изменения количества библиотек – статистики за 2022 год пока нет, но автор использовал данные за 2020 и 2019 годы[8].

Таблица 2. Статистика по количеству библиотек и их читателей.

2020 год

2021 год

Население территории (чел.)

12678100

12655050

---В т.ч. детей до 14 лет (чел.)

1859200

1869406

Количество библиотек МК РФ, всего (ед.)

274

293

---В т.ч. специализированных детских библиотек (ед.)

49

49

Рассмотрим динамику изменения количества библиотек для наглядности на рисунке 18.

Рис. 18. Динамика изменения количества библиотек в Москве

Далее автор работы посчитал количество читателей на одну библиотеку в Москве, по годам (рисунок 19).

Рис. 19. Количество читателей на одну библиотеку в Москве

Особенности изменения динамики пользователей также связанно с возрастными возможностями и потребностями и с демографической ситуацией. Необходимость в библиотечном обслуживании у возрастной категории до 14 лет выше, нежели у старшей категории молодых людей. Это обусловлено двумя основными причинами:

1. Увеличение количества индивидуального пользовательского потенциала посредством увеличения всевозможных модификаций индивидуальных ПК со свободным доступом к Интернет-ресурсам, находящимся вне зоны библиотечного обслуживания.

2. Падение спроса на библиотечные услуги ввиду отсутствия интереса и прямой потребности к чтению литературы и периодических изданий.

Более детальное изучение отсутствия потребности у возрастной категории от 15 до 24 лет показало, что снижение количества пользователей библиотечными услугами связано с замещением библиотечных услуг информацией из других источников, как правило, из свободного доступа в интернет-пространстве.

На современном этапе развития общества довольно интенсивно протекает процесс расширения информационного пространства и постоянно совершенствуются технологии обработки и передачи информации, что в свою очередь напрямую оказывает влияние на количество людей, пользующихся литературой на бумажном носителе. Получение информации в электронном виде в виду комфортности и скорости ее доставки до потребителя в настоящее время становиться приоритетным способом ознакомится с интересующими сведениями любого характера, а также предоставляется широкому кругу пользователей возможность прочтения художественной литературы.

Процесс информатизации библиотечной сети Москвы показывает динамику развития модернизации потенциальных возможностей оказания библиотечных услуг в регионе.

Число персональных компьютеров, используемых как для обработки информации в рамках обеспечения внутренних потребностей библиотеки, так и для предоставления внешним пользователям библиотечных услуг увеличивается, в Москве 100% библиотек имеет выход в Сеть.

С увеличением общего числа ПК, увеличивается количество число библиотек с доступом к полнотекстовым электронным ресурсам, растет количество библиотеки, создающих электронный каталог, ведется работа по переводу информационных источников с бумажной в электронную форму. Данная деятельность позволяет предоставлять библиотечные услуги для пользователей в новом формате.

Особое внимание необходимо обратить на информационно-рекламное обеспечение деятельности библиотечной сети региона. Сегодня, одним из приоритетных направлений информирования населения о какой-либо деятельности - это создание собственных сайтов или web-страниц со сведениями о деятельности и возможностях организации.

Рассматриваемые выше процессы модернизации сети Подмосковных библиотек требуют особого подхода к формированию библиотечного фонда, кадровой политике и системе финансирования.

Комплектование фонда библиотек является одной из злободневных проблем. Объем библиотечного фонда Москвы составляет более 24353,24 тыс. экземпляров.

Анализ результатов в числовом показателе позволяет выявить динамику роста результатов деятельности библиотек.

Отмеченный рост количества пользователей и посещений напрямую связан с информационным обслуживанием и увеличением объема собственных информационных баз.

В настоящее время библиотеки предоставляют ряд услуг, в том числе и на платной основе.

Основные направления оказываемых услуг:

- библиотечно - информационные услуги;

- услуги межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов;

- организация мероприятий библиотечно-информационного, образовательного, просветительского, выставочного и рекламного профиля;

- услуги по копированию, сканированию, печати;

- издательская деятельность, переплетные работы;

- консультации по созданию баз данных, разработка по заказу, предоставление баз данных собственной генерации;

- прочие услуги.

Каким же образом добились таких успехов, - государственной программой по поддержке библиотек предусмотрены мероприятия по поддержке и развитию библиотечного дела на территории города. Планируемый результат подпрограммы предполагал увеличение количества библиотечных проектов и программ.

Например, были идеи по организации прогулок и поездок. Цель проекта: оказание содействия малообеспеченным гражданам в приобщении к краеведческим знаниям через поездки по знаковым литературным и историческим местам Подмосковья.

Содержание проекта:

Организация посещений исторических мест Москвы и Подмосковья. Подготовка и проведение краеведческих лекций во время пеших и автомобильных экскурсий.

Целевыми группами проекта являются студенты, а также люди, для которых необходимо обеспечить льготные условия поездки за счет поддержки муниципального образования. Читательские группы, проявившие интерес к проекту, но не входящие в льготную категорию, обслуживаются на платной основе.

В маршрутном листе на текущий год определяется от 5 до 7 экскурсий, связанных с важными датами в истории и культуре страны и Московской области.

Модератор проекта готовит примерно раз в месяц поездки по согласованным маршрутам. График посещений, увязанный с темой экскурсии, готовится модератором проекта. Для содействия в финансировании рекомендуется привлекать к партнерству органы местного самоуправления, социальной защиты населения, общественные и благотворительные организации.

Реализация данного проекта на сегодняшний день позволяет социальным группам населения предоставить доступ к культурным ценностям.

Также проект является решением проблем патриотического воспитания студентов и работающей молодежи, путем предоставления объективной информации о культурно-историческом наследии.

Разработка плана мероприятий по оптимизации деятельности библиотечной сети дался городским властям непросто.

План оптимизации деятельности библиотек предполагал решение 3-х основных задач:

Изучение и оценка деятельности библиотечной сети посредством мониторинга для получения достаточного объема информации для принятия качественных управленческих решений.

Создание системы PR-технологий для популяризации и продвижения библиотечных услуг в регионе обслуживания библиотек.

Поиск и внедрение новых дополнительных услуг, которые могут в рамках уставной деятельности оказывать библиотеки города.

Каждая из выше перечисленных задач представляет собой самостоятельную стратегию содержащую комплекс отдельных мероприятий, осуществление который позволит в общем плане повысить эффективность деятельности библиотечной сети.

Задачи подразумевают под собой стратегии (рисунок 20).

Рис. 20. Стратегии повышения эффективность деятельности библиотечной сети

На основе предпочтений пользователей библиотек (полученных в ходе мониторинга) организация различных новых услуг в том числе и досугового содержания.

Перспективы развития стратегии были в увеличении числа пользователей.

Стратегия предусматривала сохранение тех позиций, которые библиотечная сеть имеет на момент анализа, и с минимальным объемом затрат обеспечение достижение конечной цели. Объем инвестиций для реализации предлагаемых стратегий мало выходил за рамки планового финансирования библиотечной сети.

В основном, были потрачены средства на установку техники и подключения ее к сети Интернет. В некоторых библиотеках организовывали пространства для проведения театральных постановок. Однако, это не сильно выбилось из бюджета ежегодных дотаций на библиотеки.

По данным руководителя столичного департамента культуры Александра Кибовского "… за первый квартал 2022 года библиотеки Москвы в стационарных и вне стационарных условиях посетили 4 819 302 человек, за аналогичный период 2021 года таких посетителей было 3 801 510.

Рис. 21. Сам читательский билет в Москве осуществляет функцию рекламы

Рис. 22. В библиотеках проходят поэтические вечера

Рис. 23. В библиотеках собирают клубы по интересам

Всего за 2021 год учреждения посетили более 16 млн человек, что довольно неплохие показатели с учетом того, что в городе действовали ограничения, связанные с коронавирусный инфекцией»[9]. За этот год данных пока нет.

На рисунках 21,22,23,- результаты того, что добились власти г. Москвы, сумев сохранить целую сферу услуг города. В итоге библиотеки сумели стать мультикультурными центрами, которые уже с 5-6 лет, с мастер-классов, с вечеров по интересов, с кружков – формирует свою аудиторию.

Нужно подчеркнуть, что эффективность деятельности библиотеки во многом зависит от системы информирования населения о деятельности библиотеки и ее имиджа в социальной среде.

Автор работы считает, что это самый масштабный проект по управлению инновационными проектами в области государственного и муниципального управления в г. Москвы, опыт которых сейчас перенимают регионы.

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления инновационными проектами в г. Москва

Для разработки проекта мы решили взять сферу взаимодействия с гражданами, ведь и для этого в Столице делают немало. Как уже было рассмотрено в начале главы, сейчас усиленными темпами идет цифровизации предоставления услуг гражданам. Также, на примере АНО «КЦСОГ» рассмотрен процесс внедрения некоммерческих структур в социальную сферу города. Из этих двух примеров мы возьмем первый, так как, на взгляд автора, он более полезен для горожан.

Для того, чтобы проанализировать планируемую эффективность внедрения инновационного проекта, необходимо рассмотреть методы оценки этого мероприятия. Тут необходимо рассмотреть такое понятие, как «цифровая зрелость», неотделимая от цифровой трансформации во власти (его мы мельком упомянули в начале главы).

Цифровая трансформация во власти – длительный комплексный процесс, в котором объекты, поддающиеся трансформации, проходят различные стадии цифрового развития. В Указе[10] в качестве одного из целевых показателей национальной цели «цифровая трансформация» подразумевается достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы.

Автор работы согласен с мнением некоторых ученых, что «цифровая зрелость – это ключевой показатель степени готовности государства и компаний к внедрению в его процессы цифровых решений»[11].

Существует (и это только за рубежом) более 60 моделей оценки уровня «цифровой трансформации» во власти.

Добролюбова Е. И. выделяет два основных типа моделей оценки уровня «цифровой трансформации»: диагностические и эволюционные[12].

Диагностические модели оценки уровня «цифровой трансформации» направлены на оценку уровня и выявление приоритетов дальнейшего внедрения цифровых технологий.

Эволюционные модели рассматривают основные этапы цифровизации государственного управления, как уже пройденные, так и прогнозируемые в будущем.

Мы в данной работе подойдем к диагностической модели оценки уровня «цифровой трансформации» через призму модели ь, разработанной Центром перспективных управленческих решений (или же - АНО «ЦПУР»[13]), и проверенную на примере Счетной Палаты РФ[14].

Рассматриваемая методология включает в себя оценку по шкале от 0 до 3 баллов по ключевым 7 блокам[15], и ее составляющие перечислены на схеме ниже (рисунок 24):

В рамках проведенного нами комплексного анализа организации деятельности по совершенствованию управления инновационными проектами в г. Москва на примере муниципальных услуг, определим стратегические направления развития предоставления услуг в электронной форме (схемы на рисунках 25 и 26).

Рис. 25. SWOT - анализ развития сферы представления услуг в электронной форме-Сильные стороны и Слабые стороны

В результате проведенного SWOT - анализа возможно выделили проблемы в деятельности муниципалитета по организации деятельности по предоставлению услуг в электронной форме:

- Повышение нагрузки на специалистов Администрации ввиду увеличения объема заявлений через электронные сервисы муниципальных услуг;

- Низкий уровень компетентных кадров в области перевода запросов граждан в электронный вид ввиду отсутствия финансовой и методической поддержки муниципалитета извне;

- Снижение уровня взаимодействия между муниципалитетом и профильными органами, необходимыми для предоставления услуг, ввиду отсутствия своевременного отклика;

- Невозможность муниципалитетом всесторонне оценить свой уровень цифровой зрелости для предоставления электронных муниципальных услуг ввиду отсутствия единой позиции в системе оценивания у органов исполнительной власти;

- Повышение недовольства качеством предоставления услуг среди населения ввиду снижения доли компетентных кадров в Администрации;

Рис. 26. SWOT - анализ развития сферы представления услуг в электронной форме – Возможности и Угрозы

Также увеличение доли противоречий меду местными и региональными нормативно-правовыми актами, ввиду часто меняющегося законодательства.

Принимая во внимание выделенные нами сильные стороны организации работы муниципалитета по предоставлению электронных муниципальных услуг, а также возможностей окружающей среды определим перспективные направления развития деятельности муниципального образования в рассматриваемой области:

- Достижение 100% доли услуг, предоставляемых в электронном виде за счет активного взаимодействия муниципалитета и граждан, методической и финансовой поддержки от органов власти;

- Повышение доли компетентных кадров в Администрации с помощью методической и финансовой поддержки профильных органов, а также привлечения новых специалистов извне;

- Снижение организационных и временных затрат на предоставление услуг в электронном виде с помощью высокого уровня технической оснащенности Администрации, а также активного применения разработанных цифровых платформ;

- Повышение уровня удовлетворенности граждан услугами в электронном виде за счёт высокого уровня их безопасности, обеспечиваемого Администрацией, а также применения разнообразных вариантов информирования граждан о способах подачи заявлений;

- Повышение уровня межведомственного взаимодействия со смежными органами за счет высокого уровня материально технического обеспечения, а также повышения уровня вовлеченности органов муниципалитета.

Выявив основные проблемы, а также определив стратегические направления в области организации деятельности по предоставлению услуг в электронном виде с помощью SWOT-анализа на примере Администрации, можно утверждать, что разработанные нами в рамках исследовательской работы методические рекомендации станут хорошим подспорьем в реализации указанной деятельности.

Далее мы рассмотрим рекомендации по совершенствованию управления инновационными проектами в г. Москва.

С учетом рассмотренных проблем мы разделили возможные рекомендации на три основные группы (рисунок 27):

Рис. 27. Рекомендации по внедрению проекта предоставления услуг в цифровом виде

Мы считаем, что все это относится к повышению «цифровой трансформации». Конечно, цифровая трансформация будет выглядеть по-разному для каждой компании, может быть трудно дать определение, применимое ко всем.

Тем не менее, есть несколько определений цифровой трансформации, которые отлично объясняют, что означает цифровая трансформация для организации. Мы рассмотрим ее для сайта Администрации на примере предоставления услуг для обычных граждан.

Сегодня цифровая трансформация в широком смысле определяется как «изменение отраслей путем разрушения существующих бизнес-моделей и операционных моделей».

К концу успешной реализации цифровой трансформации будут затронуты все области бизнес-процессов Администрации - от того, как Администрация работает, например, от ее документооборота, до результатов, которую граждане получают от Администрации.

При этом цифровая трансформация — это не просто изменение технологических или операционных решений. Администрации необходимо принять метод проб и ошибок и привыкнуть к постоянным экспериментам на пути к оптимизации своей работы.

Цифровая трансформация уже необратимо изменила стандарты в мире, которые ждут клиенты (то есть, если гражданин привык получать выписки электронно, ему будет неприятно провести полдня в очереди за выпиской в Администрации), она также создала новые возможности и проблемы не только для частного, но и для государственного сектора (то есть для политиков).

Для того, чтобы повысить уровень цифровой трансформации, необходимо провести оцифровку шаблонов и бланков, которые гражданин должен заполнять для получения услуги электронно. Что такое оцифровка, — это термин, используемый для описания преобразования актива из физического в цифровой формат. Таким образом, оцифрованный актив включается в рабочий процесс организации, например, для автоматизации процессов или предоставления всем доступа к информации.

Можно оцифровать аналоговые данные следующим образом:

Сканирование бумажных документов и сохранение их в виде цифровых документов, например, в формате PDF;

Конвертация видео из VHS в цифровой формат и загрузка их на жесткий диск;

Использование программного обеспечения OCR (программы, которая распознает текст) для ввода физических записей (например, медицинских записей) в цифровые базы данных.

При этом, нам необходима оцифровка вместе с «цифровизацией» документа.

«Цифровизация» — это процесс использования оцифрованной информации и ее использования для оптимизации бизнес-операций.

Цифровизация помогает достичь таких целей, как доступ к документам и их оборот. Цель цифровизации — сделать работу более продуктивной, прибыльной и совместной. Например, для получения выписки из ЕГРН дистанционно необходимо указать свои данные, данные объекта. Все это нужно подать в цифровом виде, не в виде сканированном заявления от руки.

Программисты сделают так, чтобы написанное ими приложение анализировало данные и находило результаты в базе Росрееста.

Еще пример: если в файле электронной таблицы хранятся аналитические данные о клиентах, вы можете использовать их в своем приложении, чтобы улучшить свое предложение и повысить качество обслуживания клиентов.

У цифровой трансформации есть уровни. Рассмотрим различные уровни зрелости цифровой трансформации на примере Администрации. Руководители, способные оценить зрелость своей организации и соответствующим образом согласовать цели цифровой трансформации, имеют гораздо больше шансов на их достижение.

Уровень 1 – «с нуля»

Цифровую трансформацию в компании необходимо начинать с «нуля», так не сделано ничего. Но в Администрации уже есть некоторые услуги, предоставляемые электронно, причем довольно успешно, именно поэтому это не наш уровень.

Уровень 2 – Разрозненный

Этот уровень характеризует организацию, когда отдельные отделы начинают использовать цифровые. Однако это не стало нормой, и действуют они, скорее, наугад.

На данном этапе такие изменения ограничиваются отдельными бизнес-единицами. Но это не влияет на результат всей компании, и каждый отдел может по-прежнему работать по-своему. Как нам кажется, именно на этом уровне находится сейчас цифровая трансформация в компании.

Уровень 3 – Частичная синхронизация

Администрация придет к этому уровню после того, как руководство сможет цифровизировать работу всех отделов. При таком уровне компания не работает слаженно, и в отдельно взятом отделе может быть сотрудник, являющийся «узким местом».

Сегодня пока нет определения или четкого понимания того, какие блага получит организация в случае успешной цифровизации своих процессов. Тем более, нет такого понимания для государственной организации. На данном этапе также отсутствует упомянутая выше культура экспериментов и постоянного совершенствования.

Уровень 4 – Полная синхронизация

Этот уровень достигается только если цифровая трансформация идти ровно, и все рекомендации будут понятны и приняты к исполнению для всех отделов.

При этом, в идеале, необходима синхронизация с другими государственными организациями. Потому что нужно синхронизировать скорость обработки данных по всем точкам следования запросов, подаваемых гражданами электронно. Только в этом случае мы получим отлаженный механизм и сможем перейти на уровень 5.

Уровень 5 – «Живая ДНК»

Этот уровень настанет, когда Администрация будет ставить стратегию цифровой трансформации в основу организации своей работы.

Нужно также отметить, что при повышении уровня цифровой трансформации система сама будет «латать» все больше и больше дыр, устранять возможные сбои. Например, с помощью дублирования процессов передачи информации.

Нужно понимать, что Администрация не сможет отказаться от изменений, поскольку они уже включены в программу по цифровизации. Это коснулось многих сфер деятельности в России: например, безопасности (камеры в общественных местах автоматически распознают и ищут преступников), цифровизации здравоохранения помогает человеку не пропустить начинающуюся болезнь. Но даже если бы этих проектов не было совсем, - коммерческие фирмы все равно бы внедряли инновационные проекты, на основе «цифры». И, чтобы хоть как-то быть с ними конкурентоспособными, государству бы пришлось задуматься о цифровой трансформации своих структур и ведомств.

Рекомендации по оптимизации правовой базы рассматриваемой нами Администрации направлены на минимизирование несоответствий между региональными, федеральными и локальными НПА, а также на формирование единой правовой позиции в вопросе предоставления услуг дистанционно в цифровом виде. Мы считаем, что на данном этапе Администрации целесообразно уделить мероприятиям, перечисленные на рисунке 28.

Рекомендации по совершенствованию организационной базы рассматриваемой нами Администрации направлено на повышение эффективности управленческих решений в процессе организации деятельности по предоставлению услуг дистанционно в цифровом виде. В условиях сложившейся неопределенности и отсутствия единого подхода к решению возникающих проблем Администрации стоит уделить мероприятиям, перечисленные на рисунке 29.

С целью обеспечения 50 % доли заявок в электронном виде к 2024 году рассматриваемой нами Администрации, рекомендуется провести следующие мероприятия, перечисленные на рисунке 30.

Комплексное применение вышеперечисленных рекомендации поспособствует тому, что граждане будут больше заказывать и получать услуги дистанционно в цифровом виде.

Рис. 28. Рекомендации по оптимизации правовой базы

Данный вид рекомендаций, - самый сложный, потому что он задействует учреждения, которые не подчиняются Администрации, поэтому она будет вынуждена ждать реакции от них неопределенный срок.

Рис.29. Рекомендации по совершенствованию организационной базы Администрации

Заметим, что эти рекомендации перекликаются с проблемами, выявленными при анкетировании субъектов малого и среднего предпринимательства района Адлер г. Сочи.

Рис. 30. Рекомендации для обеспечения 50 % доли заявок в электронном виде к 2024 году

Теперь, когда мы обсудили мероприятия, которые нужно внедрить в деятельность Администрации, перечислим преимущество цифровых технологий и важность цифровой трансформации для органов государственной власти.

Цифровая трансформация имеет решающее значение для роста и развития любой организации, - она дает организациям возможность «раскрыть еще больший потенциал», позволяя им эффективно масштабироваться, выполнять запросы все большего числа людей с минимальными операционными накладными расходами.

Цифровая трансформация позволяет лучше и оптимальнее общаться сотрудникам между собой. Цифровая трансформация обеспечивает гибкость и создает больше возможностей для инноваций. Что касается основных факторов, лежащих в основе цифровой трансформации, 68% компаний отметили гибкость в тройке лидеров, что неудивительно. При этом, внедрение новых технологий всегда сопровождается необходимостью приобретения новых навыков и знаний для их освоения. Навыки, которые вступают в игру, когда дело доходит до цифровой трансформации, включают редко встречающиеся у нас сегодня качества сотрудников: понимание основ работы с искусственным интеллектом, а также умение оптимизировать бизнес-процессы.

Понимание ценности этих навыков вызывает большой интерес со стороны Администрации, но в то же время будет сложно найти сотрудников с этими навыками. Но именно при внедрении цифровой трансформации часть таких сотрудников можно без ущерба для бизнес-процессов заменить технологиями.

Подводя итоги, считаем, что разработанные нами рекомендации направлены на совершенствование работы по предоставлению услуг дистанционно и в электронном виде. Причем, мы рассмотрели инновационный проект по предоставлению цифровых услуг гражданам, но данные рекомендации можно масштабировать практически на любой объект (будь то те же рассматриваемые субъекты МСБ, или же молодые мамы с разнообразными многочисленными субсидиями и дотациями на детей).

Цифровая трансформация на примере органов управления поможет решит вопрос в получении заявления от гражданина в уже цифровой форме. При этом, программное обеспечение само может проверить наличие или отсутствие в прикреплении необходимых приложений, а также (при небольшой настройке) – проверить их соответствие требуемым в заявлении документам.

Конечно, нужно понимать, что может возникнуть путаница и непонимание в форматах требуемых документах, но со временем, по мнению автора, эти проблемы будут разрешены, а полученный при решении этих проблем опыт можно будет использовать при создании новых форм документов.

В процессе написания работы нами были проанализированы инновационные проект в области государственного управления в России. Например, анализ предоставления услуг субъектам МСБ в цифровом виде на примере Администрации района Адлер г. Сочи позволили выделить ряд проблем, возникающих на пути у муниципалитетов в процессе перевода услуг в цифровой вид. Это были проблемы неумения работы с сайтом, незнания алгоритма заполнения анкет, недоверия к услуге, полученной в цифровой форме. А 6% субъектов МСБ пожаловались, что не нашли нужную им услугу в цифровом виде.

Также, мы проанализировали АНО «КЦСОГ». Это некоммерческая организация была создана в помощь по реализации государственных проектов, например, таким как «Демография». Деятельность свою организация выполняет, но по результатам проведенного исследования можно заключить, что в системе государственного регулирования деятельности АНО «КЦСОГ» имеются существенные недостатки, которые были выявлены в результате проведенного исследования практическим на всех уровня государственного регулирования, как регулирующим органом, так и руководством организации, а также получателями услуг. Но нами были выявлено, что:

- существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании государственной поддержки со стороны вышестоящих органов, в частности Министерства социального развития Московской области, в частности отсутствия действенного механизма осуществления государственной поддержки АНО, наличие усиленного контроля, который, в конечном итоге, только мешает осуществлению АНО своих функций;

- отсутствие финансовой поддержки в совокупности с нестабильной экономической ситуацией способствуют повышению цен на социальные услуги и лишают возможности потенциальных получателей социальных услуг обратиться в АНО за поддержкой и социальной помощью;

- недостаточное финансирование и государственная поддержка мешают оказанию помощи в том объеме, в котором в ней нуждаются получатели услуг, о чем свидетельствует желание получателей социальных услуг расширить их перечень, включить дополнительные виды услуг.

В настоящее время происходит коренное изменение подходов к теории и практике управления библиотечными процессами и услугами библиотек. Это обусловлено рядом причин.

1.Если раньше библиотека была хранилищем информации и учреждением, осуществляющим доступ к этой информации, то сегодня изменились носители информации (это не только книги и периодика, но и электронные носители). Сеть Интернет усовершенствовали и ускорила условия доступа пользователей к информации.

2.Просветительская роль библиотеки трансформировалась с социальный институт по популяризации знаний и обеспечению интеллектуальных форм досуга.

Данные причины требуют повышения качества управления библиотекой, основой которого является планирование работы.

Главные задачи работы библиотеки:

-популяризация знаний и формирование у пользователей интереса к чтению;

-предоставление актуальной информации пользователям;

-создание новых форм интеллектуального досуга;

-формирование информационных ресурсов, их обработка и хранение.

Направления работы библиотеки зависят от целевых групп пользователей и профиля библиотечных фондов. Однако для всех типов библиотек можно отметить базовые направления просветительской работы, а именно:

- повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы;

- развитие исторического мышления путем привлечения пользователей к чтению исторической литературы;

- распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины, формирование патриотических чувств.

В заключении мы рассмотрели варианты повышения уровня цифровой трансформации на примере Администрации города Москвы.

Сегодня компании по всему миру внедряют в свои бизнес-процессы элементы цифровой трансформации. Это призвано способствовать улучшить качество обслуживания клиентов. Также важным сегодня является и повышение операционной эффективности. Есть еще один «плюс», - компании могут оптимизировать штат сотрудников, уволить ненужных сотрудников.

То есть, цифровая трансформация, по сути, заключается в том, чтобы «делать вещи по-новому (цифровому) способу».

В работе мы рассмотрели роль цифровой трансформации в повышении качестве предоставления услуг гражданам через предоставление им электронных услуг. Мы не просто так рассмотрели проект по повсеместной цифровизации библиотек в Москве, - этот проект играл очень важную роль, - он решал проблему снятия недоверия к электронным услугам у граждан. Это проблема была одной из важных в опросе, который мы анализировали у субъектов МСБ, получавших услуги электронно в районе Адлер г. Сочи.

Еще одной проблемой была проблема «неумения» пользования (а также отсутствия ее) техников, что также решила и продолжает решать инновационная программа по цифровизации библиотек.

[1] Повный, Д.А. Понятие «государственная услуга» в контексте Административной реформы, проводимой в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennaya-usluga-vkonteksteadministrativnoy-reformyprovodimoy-v-rossiyskoy-federatsii / (дата обращения: 02.05.2023).

[2] АНО «КЦСОГ» АНО «Комплексный центр социального обслуживания» [Электронный ресурс]. — URL: socuslugimo.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).

[3] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023)

[4] Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция)

[5] Национальные проекты России [Электронный ресурс]. — URL:

национальныепроекты.рф/ (дата обращения: 02.05.2023).

[6] Министерство социального развития Московской области [Электронный ресурс]. — URL: msr.mosreg.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).

[7]Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I-III. Oxford: Blackwell Publishers, 1996-1998

[8] Библиотеки России - детям (rgdb.ru) [Электронный ресурс]. — URL: https://stat.rgdb.ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=17&ysclid=lh880py5f7960424590/ (дата обращения: 02.05.2023).

[9] В Москве посещаемость городских библиотек возросла за год на 1 млн человек [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/14843353?ysclid=lh88gjgc53301026895 / (дата обращения: 02.05.2023).

[10] Указ Президента РФ №474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

[11] Логачева Н.А. Оценка уровня цифровой зрелости региона в контексте стратегического развития // Известия Санкт-Петербургского Государственного экономического университета. 2021. №2. С. 147-152

[12] Добролюбова Е. И. Оценка цифровой зрелости государственного управления// Информационное общество. 2021. № 2. С. 37-52. [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45729834/ (дата обращения: 02.05.2023).

[13] Центр перспективных управленческих решений [Электронный ресурс]. — URL:

cpur.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).

[14] Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL:

ach.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).

[15] Оценка цифровой зрелости [Электронный ресурс]. — URL: https://4cio.ru/content/4CDTO/ 825.pdf / (дата обращения: 02.05.2023).

[16] Добролюбова Е. И. Оценка цифровой зрелости государственного управления// Информационное общество. 2021. № 2. С. 37-52. [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45729834/ (дата обращения: 02.05.2023).