Найти в Дзене
FilmGourmand

Мосты округа Мэдисон

30 мая 1995 года в городе Бёрбанк, Калифорния, состоялась премьера фильма Клинта Иствуда "Мосты округа Мэдисон". Через три дня после премьеры стартовал показ этого фильма в 1805 кинотеатрах США и Канады.

Литературной основой фильма послужил одноименный роман Роберта Джеймса Уоллера. Роман был написан в 1991 году всего за 11 дней и стал первым произведением художественной литературы 52-летнего доктора философии в сфере бизнеса. Будучи успешным профессором экономики и директором Института Международного Бизнеса при Университете Северной Айовы, Уоллер никогда не помышлял о писательской карьере. Роман он написал, чтобы дарить своим друзьям. Однако, один из его друзей был настолько впечатлен рукописью, что спросил, может ли он попытаться заинтересовать литературного агента этой работой. Позже Уоллер получил судьбоносный звонок от нью-йоркского агента, который спросил: «Роберт, где ты был всю мою жизнь?»

-2

И тогда же, ещё до публикации романа, кинокомпания Amblin Entertainment, основанная Стивеном Спилбергом, приобрела права на экранизацию романа за 25 тысяч долларов. Изначально Спилберг планировал сам ставить фильм по книге Роберта Джеймса Уоллера, но в тот момент он был сильно занят работой над "Списком Шиндлера". Но откладывать съемки фильма было нецелесообразно, поскольку после публикации роман очень быстро начал набирать популярность, и упускать момент было рискованно. Спилберг сначала решил поручить постановку фильма Сидни Поллаку, который, в свою очередь, на главную мужскую роль собирался пригласить Роберта Редфорда. Однако, кандидатура Редфорда не устроила руководство кинокомпании Warner Bros., основного дистрибьютора будущего фильма. В результате роль Роберта Кинкейда - главную мужскую роль в фильме - получил Клинт Иствуд.

-3

Но Клинт Иствуд, влюблённый в роман Уоллера, не удовлетворился только главной ролью в фильме. Он предложил Терри Семелу, главе Warner Bros., свое видение постановки фильма, которое позволяло сократить бюджет картины на 1,5 миллиона долларов. Этот аргумент стал решающим для Терри Семела: режиссёром был назначен Иствуд. На правах режиссёра Иствуд на роль своей партнёрши по фильму выбрал Мерил Стрип, которая сначала даже не рассматривалась в числе кандидатов на роль Франчески. Сам Уоллер, например, очень хотел, чтобы эту роль сыграла Изабелла Росселлини, дочь Ингрид Бергман и Роберто Росселлини. В числе кандидатур рассматривались также Джессика Лэнг, Сьюзен Сэрэндон, Анжелика Хьюстон и даже певица Шер. А кандидатуру Мерил Стрип предложила Иствуду его мама, Рут Вуд.

-4

Фильм был снят за 36 дней, на 10 дней раньше, чем было запланировано. И это позволило ещё больше сэкономить бюджет фильма. Выйдя на экраны, фильм пользовался огромным успехом у зрителей. При бюджете в 24 миллиона долларов кассовые сборы по всему миру превысили 182 миллиона долларов, из которых 71,5 миллиона были заработаны в США, а более 110 миллионов - в других странах. Возможно, причина популярности этого фильма в том, что он, по словам известного американского кинокритика Джонатана Розенбаума,

"служит убедительным консервативным аргументом в пользу супружеской неверности как средства сохранения брака."
-5

Фильм оказался кассово успешным не только сам по себе, но и подстегнул интерес читателей к роману Уоллера. Если к моменту начала съемок фильма книга была издана общим тиражом 9,5 миллионов экземпляров, то после выхода фильма на экраны общий тираж романа во всем мире превысил 60 миллионов экземпляров, благодаря чему роман вошёл в число главных бестселлеров ХХ-го века.

-6

А серьёзного фестивального успеха фильм Клинта Иствуда "Мосты округа Мэдисон" не имел. Так, в начале 1996 года фильм получил две номинации на Золотой Глобус, в том числе в категории Лучший драматический фильм. Но Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы отдала предпочтение картине Энга Ли "Разум и чувства". Компанию "относительных неудачников" фильму Иствуда составила картина "Храброе сердце" Мела Гибсона. Американская Киноакадемия удостоила картину только одной номинацией - Лучшая Актриса в главной женской роли, но Мерил Стрип Оскара не получила.

-7

В том же 1996 году фильм "Мосты округа Мэдисон" получил от номинацию на премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм. Но Французская киноакадемия присудила свою премию фильму Кена Лоуча "Земля и свобода". В компании с картиной Клинта Иствуда оказались "Подозрительные лица (Обычные подозреваемые)" Брайана Сингера и "Андеграунд (Подполье)" Эмира Кустурицы. Похожая ситуация сложилась в споре за премию Японской киноакадемии. Фильм "Мосты округа Мэдисон" снова был номинирован в категории Лучший иностранный фильм. Но первенство было отдано фильму "Побег из Шоушенка" Фрэнка Дарабонта. И снова компания у картины Клинта Иствуда была более, чем достойная: "Форрест Гамп" Роберта Земекиса и "Леон" Люка Бессона.

-8

Мнение ведущих кинокритиков, как американских, так и российских, оказалось на удивление солидарным и в целом совпадающим с оценкой фильма кинематографическим сообществом. И Роджер Эберт, и Джеймс Берардинелли поставили фильму три с половиной звезды из четырех возможных. Рита Кемпли из Washington Post, охарактеризовав фильм Иствуда как

"старомодный «женский фильм», в котором романтические побуждения героини противопоставляются ее матриархальным обязанностям",

тем самым допустила, что какой-то части мужской аудитории фильм может и "не зайти". Вышеупомянутый Джонатам Розенбаум в своей рецензии отметил:

"Клинт Иствуд воскрешает звездную систему, типичную голливудскую историю любви и романтику среднего возраста, но, несмотря на все его мастерство и искренность, он и сценарист Ричард ЛаГравенес не могут полностью превратить шаблонный бестселлер Роберта Джеймса Уоллера в плоть и кость."
-9

Российский кинокритик Евгений Нефёдов поставил фильму 7 баллов по 10-балльной системе. Отмечая присущие фильму трогательность и возвышенную сентиментальность, он пишет, что фильм представляет собой нечто большее, чем просто мелодрама.

"Клинт Иствуд подобно великому британцу Дэвиду Лину в «Короткой встрече» /1945/, живописуя, казалось бы, ситуацию с заурядным, пошлым адюльтером, незаметно выходит на ключевой вопрос – о смысле человеческого существования. Причём само Время если и не воспринимается полноценным действующим лицом, то – незримо присутствует в каждом кадре: в солнечном свете, освещающем мэдисоновские мосты и окрестность, в декорациях фермы Джонсонов и расположенного по соседству провинциального городка, в воздухе… Любовь, даже сдержанная, недопроявленная, сокрытая от окружающих, всё равно способна оказывать благотворное воздействие, заставляя детей Франчески не только, поборов внутренние предубеждения, понять глубину чувств мамы, но и усвоить важные вещи в собственной жизни."
-10

Об оценке фильма Клинта Иствуда "Мосты округа Мэдисон" современными кинозрителями говорят рейтинги, выставленные на сайтах IMDB и Кинопоиск. 63% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10, ...причём, если в США средний рейтинг этого фильма - 7,4, в других странах - 7,7, то в России - 8. Ну, любят в России мелодрамы.

-11

С учетом перечисленного выше рейтинг фильма Клинта Иствуда "Мосты округа Мэдисон" по версии FilmGourmand'а составил 8,095, благодаря чему он занял 595-е место в Золотой Тысяче.

-12