- Режиссёры Роберт Родригес, Итан Маникес, Хуан Пабло Эск… Это из другого кино, да.
Грохотал ли тут роково-сопливый эмо-поп-панк «Offspring»? Наверное, да. Мало какой молодёжный ужастик второй половины девяностых обходился без этих душевных ребят. Но то не главное, куда важнее рассказ о самом фильме от гения трэша, режиссёра «Отчаянного» и «От заката до рассвета», кореша Тарантины, Роберта Родригеса.
Торопыгам: жил-был простой американский городишко типа Вудсборо, где студентиков укотрупливали в промышленных масштабах и по всей делянке. Тут такого не случилось, ребятишки в виде взрослых дядь с тётями учились, играли в футбол, само собой – американский, употребляли запрещёнку, лизали друг другу лица и всячески бедокурили. И тут… Откуда не возьмись – на городок свалилась неведомая космическая хтонь и давай заражать своими головастиками людишек, естественно начав не с мэрии или офиса шерифа, а с самого важного заведения округи – школы.
На беду космической погани в школе собралась компашка из ботана, отличницы, эмо-девы, туповатого спортсмена и местного альфа-драгдиллера. И, поняв всю глубину галактической адовой пустоты, куда их ввергает злокозненное чудище, поцики с биксами решили сопротивляться, превозмогая и, куда ж без этого, попутно влюбляясь друг в друга. Наши победили, хэппи-энд, старик Хайнлайн и его «Вторжение похитителей тел» восхищённо поражаются наглости мексикашки-кинодела.
А теперь нудно, ностальгируя и заостряясь на ненужных мелочах, рассказец о фильме для более спокойных читателей.
«Факультет» почти полностью состоит из штампов и картона в виде персонажей. Тут тебе белая ворона с золотой душой, отличница с диким набором комплексов, туповатый квотербек с скрытой тягой изменить себя, одинокий герой без родных и острым желанием справедливости и, конечно же, самый главный ботан с фотоаппаратом и рожей будущего Фродо.
Да-да, вся эта шайка-лейка совершенных противоположностей, собранная воедино умудрилась вооружиться самым главным – актёрской химией, разбавила её молодостью, точёной красотой Брюстер и харизмой подрастающего Харнетта, подарив миру настоящий шедевр. Простейше-глуповатая история-калька с небольшого романа одного из отцов-основателей сай-фай является именно шедевром, обладающим золотым сечением глупых боевиков восьмидесятых. Тех самых, что старые-добрые и кои до сих пор не переплюнуть никакому «Джону Уику».
Выверенность сценария, где страшноватого оказалось минимум и куда больше было «бу!», чем хотя бы немного настоящего ужаса, мистика и притягательность самой загадки, хорошо замаскированная личность инопланетного Зла и, конечно же, универсальные типажи всех, включая учителей.
Ну у кого, скажите на милость, не имелось такого яростного физрука или у кого не встречалась по-настоящему красивая учительница? То-то же, как и менеджер в роли директора, что в Американщине, что у нас с вами в районе. Родригес сумел сделать один из своих лучших фильмов, вложив в него свою любовь к грайндхаусу и пройдя по самой грани, умудрившись не шагнуть за неё, скатившись в тот самый трэшак. Эту ошибку любитель тако и начос сотворит спустя две пятилетки, забабахав «Планету страха».
Универсальность фильма выражается в главном – испытании временем. Если пересматривать его сверстника, трилогию «Крик» сейчас, после «Очень страшного кино», не придёт в голову, то «Факультет» не стареет. В отличие от, к сожалению, актёров и нас с вами. Тем ценнее старшее поколение лицедеев, снявшихся у Родригеса.
Если Джордана Брюстер, еще не ставшая сестрой Торетто и не высохшая в мумию «Смертельного оружия», являла собой красоту молодого поколения, то её старшие товарки совершенно не подкачали, показывая всю прелесть самого расцвета женственности. Сельма Хайек, горячая и страстная как маринованные перчики, хороша даже в роли школьной медсестры. А Фамке Янссен, прекрасная голландка, даже близко не думавшая ни о роли Джин Грей, ни о последствиях пластики, тут настоящее отражение ролевых игр о застенчивой училке, прячущей внутри разгульную красотку из Мулен Руж.
Ну, а Роберт Патрик, после ужасающего и тем прекрасного робота из жидкого металла, наконец-то получил злодейскую роль своего уровня, явив предводителя не только обращённой команды футболистов, но и всей учительской, беспощадного, неумолимого и прущего к цели ровно бульдозер.
Камерность «Факультета», намеренно подчёркивающая неотвратимость превращения людей в нечто страшное, также одна из важнейших составляющих успеха. Но это вполне объяснимо, от подобной камерности веет классическим противостоянием, что с любителем перчатки и бритвенных лезвий, что с поклонником всякого садово-огородного инвентаря, что со сторонником радикального использования бензопилы. Но, стоит признать, справиться с подобным шаблоном могут далеко не все кинодеятели. Тем паче стоит признать: когда хороший режиссёр берется за нечто шаблонное, но желает сделать отличную вещь, то… То у него вполне выходит и «Факультет» тому доказательство.
Что же касается ностальгии, то она всё же вредна, пусть никуда не деться от неё при повторе «Факультета» что на каком-то телеканале, что с помощью собственной коллекции. Но это, наверное, нормально – смотря какое-то хорошее старое кино немного вспомнить себя из того времени.
П.С: да, здесь есть вещь «Оффспринга» с альбома «Американа».
П.П.С: несмотря на указанную эмо-рок-сопливость ребят-поп-панков мою любовь к их творчеству не истребить. И все четыре альбома 90-ых, включая играющую сейчас «Американу», свидетели моей честности.