Найти тему

Рецензия на "Мы" Е. Замятина

В наше время антиутопии на волне популярности, но можно ли назвать это антиутопией?

Идеальное общество: отсутствие фантазии, свобод, выбора, заточенность и структурированность - вот характеристика города, в котором живёт главный герой произведения Д-503. Обычный нумер, который начинает писать конспекты для "Интеграла", чтобы его прочли внеземные цивилизации. Сам он непосредственно участвует в его строительстве, что показывает нам пример достойного умного жителя в Едином Государстве.

В произведении черта полной тоталитарности власти не слишком много задействуется, а скорее полная систематизация, аматематиканизация жизни, приведение её к общему стандарту. Это как раз приводит к смерти человека - и появления нумеров, логически думающих, живущих по расписанию, не выказывающих эмоций, не умеющих фантазировать - то есть жизнь. Ведь настоящая жизнь должна иметь краски, разнообразность, эмоции, страсти, переживания, действия - это приносит настоящую свободу и счастье, а не навязанное.

Правительство во главе с Благодетелем использовали тенденцию систематизации мысли и создали на этом государство, жители которого полностью подчиняются ему верят. Из диалога Благодетеля с главным героем же видно, что сам правитель, которого превозносят все жители, может свободно выражаться, что наводит на его осознанность, что он не входит в логическую машину своего же государства. Отсюда Замятин поднимает тему, что вожди, правители, осознанно убивают личность у жителей для полного их контроля, для устранения проблем для власти.

Но всё же люди ли не к этому стремились? Сплошные технологии, расписание, введение чётких планов в жизнь и деятельность - все люди к этому стремятся, а в Едином Государстве продемонстрирован апогей этого. Такая аматематиканезация увеличивает долголетие, здоровье, повышает эффективность в работе и жизни, все люди скреплены общим делом. Не мечта ли это? Замятин порассуждал об этом и выявил, что такая жизнь, сплошь наполненная логикой и планом, убивает в человеке главное - душу. Люди обретают материальное развитие но при этом теряют свободу мысли, способность фантазировать и радоваться жизни. Такие люди полностью подавлены - им хватает ресурсов только на выполнение работы, но не на решительные действия, являющиеся как раз главной движущей силой человечества. Значит получается, что предел достигнут, бесконечность преодолена - люди находятся на высшей ступени развития? Одна цитата Замятина всё объясняет:

"Последней - нет, вещи (так-то революция) бесконечны. Последняя - это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо - чтобы дети спокойно спали по ночам..."

- всё бесконечно, а Единое Государство это лишь комок на развитии человечества.

Смерть свободе мысли это лишь попытка оседлать бесконечность, как видно по концовке, борьба продолжается, и это не искоренить.

Главный герой, Д-503, яркий пример человека разделённого, который не может определиться. Одна его натура полностью систематизирована, другая же - борется за свободу, настоящую жизнь. Это хорошо показывает его черта внешности - волосатые руки. На это буйное начало он всегда обращает внимание, и "первое я" ненавидит их [руки] - то есть происходит борьба. Борьба, под сильнейшим давлением общества, в котором ты вырос, которое тебя воспитало, против свободы, истины, маленькой группой людей. Замятин склонился, что личность в такой борьбе выберет толпу, бездумно идущую за одним вождём, как скот за пастухом.

На протяжении романа и конспектов Д-503 мы видим развитие его мышления, что отлично показал автор. От скучного описания действительности, герой приходит к ярким описаниям чувств бурлящих внутри. Для меня это яркий пример развития с помощью письма - одним из главных источников для освобождения и осмысление. Другой источник - любовь. После встречи с I-330 как раз начинается проявляться "болезнь" героя. Искусственная любовь с О и живая с I - ярко демонстрируют, что чувства нельзя контролировать никаким образом.

В заключении, хочу сказать, что рамки, стены, только убивают настоящего человека. Нужно наслаждаться жизнью, жить по настоящему - только тогда мы сможем построить счастливое общество.